Публикации Аналитический обзор «Создание условий для развития дошкольников посредством расширения образовательного пространства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аналитический обзор «Создание условий для развития дошкольников посредством расширения образовательного пространства»
Автор: Милешина Елена Валерьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Оболенская средняя общеобразовательная школа»(дошкольные группы)Аналитический обзор «Создание условий для развития дошкольников посредством расширения образовательного пространства»Разработала: Милешина Елена Валерьевна, Воспитатель. Московская область,г.о. Серпухов, п. Оболенск. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие.Современный ребёнок не такой, каким был его сверстник 5-10 лет назад. Принципиально изменилось содержание предметного и социального мира современных детей – их окружают всевозможные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Поэтому образовательная среда дошкольников должна удовлетворять потребности и интересы современных детей.Цифровые образовательные технологии и онлайн - ресурсы – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании.Организация современного цифрового образовательного пространства в ОО опирается на следующие нормативные документы:1. Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором говорится, что информационно-образовательная среда должна включать в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 годы) в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) согласно которому в образовательных организациях всех уровней необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который предъявляет требования к образовательной среде: она должна быть максимально насыщенной, оборудованием, которое совмещает в едином развивающем пространстве не только традиционные игры, игрушки и иное учебно - методическое оборудование, но и электронные образовательные ресурсы.4.Федеральная образовательная программа (далее ФОП ДО), п.31.12 предлагает, что «В оснащении РППС могут быть использованы элементы цифровой образовательной среды, интерактивные площадки, как пространство сотрудничества и творческой самореализации ребенка и взрослого»5.Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) также трактует, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.Таким образом, современное дошкольное образование должно обеспечивать условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, интересами и склонностями, способностями и творческим потенциалом посредством создания образовательной среды. В условиях цифрового века происходит насыщение рынка различными электронными пособиями, для обучения не только школьников, но и детей дошкольного возраста. При наличии такого огромного количества мультимедийных пособий и оборудования, перед педагогами встает задача – выбрать действительно эффективный инструмент, который станет помощником в работе, а не лишней нагрузкой для всех участников образовательного процесса.Расширяя образовательное пространство, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Оболенская средняя общеобразовательная школа» с 2018 года реализует в своей работе открытую образовательную платформу «Робоборик». Компания «Новый диск» представляет интерактивные развивающие онлайн-курсы: «Стань школьником с Робобориком», «Знай больше с Робобориком», «Основы финансовой грамотности для дошкольников», ресурсы «Окружающий мир с Робобориком», «Аудиокниги Робоборика» Данные образовательные продукты предоставляют возможность не только использовать его в работе с детьми, но и вовлекать воспитателей в творческий процесс по анализу и проектированию заданий платформы в образовательную программу дошкольных групп, созданию методических разработок, участию в конкурсах педагогического мастерства. На платформе постоянно проводятся обучающие вебинары для педагогов, на которых они повышают свою компетентность в области ИКТ и применения ЭОР в работе с дошкольниками. Организовано олимпиадное и конкурсное движение воспитанников.Обеспечение вариативности содержания образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста происходит за счет сочетания цифровых образовательных технологий и традиционной образовательной деятельностью с детьми. Образовательный процесс не предполагает постоянного использования компьютера детьми, предлагает педагогам широкий выбор разнообразных форм и видов деятельности, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Онлайн – курсы «Стань школьником с Робобориком», «Знай больше с Робобориком», «Основы финансовой грамотности для дошкольников». включают в себя методические рекомендации, разработки занятий, раздаточный материал, обучающие видеоролики, интерактивные задания, которые позволяют педагогам провести занятия без особой подготовки, но в то же время на высоком уровне, т.к. задания разработаны в соответствии содержанию образовательной программы и учитывают возрастные особенности старших дошкольников. Родители (законные представители) также имеют возможность самостоятельно использовать онлайн-курсы в домашних условиях.Умение педагогов рационально интегрировать цифровые технологии в традиционные виды детской деятельности позволяет организовать образовательный процесс не только познавательно, но и чрезвычайно увлекательно.При проектировании онлайн-курсов учитываются такие требования как:- соответствие содержанию образовательной программы МБОУ;- соответствие принципу комплексно-тематического планирования;- соответствие возрастным особенностям (игровая подача материала, наглядность, интерактивность);- соответствие принципам развивающего и вариативного обучения (развитие всех мыслительных операций, разный уровень сложности);- грамотное техническое исполнение (наличие аудио сопровождения заданий, возможность осуществлять различные действия с объектами интерактивных заданий, обратная связь - проверка выполнения задания). Использование любого развивающего онлайн – курса на платформе «Робоборик» дает нашим педагогам следующие преимущества:- экономия времени на занятии, что позволяет сделать образовательный процесс мобильным и более насыщенным,- глубина погружения в изучаемый материал; - повышение мотивации обучения на занятии; -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;- вовлечение детей в разные видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.Применение платформы «Робоборик» для воспитанника:- формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности;- способствуют созданию ситуации успеха для каждого ребенка;- делают занятия интересными и развивают мотивацию;- дошкольники начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. На сегодняшний день нами получены следующие результаты применения платформы «Робоборик»:-информационно-аналитические: анкетирование, изучение мнений педагогов и родителей об использовании цифрового оборудования показало, что более 70% родителей поддерживают это решение, поскольку оно делает обучение наглядным, поддерживает интерес ребёнка к занятиям. Отношение к «домашним заданиям» и совместной семейной образовательной деятельности было воспринято более напряженно, родители говорили больше о собственной усталости и неготовности контролировать образовательную деятельность детей дома. Однако в процессе апробации и реализации инструментария курсов большинство родителей поддержали нашу инновацию.-познавательные: повышение педагогической грамотности родителей, в том числе по требованиям ФГОС ДО, изменение характера вопросов родителей к педагогам, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать, появление у родителей осознанного отношения к образовательному процессу и воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок.Таким образом, можно сделать вывод: внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу,
  • обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная,
  • слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождя или снега,
  • можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.)
  • использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями,
  • - формирование электронного кейса методических разработок по использованию цифровых образовательных технологий педагогами.
  • Таким образом содержание онлайн – курсов можно рассматривать как целостную интерактивную образовательную технологию и дидактическую базу для создания информационной образовательной среды ОО, комплексной подготовки детей на завершающем этапе обучения и формирования готовности дошкольников к обучению в условиях цифровой школы. Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании нужно помнить, что цифровые образовательные средства являются только помощником педагога в развитии ребенка, и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.