Публикации
Семинар-практикум для педагогов "Педагогическая компетентность"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум для педагогов "Педагогическая компетентность"
Автор: Мильшина Анастасия Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум для педагогов "Педагогическая компетентность"
Автор: Мильшина Анастасия Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Калининского района
Детский сад № 21 комбинированного вида
Семинар-практикум для педагогов
Педагогическая компетентность
Разработал
Педагог-психолог Мильшина А.В.
Семинар-практикум для педагогов
Педагогическая компетентность
1.Вводное слово.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, проходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога, постараемся осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
2. Игра Качества
Каждому из васнеобходимо выбратьтри качества, которые наиболее проявляются в вас, а так же вы считаете, что эти качества окружающие видят в вас. Предлагаю написать каждое качество на отдельной бумажке и свернуть. (Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель и избрать пути ее достижения; организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Личностные качества хорошего педагога:гуманност; самообладание; дисциплинированность; гибкость поведения; идейная убежденность; гражданственность; инициативность; порядочность; искренность; стремление к самосовершенствованию).
(складываются в коробку)
А теперь предлагаю каждому по очереди брать по одной бумажке, прочитать его и отдать тому, для когооно характерно(у нескольких педагогов спросить)Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?
Каждый из вас получил разное количество бумажек.
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
Деловая игра Модель профессиональной компетентности
Деление на группы
- Здесь написаны качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Предлагаю каждому из вас выбрать лист, определить какое это качество: профессиональное или личностное и выбрать группу к которой оно относится.
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.
Группа пользователей: педагоги.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:
1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
2. теоретическая часть.
3. демонстрационная часть.
4. заключительная часть.
Практическая часть
Организационный этап:
- Вы уже поделены на группы. Сейчас предлагаю каждой группе выбирать секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранителя времени - для контроля времени, оратора - для защиты своей работы. Время - 3-5 минут.
4.Этап Мозговой штурм
- Ваша задача разработать модель профессиональной компетентности педагога. Но для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества, составляющие профессиональную компетентность педагога.
- Роль секретаря записать любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем групповое обсуждение, задача - выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время – 10-15 минут.
Оформительный этап
- Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения. Пять – личностные качества, пять – профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы – 15 минут.
Демонстрационный этап
- А сейчас предоставляется слово Оратору для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут.
(после каждой презентации)
Этап оценивания модели другой группы
На цветном листе бумаги отметьте значком ваше отношение к модели профессиональной компетентности педагога противоположной группы: (обозначение знаков на слайде).
+ + — очень хорошая идея;+ — неплохая идея;0 — не удалось найти конструктива;НР — невозможно реализовать;ТР — трудно реализовать;РР — реально реализовать.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.Квалификационная характеристика—это, по существу, свод обобщенных требований к воспитателю на уровне его теоретического и практического опыта.
5.Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов.
Педагогам предлагается таблица, состоящая из трех столбцов, им необходимо заполнить третью колонку, поработав в группах (формируются 6 групп).
Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
№ п/п
Базовые компетентности педагога
Характеристики
компетентностей
Показатели
Оценкикомпетентности
1
2
3
4
1. Социально-личностные компетентности
1.1
Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность
Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.
Вера в силы и возможности ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности
-Создание ситуации успеха для
обучающихся.
-Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
-Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.
- Разработка индивидуально
ориентированных образовательных проектов.
-Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.
-Разработка индивидуальной программы развития ученика.
-Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира
1.2
Способность индивидуализировать образовательный процесс
Интерес к внутреннему миру
обучающихся предполагает
не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
-Выявление индивидуальных
предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей),
возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.
-Создание индивидуализированной образовательной программы.
-Умение составить устную иписьменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.
-Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.
-Умение построить индивидуальную воспитательную программу.
-Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
1.3
Способность понимать и принимать точку зрения
других субъектов
образовательного
процесса
Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции
-Интерес к мнениям и позициям
других.
-Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.
1.4
Общая культура
Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальнойи духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся
-Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества.
-Знание материальных и духовных интересов молодёжи.
-Организация внеурочной деятельности учеников.
-Знание проблем внутреннегомира ребёнка.
-Ориентация в системе межличностных отношений
1.5
Эмоциональная
устойчивость
Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.
-В трудных ситуациях педагогсохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.
-Не стремится избежатьэмоционально-напряжённых ситуаций.
-Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.
-Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.
1.6
Позитивная направленность на
педагогическую
деятельность.
Уверенность в
себе
В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность
профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность
-Осознание целей и ценностейпедагогической деятельности.
-Позитивное настроение.
-Желание работать.
-Высокая профессиональная самооценка
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности
2.1
Способность перевести тему урока в педагогическую задачу
Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект- субъектного подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности
-Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.
-Осознание нетождественности
темы урока и цели урока.
-Владение конкретным набором
способов перевода темы в задачу.
-Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.
-Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
2.2
Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с
мотивацией и общей успешностью
-Знание возрастных особенностей обучающегося.
-Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте
3. Мотивация учебной деятельности
3.1
Способность
обеспечить
успех в деятельности
Компетентность, позволяющая
обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения
-Знания возможностей конкретных учеников.
-Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.
-Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.
-Знание интересов, потребностей воспитанников.
-Умение определить социальный статус воспитанника.
-Демонстрация последствий тогоили иного поступка, поведения
3.2
Компетентность в педагогическом оценивании
Педагогическое оценивание
служит реальным инструментом осознания обучающимся
своих достижений и недоработок
-Знание многообразия педагогических оценок.
-Знакомство с литературойпо
данному вопросу.
-Владение (применение) различными методами оценивания
3.3
Способность
превращать
учебную задачу в личностно
значимую
Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих
мотивацию учебной деятельности
-Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.
-Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.
-Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
4. Информационная компетентность
4.1
Компетентность в предмете преподавания
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения
-Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось).
-Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений.
-Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач на ЦТ, олимпиад: районных, областных, республиканских.
-Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.
-Знание жизненного пути воспитанника.
-Знание семейной обстановки.
-Знание травмирующих ситуаций.
-Умение установить социальный статус воспитанника.
4.2
Компетентность в методах
преподавания
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и
формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный
подход к творческой личности и
её развитие
-Знание методов и методик преподавания.
-Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих находок и методов, авторская программа.
-Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых
информационных технологий.
-Использование в учебном процессе современных методов обучения
4.3
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников
и учебных коллективов)
Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.
Служит условием реализации
гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию
академической активности
-Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.
-Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом).
-Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.
-Разработка индивидуальныхпроектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся.Владение методами социометрии.
-Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.
-Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.
-Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
-Знание индивидуальных особенностей учеников.
-Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников
4.4
Способность
вести самостоятельный поиск
информации
Профессиональный рост и творческий подход к педагогической
деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний
и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
-Профессиональная любознательность.
-Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями.
-Использование различных баз данных в образовательном процессе.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
5.1
Способность
разработать образовательную
программу, вы-
брать учебники и учебные комплекты
Разработка образовательной
программы является базовой
в системе профессиональных
компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных
программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами
целенаправленного влияния на
развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание
на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ,
характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся
--Знание образовательных стандартов и примерных программ.
-Наличие персонально разработанных образовательных программ:
а) характеристика этих программ
по содержанию, по источникам
информации;
б) по материальной базе, на которой должны реализовываться
программы;
в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся
-Обоснованность используемых
образовательных программ.
-Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.
-Участие работодателей в разработке образовательной программы.
-Знание учебников и учебно -
методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных МО.
-Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.
5.2
Способность
принимать решения в различных педагогических ситуациях
Разрешение педагогических
проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных
-Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.
-Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.
-Владение критерием предпочтительности при выборе тогоили иного решающего правила.
