Публикации
План-конспект открытого урока по флейте
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План-конспект открытого урока по флейте
Автор: Сидоров Александр Сергеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План-конспект открытого урока по флейте
Автор: Сидоров Александр Сергеевич
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ФЛЕЙТА
ПО.01.УП.01. ФЛЕЙТА
План-конспект
открытого урока
Преподаватель: Сидоров А.С
Класс: 3 (ФГТ-5)
Фамилия, имя учащегося: Новиковская Варвара (для индивидуальных занятий)
Тема: Работа над этюдами
Дата проведения: 16.12.2021.
2021 - 2022 учебный год
Компьютерный вариант конспекта занятия поможет педагогам дополнительного образования воспользоваться гиперссылками
— частью электронногодокумента, который ссылается на другой элемент, например, навеб-страницу с необходимой информацией по данной теме.
Цель урока: Освоение и закрепление определенных технических и художественных исполнительских навыков.
Задачи урока:
Воспитательная: эстетическое воспитание детей, развитие и обогащения музыкально – слухового и исполнительского навыка учащегося, расширить музыкальный кругозор.
Развивающая: создание положительной мотивации и условий для творческой работы.
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний и навыков, овладение новым материалом.
Методы обучения:
Словесные: вступительное слово об этюдах в целом, для чего нужен и необходим технический материал, музыкальная терминология.
Наглядные: папки для нот, упражнения подобранные к данным этюдам.
Практические: Показ правильного исполнения технического материала, метро-ритмические упражнения.
Оборудование:
пюпитр, флейты – 2 штуки
Ход урока
Организационная часть:
Проверка посещаемости в журнале
Проверка готовности рабочего места
Мотивация на активное творческое мышление и творческое воображение
Вводная часть
Вступление
Объявление темы и цели урока
Знакомство с ходом урока
Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.04 Специальность (флейта) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты (срок обучения 5(6)лет). Разработан для учащегося 3 класса по предмету Специальность (флейта). Занятиепроходит в течение 45 минут(возраст учащегося 12 лет).
Этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого – либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования и развития исполнительской техники. Жанр Этюда известен с XVIII века. Этюды являются не только упражнениями на технику, но и имеют большую художественную ценность. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, отработка определенных штрихов – для того, чтобы музыкант – исполнитель смог отточить свое мастерство. В этюдах необходимо соблюдения определенного темпа, музыкальных штрихов и прочих нюансов игры.
Этюды имеющие мелодическое построение, цели и задачи построены например на отработку определенного штриха и определенного ритмического рисунка. В таких этюдах имеются все средства выразительности, которые присущи музыкальной литературе (мелодическое построение, фразировка, динамические оттенки, штрихи). Этюды в виде упражнений, где узконаправленная цель, например одна задача состоит на работу отдельных клапанов и пальцев, связанных с ними.
Все погрешности технического порядка у исполнителя на флейте заметны гораздо больше, чем у исполнителей на других духовых инструментах. На флейте можно играть высококачественным звуком, без лишнего шипа и свиста, но для этого нужно овладеть большим мастерством, которое формируется с помощью рациональных методов обучения при помощи упражнений и этюдов.
Важнейшим фактором организации урока данной дисциплины является систематичность и регулярность.
Практическая часть
Правильная постановка (губ, дыхания, всего корпуса).
Упражнения на дыхание.
Упражнения для работы над атакой при помощи (языка) на слоги дю – тю
Исполнение этюдов. Исполнение упражнений с использованием разных приемов звуковедения (легато, стаккато, нон легато).
В процессе работы над этюдом Должикова Ю. № 9 ставится сразу несколько задач.
1) Работа над исполнением штриха стаккато, который тренирует мышцы диафрагмы (чистота работы языка) и артикуляцией в целом. Штриховая техника является элементом артикуляции с произношением различных слогов. Развитие способа исполнения последовательного ряда звуков при игре.
2) Работа над чистой интонацией, дыханием (работа диафрагмы), аппликатурой.
3) Работа над художественным образом этюда (фразировкой, динамикой, выразительностью и эмоциональностью исполнения каждой фразы).
Музыкально – ритмическая деятельность.
В этюде № 11 композиторы которого Таффанель Поль – Филипп Гобер, ставятся следующие задачи.
Определенная работа заключалась над штрихом легато (работа над плавностью соединения нот, чистотой интонации при переходах в октавы).
Работа над фразировкой (правильное распределения дыхания диафрагмы).
Работа над мелодической линией, выразительностью исполнения (динамика).
При работе над разучиванием этюдов следует по возможности добиваться грамотного и выразительного исполнения.
Совмещать развитие двигательно – игровых навыков учащегося со слуховым восприятием. Основой исполнения является соответствие звука с движениями и ощущениями рук, губ, языка учащегося.
Заключительная часть
Подведение итогов урока
Анализ работы учащегося
Выставление оценки в дневник
Используемая литература
1. Должиков Ю. Нотная папка флейтиста № 1. Методика, упражнения, этюды. Начальные классы музыкальной школы. М., 2004 г.
2. Розанов С. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах М., 1935 г.
3. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах М., 1970 г.
4. Должиков Ю. Школа игры на флейте М., 1986 г.
5. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте М., 1989 г.
6. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах М., 1975 г.
