Публикации Методическая разработка урока на тему "Применение математических методов в педиатрии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока на тему "Применение математических методов в педиатрии"
Автор: Айгуль Сагитовна Салихова

Аргаяшский филиалГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Методическая разработкадля студентовспециальности 34.02.01 Сестринское дело ЕН.01 МатематикаРаздел 4: Основные численные методы в профессиональной деятельности медицинского персоналаТема занятия: Применение математических методов в педиатрииАргаяш, 2023гСоставитель: Салихова А.С. преподаватель физики и математики АФ ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж»Рецензент: Рецензент: Киреева Ф.А., преподаватель естественно- научных дисциплин высшей категории, председатель ЦМК ООД, ОПД ________СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная запискаУМК по теме «Применение математических методов в педиатрии» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО и рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Цель– изучить применение математических методов в педиатрииУМК по теме «Применение математических методов в педиатрии» предназначены для оказания методической помощи преподавателям и студентам при изучении дисциплины «Математика». Предложенные методы и содержание учебного занятия позволят студентам изучить достаточно сложный материал по дисциплине с учетом требований к освоению данной темы.В методический блок студента входят следующие материалы:
  • Цели занятия, требования к знаниям и умениям студентов;
  • План занятия с лекцией;
  • Задания для аудиторной и самостоятельной работы;
  • Литература для студента для подготовки к занятию
  • Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. При закреплении изученного материала следует решить задачи (аналитические и графические) и ответить на вопросы для самоконтроля и решить задачи для самостоятельного решенияТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫСТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: оценивать физическое развитие детей центильным методом, определять по формулам расчет долженствующих массы и роста детей, рассчитывать объем пищи детей СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: антропометрические индексы, нормы физического развития детейВнутридисциплинарные связи: Применение математических методов в медицинеМеждисциплинарные связи: Здоровый человек и его окружение, Сестринская помощь в педиатрииЗАДАНИЕ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫСодержание аудиторной работы по теме:
  • Актуализация знаний
  • 2. Проверка домашнего задания 3. Запишите тему занятия 4. Запишите план темы
  • Задания для актуализации знаний
  • Критерии оценки:За все правильно выполненные задание –«5»За одну ошибку-«4»За две ошибки -«3»Более трех ошибок –«2»Алгоритм работы при изучении темы:1. Запишите в тетрадь тему занятия.2. Прослушайте вводное слово преподавателя. 3. Ответьте на вопросы преподавателя.4.Запишите все определения, термины.ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТАктуальность темы.Математика все больше и больше проникает во все сферы деятельности человека, в том числе биологические и медицинские. Знание математики помогают педиатрам, медицинским сестрам, фельдшерам правильно оценить физическое развитие детей, выявить отклонения в здоровье.Рост, длина тела – один из важнейших показателей физического развития ребенка. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается.
  • Антропометрические индексы. Оценка физического развития детей.
  • Первый вопрос, который задают счастливой паре после рождения малыша, касается пола младенца, во вторую очередь уточняют вес и рост новорожденного. Чем обусловлен интерес к этим данным, и на какие показатели следует ориентироваться родителям, озабоченным нормальным развитием долгожданного крохи?Нормой для новорожденного считаются: Рост: от 46 до 56 см Вес: от 2600 до 4000 г. Для зрелого доношенного ребёнка характерны следующие средние показатели физического развития (ФР) : масса тела 3300г. для девочек и 3500г. для мальчиков, длина тела 50-52см., окружность головы 34-35см., груди – 33-35смС того момента, как мама с ребенком выписались домой, контроль за физическим развитием малыша осуществляет участковый педиатр, а в деревнях  фельдшер и патронажная медсестра. Рост, вес, окружность груди и головы ребенка на первом году жизни должны измеряться 1 раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.Антропометрия-это совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на живых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментарияАнтропометрический метод исследования – изучает тело человека и его части путём измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и т.д. Основные показатели ФР можно оценить центильным методом. Он прост, удобен и прочен. Стандартные таблицы периодически составляются на основании массовых региональных обследований определённых возрастно-половых групп детей. Используя центильные таблицы можно определить уровень и гармоничность развития ФР.Для оценки показателей ФР необходимо: 1) провести антропометрические измерения ,2) определить и дать оценку признака по его положению в одном из 7 центильных зон, 3) определить гармоничность ФР по табличной схеме оценки, 4) сделать итоговую запись антропометрического исследования – дату измерения, возраст ребёнка, результат измерения в см. и кг. ,а в скобках номера центильных зон, заключение о ФР ( среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое, гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). (см.приложение 1(а,б))Приложение 1(а)Расчет прибавки массы детейМасса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первый год жизни можно по формуле: m=+месячные прибавки, где -масса ребенка при рождении, а месячные прибавки то увеличение массы тела за месяцУвеличение массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни можно определить с помощью таблицы: (см. приложение 2)Приложение 2.Расчет прибавки роста детейДлина тела до года увеличивается ежемесячно в I квартале на 3-3,5 см, во II – на 2,5 см, в III – 1,5 см,  в IV – на 1 см.Длина тела ребенка измеряется ростомером. Расчет питания детейКоличество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объемным методом: До 2 недель: = 2%МТ*n (формула Зайцевой)МТ-масса тела при жизниn-день жизни Суточный объем пищи старше 2 недельного возраста –формула Черни:от 2 недель до 2 месяцев -1/5 от массы телаот 2 месяцев до 4 месяцев -1/6 от массы телаот 4 месяцев до 6 месяцев -1/7 от массы телаот 6 месяцев до 9 месяцев -1/8 от массы телаот 9 месяцев до 12 месяцев -1/9 от массы тела с 5 месяцев суточный объем питания не должен превышать 1 литра.Разовый объем пищиРазовый объем пищи зависит от количества кормлений : =: КК, где КК-количество кормлений:
  • до 1 месяца – на естественном вскармливании - по требованию,
  • на искусственном 6-7 раз в сутки (через 3- 3, 5 часа с ночным перерывом 6,5часов) 2. с 1 до 5 месяцев -6 раз в сутки (через 3- 3, 5 часа с ночным перерывом 6,5часов) 3. с 5 до 12 месяцев -5 раз в сутки (через 4 часа, с ночным перерывом 8 часов)Алгоритм работы при закреплении темы:
  • Решите задачи, предложенные преподавателем.