-Знание критериев достиженияцели.
-Знание нетипичных конфликтных ситуаций.
-Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.
-Развитость педагогического мышления.
6. Компетенции в организации учебной деятельности
6.1
Компетентность
в установлении субъект-
субъектных отношений
Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность
педагога к взаимопониманию,
установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснятьинтересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога
-Компетентность в целеполагании.
-Предметная компетентность.
-Методическая компетентность.
-Готовность к сотрудничеству.
-Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности
6.2
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи
и способах деятельности
Готовность педагога включать
новый материал в систему уже
освоенных знаний или умений
и путём демонстрации практического применения изучаемого
материала
-Знание того, что знают и пони-
мают ученики.
-Свободное владение изучаемым материалом.
-Осознанное включение нового учебного материала в системуосвоенных знаний обучающихся.
-Демонстрация практического применения изучаемого материала.
-Опора на чувственное восприятие
6.3
Компетентность в педагогическом оценивании
Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного Я обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других
с самооценкой педагога
-Знание функций педагогической оценки.
-Знание видов педагогическойоценки.
-Знание того, что подлежитоцениванию в педагогическойдеятельности.
-Владение методами педагогического оценивания.
-Умение продемонстрировать
эти методы на конкретных примерах.
-Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
6.4
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать
-Свободное владение учебным
материалом.
-Знание типичных трудностей
при изучении конкретных тем.
-Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.
-Умение выявить уровень развития обучающихся.
-Владение методами объективногоконтроля и оценивания
6.5
Компетентность в использовании современных средств
и систем организации
образовательногопроцесса
Обеспечивает эффективность
образовательного процесса
-Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.
-Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.
-Умение обосновать выбранные методы и средства обучения
6.6
Компетентность в способах умственной
деятельности
Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных
операции
-Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.
-Умение сформировать интеллектуальные операции учеников.
-Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче
Рефлексия Игра "Проблема на ладошке”
Ход игры:
- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.
(ведущий держит на ладошке красивый шар)
- Я смотрю на этот шар. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
И что нового я узнал на деловой игре?
(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.
(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)
(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)
Детский сад № 21 комбинированного вида
Семинар-практикум для педагогов
Педагогическая компетентность
Разработал
Педагог-психолог Мильшина А.В.
Семинар-практикум для педагогов
Педагогическая компетентность
1.Вводное слово.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, проходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога, постараемся осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
2. Игра Качества
Каждому из васнеобходимо выбратьтри качества, которые наиболее проявляются в вас, а так же вы считаете, что эти качества окружающие видят в вас. Предлагаю написать каждое качество на отдельной бумажке и свернуть. (Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель и избрать пути ее достижения; организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Личностные качества хорошего педагога:гуманност; самообладание; дисциплинированность; гибкость поведения; идейная убежденность; гражданственность; инициативность; порядочность; искренность; стремление к самосовершенствованию).
(складываются в коробку)
А теперь предлагаю каждому по очереди брать по одной бумажке, прочитать его и отдать тому, для когооно характерно(у нескольких педагогов спросить)Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?
Каждый из вас получил разное количество бумажек.
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
Деловая игра Модель профессиональной компетентности
Деление на группы
- Здесь написаны качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Предлагаю каждому из вас выбрать лист, определить какое это качество: профессиональное или личностное и выбрать группу к которой оно относится.
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.
Группа пользователей: педагоги.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:
1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
2. теоретическая часть.
3. демонстрационная часть.
4. заключительная часть.
Практическая часть
Организационный этап:
- Вы уже поделены на группы. Сейчас предлагаю каждой группе выбирать секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранителя времени - для контроля времени, оратора - для защиты своей работы. Время - 3-5 минут.
4.Этап Мозговой штурм
- Ваша задача разработать модель профессиональной компетентности педагога. Но для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества, составляющие профессиональную компетентность педагога.