Используемые интернет - ресурсы
1. Формирование основных навыков исполнительской техники
2. Основы техники игры на флейте
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ФЛЕЙТА
ПО.01.УП.01. ФЛЕЙТА
План-конспект
открытого урока
Преподаватель: Сидоров А.С
Класс: 3 (ФГТ-5)
Фамилия, имя учащегося: Новиковская Варвара (для индивидуальных занятий)
Тема: Работа над этюдами
Дата проведения: 16.12.2021.
2021 - 2022 учебный год
Компьютерный вариант конспекта занятия поможет педагогам дополнительного образования воспользоваться гиперссылками
— частью электронногодокумента, который ссылается на другой элемент, например, навеб-страницу с необходимой информацией по данной теме.
Цель урока: Освоение и закрепление определенных технических и художественных исполнительских навыков.
Задачи урока:
Воспитательная: эстетическое воспитание детей, развитие и обогащения музыкально – слухового и исполнительского навыка учащегося, расширить музыкальный кругозор.
Развивающая: создание положительной мотивации и условий для творческой работы.
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний и навыков, овладение новым материалом.
Методы обучения:
Словесные: вступительное слово об этюдах в целом, для чего нужен и необходим технический материал, музыкальная терминология.
Наглядные: папки для нот, упражнения подобранные к данным этюдам.
Практические: Показ правильного исполнения технического материала, метро-ритмические упражнения.
Оборудование:
пюпитр, флейты – 2 штуки
Ход урока
Организационная часть:
Проверка посещаемости в журнале
Проверка готовности рабочего места
Мотивация на активное творческое мышление и творческое воображение
Вводная часть
Вступление
Объявление темы и цели урока
Знакомство с ходом урока
Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.04 Специальность (флейта) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты (срок обучения 5(6)лет). Разработан для учащегося 3 класса по предмету Специальность (флейта). Занятиепроходит в течение 45 минут(возраст учащегося 12 лет).
Этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого – либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования и развития исполнительской техники. Жанр Этюда известен с XVIII века. Этюды являются не только упражнениями на технику, но и имеют большую художественную ценность. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, отработка определенных штрихов – для того, чтобы музыкант – исполнитель смог отточить свое мастерство. В этюдах необходимо соблюдения определенного темпа, музыкальных штрихов и прочих нюансов игры.
Этюды имеющие мелодическое построение, цели и задачи построены например на отработку определенного штриха и определенного ритмического рисунка. В таких этюдах имеются все средства выразительности, которые присущи музыкальной литературе (мелодическое построение, фразировка, динамические оттенки, штрихи). Этюды в виде упражнений, где узконаправленная цель, например одна задача состоит на работу отдельных клапанов и пальцев, связанных с ними.
Все погрешности технического порядка у исполнителя на флейте заметны гораздо больше, чем у исполнителей на других духовых инструментах. На флейте можно играть высококачественным звуком, без лишнего шипа и свиста, но для этого нужно овладеть большим мастерством, которое формируется с помощью рациональных методов обучения при помощи упражнений и этюдов.
Важнейшим фактором организации урока данной дисциплины является систематичность и регулярность.
Практическая часть
Правильная постановка (губ, дыхания, всего корпуса).
Упражнения на дыхание.
Упражнения для работы над атакой при помощи (языка) на слоги дю – тю
Исполнение этюдов. Исполнение упражнений с использованием разных приемов звуковедения (легато, стаккато, нон легато).
В процессе работы над этюдом Должикова Ю. № 9 ставится сразу несколько задач.
1) Работа над исполнением штриха стаккато, который тренирует мышцы диафрагмы (чистота работы языка) и артикуляцией в целом. Штриховая техника является элементом артикуляции с произношением различных слогов. Развитие способа исполнения последовательного ряда звуков при игре.
2) Работа над чистой интонацией, дыханием (работа диафрагмы), аппликатурой.
3) Работа над художественным образом этюда (фразировкой, динамикой, выразительностью и эмоциональностью исполнения каждой фразы).
Музыкально – ритмическая деятельность.
В этюде № 11 композиторы которого Таффанель Поль – Филипп Гобер, ставятся следующие задачи.
Определенная работа заключалась над штрихом легато (работа над плавностью соединения нот, чистотой интонации при переходах в октавы).
Работа над фразировкой (правильное распределения дыхания диафрагмы).
Работа над мелодической линией, выразительностью исполнения (динамика).
При работе над разучиванием этюдов следует по возможности добиваться грамотного и выразительного исполнения.
Совмещать развитие двигательно – игровых навыков учащегося со слуховым восприятием. Основой исполнения является соответствие звука с движениями и ощущениями рук, губ, языка учащегося.
Заключительная часть
Подведение итогов урока
Анализ работы учащегося
Выставление оценки в дневник
Используемая литература
1. Должиков Ю. Нотная папка флейтиста № 1. Методика, упражнения, этюды. Начальные классы музыкальной школы. М., 2004 г.
2. Розанов С. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах М., 1935 г.
3. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах М., 1970 г.
4. Должиков Ю. Школа игры на флейте М., 1986 г.
5. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте М., 1989 г.
6. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах М., 1975 г.
Используемые интернет - ресурсы
1. Формирование основных навыков исполнительской техники
2. Основы техники игры на флейте