  • 2. Сделайте вывод о проделанной работе на занятии. Оцените свою деятельность на занятии 3. Выслушайте оценки за занятие. 4. Запишите задание на домЗадачи на расчет объема пищи:Задача № 1: Ребенок родился с массой 3500г, в настоящее время ему 4 месяца. Рассчитайте суточный и разовый объем пищи.Решение: 1) Рассчитаем массу, которую ребенок должен иметь в настоящее время (используя таблицу прибавки массы): 3500+600+800+800+750=6450г2) Объем суточный =1/7 массы (формула Черни)=1/7*6450=920мл3) Объем разовый =920: 6(количество кормлений)=150мл.Задачи на расчет массы тела.Задача № 2Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3 500г., а на третьи сутки его масса составила 3300г. Вычислить процент потери веса.Решение: Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200г составляет от 3500г: 200:3500×100 =5,7%Ответ: физиологическая убыль массы в норме и составила 5,7%Задача № 3Вес ребенка при рождении 3300 г., в три месяца его масса составила 4900 г. Определить степень гипотрофии.Решение: Гипотрофия I степени при дефиците массы 10-20%, II степени – 20-30%, III степени – больше 30%.Увеличение массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни можно рассчитать с помощью таблицы: (см.приложение 2)1)Сначала определим, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, для этого к весу при рождении ребенка прибавим ежемесячные прибавки, т.е.  3300 +600+800×2=5500г. 2) Определяем разницу между долженствующим весом и фактическим (т.е. дефицит массы):  5500− 4900= 600г.3) Определяем какой процент, составляет дефицит массы: 600:5500×100%=10,9% Ответ: Гипотрофия I степени и составляет 10,9%Задача № 4Ребенок родился весом 3900г. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?Решение:  Используем таблицу увеличения массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни получим: Решение: Вес ребенка в 6 месяцев: m=3900+600+2×800+750+700+650= 8200г. Массу тела ребенка от 1 года до 10 лет можно рассчитать по формуле:m =10 + 2*n, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, n - возраст ребенка. Вес ребенка в 6 лет: m=10+2×6=22кг Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле:m =30 + 4*( n -10), где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, n - возраст ребенка. Вес ребенка в 12 лет: m=30+4×(12-10)= 38 кгЗадачи на расчет роста.Задача № 5: Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)?Решение: Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет: в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5 см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.Рост ребенка после года можно вычислить по формуле: X= 75 +6n, где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка. Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3×3+2×2,5= 65 см Рост ребенка в 5 лет: 75+6×5=105 смЗадача № 6: Вы обратили внимание на ученика, которому 12 лет, а его действительный рост составляет 115 см? Какого роста должен быть этот ученик?Решение: Рост ребенка после года можно вычислить по формуле: X= 75 +6n, где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка. Рост ребенка в 12 лет должен быть: 75+6×12=147 см. Так как действительный рост ребенка 115 см., то делаем вывод, что рост ученика очень низкий.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по теме:1. Прочитайте внимательно конспект занятия.2. Выучите понятийный аппарат по теме3. Воспроизведите теоретический материал.4. Ответьте на вопросы для самоконтроля.5. Решите задачи для самостоятельного решенияКонтрольные вопросы
  • Что такое антропометрия?
  • Какие антропометрические индексы вы знаете?
  • Что исследуют антропометрическим методом?
  • Какие антропометрические индексы считаются нормальными?
  • Что такое масса тела?
  • Как измеряют массу тела ребенка?
  • Какие показатели физического развития можно определить центильным методом?
  • Что значит ребенок развивается гармонично?
  • Как определяется долженствующая масса ребенка первого года жизни?
  • Как определяется долженствующая масса ребенка от 1 года до 10 лет??
  • Как определяется долженствующая масса ребенка от 10 лет?
  • Как измеряют рост ребенка?
  • Как определяется долженствующий рост ребенка первого года жизни?
  • Как определяется долженствующий рост ребенка после года?
  • Количество кормлений новорожденного ребенка в сутки на естественном вскармливании?
  • Количество кормлений новорожденного ребенка в сутки на искусственном вскармливании?
  • Количество кормлений детей в сутки после 1 месяца?
  • Количество пищи грудного ребенка в сутки?
  • Разовый объем пищи грудного ребенка?
  • Что такое гипотрофия и ее степени?
  • Задачи для самостоятельного решения:
  • Ребенок родился ростом 49 см. Какой рост должен быть у него в 7 месяцев, в 6 лет?
  • Ребенок родился весом 3400г. Какой вес должен быть у него в 8 месяцев, 5 лет, 13 лет?
  • Вес ребенка при рождении 3200г, в 2 месяца его масса составила 4000г. Определить степень гипотрофии.
  • ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮОсновная литература:1. Омельченко, В. П. Математика : учебник / В. П. Омельченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 304 с. : ил. - 304 с. - ISBN 978-5-9704-6004-7. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :Интернет- ресурсы
  • www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  • www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
  • www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
  • www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
  • www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
  • www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).