Публикации
Период адаптации детей к детскому саду
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Период адаптации детей к детскому саду
Автор: Макарова Любовь Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Период адаптации детей к детскому саду
Автор: Макарова Любовь Сергеевна
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙКДЕТСКОМУ САДУ
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:
Системность, четкая целенаправленность и плановость;
Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
Возрастной характер взаимодействия с родителями;
Открытость и доброжелательность.
Адаптация(от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно подадаптациейпонимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптацияявляется активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.
Детскийсад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этогопериод адаптацииу каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью вдетский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс.
Адаптация ребенка к условиям детскогосада включает в себя три составляющие: физиологическуюадаптацию, психологическую и социальную(личностную)адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый видадаптацииребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.
Адаптация имеет три степени тяжести:
Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
Средняя – от четырех до шести недель.
Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжатьсяи до шести-девяти месяцев.
В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела, давления;
снижение иммунитета;
изменения характера стула;
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).
У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до целого дня.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.
На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Малышу предстоит привыкнуть к:
Невозможности уединения:
Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
Необходимости самоограничений;
Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
Необходимости отстаивать свое личное пространство;
К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Течение адаптации зависит от следующих факторов:
возраст ребенка;
состояние здоровья;
уровень здоровья;
умение общаться со сверстниками;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
По характеру поведения при поступлении вдетскийсадик детей условно можно разделить на 4 группы.
-Первая группа.Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.
-Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной,отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат.Адаптацияэтих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.
Характер и длительностьадаптационного периодазависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.
- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сададетского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.
В четвёртую группу выделяются дети, которыеадаптировалисьс первого дня и посещаютдетскийсад с большим удовольствием и по сей день.
Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Советы родителям.
Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
Ни в коем случае нельзя пугать детским садом (Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!).
Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.
После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:
Системность, четкая целенаправленность и плановость;
Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
Возрастной характер взаимодействия с родителями;
Открытость и доброжелательность.
Адаптация(от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно подадаптациейпонимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптацияявляется активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.
Детскийсад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этогопериод адаптацииу каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью вдетский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс.
Адаптация ребенка к условиям детскогосада включает в себя три составляющие: физиологическуюадаптацию, психологическую и социальную(личностную)адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый видадаптацииребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.
Адаптация имеет три степени тяжести:
Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
Средняя – от четырех до шести недель.
Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжатьсяи до шести-девяти месяцев.
В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела, давления;
снижение иммунитета;
изменения характера стула;
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).
У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до целого дня.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.
На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Малышу предстоит привыкнуть к:
Невозможности уединения:
Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
Необходимости самоограничений;
Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
Необходимости отстаивать свое личное пространство;
К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Течение адаптации зависит от следующих факторов:
возраст ребенка;
состояние здоровья;
уровень здоровья;
умение общаться со сверстниками;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
По характеру поведения при поступлении вдетскийсадик детей условно можно разделить на 4 группы.
-Первая группа.Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.
-Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной,отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат.Адаптацияэтих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.
Характер и длительностьадаптационного периодазависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.
- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сададетского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.
В четвёртую группу выделяются дети, которыеадаптировалисьс первого дня и посещаютдетскийсад с большим удовольствием и по сей день.
Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Советы родителям.
Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
Ни в коем случае нельзя пугать детским садом (Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!).
Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.
После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.