- Роль секретаря записать любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем групповое обсуждение, задача - выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время – 10-15 минут.
Оформительный этап
- Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения. Пять – личностные качества, пять – профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы – 15 минут.
Демонстрационный этап
- А сейчас предоставляется слово Оратору для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут.
(после каждой презентации)
Этап оценивания модели другой группы
На цветном листе бумаги отметьте значком ваше отношение к модели профессиональной компетентности педагога противоположной группы: (обозначение знаков на слайде).
+ + — очень хорошая идея;+ — неплохая идея;0 — не удалось найти конструктива;НР — невозможно реализовать;ТР — трудно реализовать;РР — реально реализовать.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.Квалификационная характеристика—это, по существу, свод обобщенных требований к воспитателю на уровне его теоретического и практического опыта.
5.Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов.
Педагогам предлагается таблица, состоящая из трех столбцов, им необходимо заполнить третью колонку, поработав в группах (формируются 6 групп).
Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
№ п/п
Базовые компетентности педагога
Характеристики
компетентностей
Показатели
Оценкикомпетентности
1
2
3
4
1. Социально-личностные компетентности
1.1
Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность
Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.
Вера в силы и возможности ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности
-Создание ситуации успеха для
обучающихся.
-Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
-Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.
- Разработка индивидуально
ориентированных образовательных проектов.
-Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.
-Разработка индивидуальной программы развития ученика.
-Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира
1.2
Способность индивидуализировать образовательный процесс
Интерес к внутреннему миру
обучающихся предполагает
не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
-Выявление индивидуальных
предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей),
возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.
-Создание индивидуализированной образовательной программы.
-Умение составить устную иписьменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.
-Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.
-Умение построить индивидуальную воспитательную программу.
-Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
1.3
Способность понимать и принимать точку зрения
других субъектов
образовательного
процесса
Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции
-Интерес к мнениям и позициям
других.
-Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.
1.4
Общая культура
Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальнойи духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся
-Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества.
-Знание материальных и духовных интересов молодёжи.
-Организация внеурочной деятельности учеников.
-Знание проблем внутреннегомира ребёнка.
-Ориентация в системе межличностных отношений
1.5
Эмоциональная
устойчивость
Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.
-В трудных ситуациях педагогсохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.
-Не стремится избежатьэмоционально-напряжённых ситуаций.
-Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.
-Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.
1.6
Позитивная направленность на
педагогическую
деятельность.
Уверенность в
себе
В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность
профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность
-Осознание целей и ценностейпедагогической деятельности.
-Позитивное настроение.
-Желание работать.
-Высокая профессиональная самооценка
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности
2.1
Способность перевести тему урока в педагогическую задачу
Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект- субъектного подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности
-Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.
-Осознание нетождественности
темы урока и цели урока.
-Владение конкретным набором
способов перевода темы в задачу.
-Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.
-Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
2.2
Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с
мотивацией и общей успешностью
-Знание возрастных особенностей обучающегося.
-Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте
3. Мотивация учебной деятельности
3.1
Способность
обеспечить
успех в деятельности
Компетентность, позволяющая
обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения
-Знания возможностей конкретных учеников.
-Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.
-Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.
-Знание интересов, потребностей воспитанников.
-Умение определить социальный статус воспитанника.
-Демонстрация последствий тогоили иного поступка, поведения
3.2
Компетентность в педагогическом оценивании
Педагогическое оценивание
служит реальным инструментом осознания обучающимся
своих достижений и недоработок
-Знание многообразия педагогических оценок.
-Знакомство с литературойпо
данному вопросу.
-Владение (применение) различными методами оценивания
3.3
Способность
превращать
учебную задачу в личностно
значимую
Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих
мотивацию учебной деятельности
-Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.
-Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.
-Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
4. Информационная компетентность
4.1
Компетентность в предмете преподавания
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения
-Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось).
-Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений.
-Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач на ЦТ, олимпиад: районных, областных, республиканских.
-Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.
