Публикации Инфографика в учебном процессе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инфографика в учебном процессе
Автор: Ольга Ивановна Мыскова

Инфографика в учебном процессеКак можно объяснить сложные вещи просто и интересно, а также сформировать у детей представления о развитии исторического процесса? Особенно сегодня, когда наши дети не хотят читать, а всю информацию добывают из сети Интернет. Ответ на этот вопрос знают дизайнеры – они порекомендуют создать ИНФОГРАФИКУ.Сегодня этот способ стал крайне популярным в графическом дизайне и является чуть ли не главной формой представления информации в крупных компаниях и организациях и интернете.Об инфографике сегодня много говорят, но для учителей она остаётся диковинкой – средством привлекательным, но слишком необычным для использования на уроках. Поэтому возникает вопрос, возможно ли использовать инфографику на уроках? К выбору в пользу инфографики подталкивает наблюдение за современными школьниками… Если просматривать мессенджеры, которыми пользуется современная молодежь, то можно увидеть, что школьникам инфографика нравится больше. В социальных сетях она вызывает активный отклик, информацией-картинкой делятся гораздо чаще, чем текстом. Инфографика - что это? Инфографика – это представление сложной информации в графическом виде с целью облегчения ее восприятия.Обычно она выполняется в виде картинки, на которой могут быть: изображения; графики; диаграммы; иконки; блок-схемы; таблицы; списки и многое другое.Главная цель инфографики  донесение сложной информации простым и наглядным способом, когда трудно обойтись одними лишь словами.Преимущества и недостатки. Традиционно данные подаются в виде текста или таблицы. В таком случае не всегда понятно, почему нужно использовать инфографику и чем она лучше других способов представления информации. Давайте разберемся, выделив основные ее преимущества и недостатки.На самом деле у нее весьма серьезные плюсы:1. С помощью инфографики можно доносить большие объемы данных в компактном виде. То, что нужно было бы читать минут 10, можно подать в виде нескольких информативных изображений.2. Инфографика делает данные более наглядными, так как человеческий мозг лучше воспринимает информацию в визуальном виде, а не в текстовом.3. Яркая картинка способна привлечь внимание целевой аудитории. Это одна из главных причин, почему инфографику используют в медиа, современных учебниках для школьников и студентов, а также в публичных выступлениях.Недостатков инфографике не так много, но в некоторых случаях на одной картинке люди пытаются уместить слишком много данных. В результате изображение перенасыщается информацией, а это негативно влияет на его восприятие. Также на создание инфографики уходит значительно больше времени и средств, чем на написание текста или создание таблицы.Две главных причины недооцененности такого мощного инструмента в образовании как инфоргафика – это неумение создавать и пользоваться графикой.Решить первую проблему помог визуальный бум в интернете в последние десятилетия. Он подтолкнул развитие сферы инструментов для инфографики  платных и бесплатных, онлайн и с установкой на компьютер, профессиональных и любительских. Недостатка в них нет.Для решения проблемы нехватки методов и конкретных образцов использования инфографики в образовании, приведу примеры того, как учителя могут использовать инфографику на уроке.1. Побуждение к дебатам. Делим класс на две группы, показывая графику сравнения, предлагаем детям аргументировано защищать противоположные точки зрения. Так ученики не просто усваивают информацию, но и учатся сравнивать факты и убедительно доказывать свою идею.2. Создание собственной инфографики. Показываем готовую инфографику и обсуждаем вместе с классом все детали представленной информации. Затем знакомим с темой урока (к которой инфографика и относится) и делим класс на малые группы. Каждая группа прорабатывает отдельный аспект вопроса, создаёт и представляет остальным собственную инфографику.3. Игра. Использование онлайн изображения и интерактивной инфографики в качестве визуальных опор на уроках. Интерактивная инфографика позволяет оперировать данными, выбирать для изучения тот аспект, который интересует каждого ученика, пробовать разные решения. Например, пошаговая инфографика, где от выбора ответа зависит дальнейший ход и результат.4. Замена конспекта. Школьники создают визуальные тексты и пересказывают материал с опорой на собственную графику.5. Создание комиксов и линии времени. Задаём ученикам собрать факты об определённом историческом периоде, и организовать их в последовательную линию времени. Учащиеся помладше могут нарисовать комиксы, используя тот же принцип – собрать информацию, отобрать важные факты и расположить их в хронологическом порядке. Пересказывать историю проще по собственным комиксам и гораздо интереснее не только самому автору, но и всему классу.6. Создание портрета исторической личности. На уроках истории проводится анализ исторической личности. Ученики отвечают на вопросы: как описывают личность в учебнике, в дополнительной литературе? Как он выглядит, во что одет, какие привычки или яркие черты говорят о его внутреннем мире? Ответы на эти и другие вопросы выбираются из текста на их основе создаётся графический портрет.7. Создание фан-страницы исторических личностей. Предлагаем детям самостоятельное исследование выдающихся исторических фигур, которые их привлекают больше всего. В процессе создания инфографики и рассказа классу ученики отбирают самые яркие факты, запоминают даты, узнают особенности характера, которые помогают великим людям стать таковыми.8. Составление резюме. Предлагаем старшеклассникам составить визуальные резюме. В будущем многие учащиеся оценят пользу этого навыка, а в настоящем задумываются над своим профессиональным образом, над тем, что стоит «прокачать» уже сегодня.9. Развитие цифровой грамотности. Школьники изучают аккаунты друг друга в социальных сетях и составляют инфографические портреты одноклассников: хобби, увлечения, путешествия, любимые книги и фильмы. Цель обратить внимание детей на публичную информацию, размещаемую ими в сети, и на то, какими их видят другие пользователи.10. Умение рассуждать. Предлагаем ребенку прочитать инфографику, извлечь максимум полезной информации и сделать всё это вслух. Это помогает интерпретировать информацию, понимать порядок аргументирования идеи, развивает внимательность, память, ораторские навыки.Посмотреть на инфографику и воспроизвести увиденное своими образами, таким образом, здесь задействуется визуальное мышление, память, дизайнерские навыки.11. Проведение инструктажей. Любому серьёзному заданию в школе предшествует подробный инструктаж, чёткость требований и критериев оценки мотивирует учащихся и снимает многие вопросы в момент оценивания работ. Например, показывая ученикам инструкцию-инфографику, проговаривается объём, структура, детали, затем прикрепляется на стенд в классе. Каждый может прояснить недопонятое, вспомнить детали и сверить свой результат с критериями.12. Публикация в соцсетях. Что в эпоху сетей может подействовать на учеников эффективнее, чем аккаунт учителя с несколькими сотнями подписчиков? Только аккаунт с несколькими тысячами подписчиков.Инфографика привлекает внимание, её «лайкают» и ею охотно делятся. Почему бы не «упаковать» в любимую всеми форму полезный учебный материал?!