-Знание жизненного пути воспитанника.
-Знание семейной обстановки.
-Знание травмирующих ситуаций.
-Умение установить социальный статус воспитанника.
4.2
Компетентность в методах
преподавания
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и
формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный
подход к творческой личности и
её развитие
-Знание методов и методик преподавания.
-Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих находок и методов, авторская программа.
-Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых
информационных технологий.
-Использование в учебном процессе современных методов обучения
4.3
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников
и учебных коллективов)
Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.
Служит условием реализации
гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию
академической активности
-Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.
-Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом).
-Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.
-Разработка индивидуальныхпроектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся.Владение методами социометрии.
-Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.
-Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.
-Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
-Знание индивидуальных особенностей учеников.
-Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников
4.4
Способность
вести самостоятельный поиск
информации
Профессиональный рост и творческий подход к педагогической
деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний
и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
-Профессиональная любознательность.
-Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями.
-Использование различных баз данных в образовательном процессе.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
5.1
Способность
разработать образовательную
программу, вы-
брать учебники и учебные комплекты
Разработка образовательной
программы является базовой
в системе профессиональных
компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных
программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами
целенаправленного влияния на
развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание
на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ,
характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся
--Знание образовательных стандартов и примерных программ.
-Наличие персонально разработанных образовательных программ:
а) характеристика этих программ
по содержанию, по источникам
информации;
б) по материальной базе, на которой должны реализовываться
программы;
в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся
-Обоснованность используемых
образовательных программ.
-Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.
-Участие работодателей в разработке образовательной программы.
-Знание учебников и учебно -
методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных МО.
-Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.
5.2
Способность
принимать решения в различных педагогических ситуациях
Разрешение педагогических
проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных
-Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.
-Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.
-Владение критерием предпочтительности при выборе тогоили иного решающего правила.
-Знание критериев достиженияцели.
-Знание нетипичных конфликтных ситуаций.
-Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.
-Развитость педагогического мышления.
6. Компетенции в организации учебной деятельности
6.1
Компетентность
в установлении субъект-
субъектных отношений
Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность
педагога к взаимопониманию,
установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснятьинтересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога
-Компетентность в целеполагании.
-Предметная компетентность.
-Методическая компетентность.
-Готовность к сотрудничеству.
-Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности
6.2
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи
и способах деятельности
Готовность педагога включать
новый материал в систему уже
освоенных знаний или умений
и путём демонстрации практического применения изучаемого
материала
-Знание того, что знают и пони-
мают ученики.
-Свободное владение изучаемым материалом.
-Осознанное включение нового учебного материала в системуосвоенных знаний обучающихся.
-Демонстрация практического применения изучаемого материала.
-Опора на чувственное восприятие
6.3
Компетентность в педагогическом оценивании
Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного Я обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других
с самооценкой педагога
-Знание функций педагогической оценки.
-Знание видов педагогическойоценки.
-Знание того, что подлежитоцениванию в педагогическойдеятельности.
-Владение методами педагогического оценивания.
-Умение продемонстрировать
эти методы на конкретных примерах.
-Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
6.4
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать
-Свободное владение учебным
материалом.
-Знание типичных трудностей
при изучении конкретных тем.
-Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.
-Умение выявить уровень развития обучающихся.
-Владение методами объективногоконтроля и оценивания
6.5
Компетентность в использовании современных средств
и систем организации
образовательногопроцесса
Обеспечивает эффективность
образовательного процесса
-Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.
-Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.
-Умение обосновать выбранные методы и средства обучения
6.6
Компетентность в способах умственной
деятельности
Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных
операции
-Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.
-Умение сформировать интеллектуальные операции учеников.
-Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче
Рефлексия Игра "Проблема на ладошке”
Ход игры:
- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.
(ведущий держит на ладошке красивый шар)
- Я смотрю на этот шар. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
И что нового я узнал на деловой игре?
(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.
(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)
(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)