Публикации Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело
Автор: Домничева Екатерина Алексеевна

Домничева Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №154», г. Нижний Новгород 2024Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое делоПрофессия учителя необычайно трудна и многогранна. Главными качествами в ней многими считаются профессионализм, под которым понимается отличное знание преподаваемого предмета, а также умение уделять внимание каждому обучающемуся без исключения. Действительно, с этим трудно не согласиться. Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, справедливо надеется, что именно его чадо не будет обделено учительским вниманием и в полной мере получит все необходимые знания. К сожалению, далеко не всегда это удается на практике. Как бы ни хотел учитель уделить внимание каждому своему ученику, зачастую возникают ситуации, когда сделать это не представляется возможным. В связи с этим, на мой взгляд, следует немного иначе рассмотреть качества, которыми должен обладать учитель. Нельзя отрицать, что теоретические знания и способность к достижению индивидуальной адаптации каждого ученика являются важными качествами в профессии педагога. Вместе с тем, по моему мнению, способность вовлечь в образовательный процесс всех детей без исключения, находящихся под руководством учителя, является его неотъемлемым и необходимым качеством. Такое возможно лишь в той ситуации, когда педагог в действительности «горит» своей профессией, проявляет открытый интерес к предмету, который он преподает. Ведь каким бы специалистом учитель ни был в своей сфере, если он не любит свой предмет по-настоящему, искренне, не может передать эту любовь своим ученикам, то вполне логично, что и ученики не разделят стремление педагога обучить их, открыть к познанию нового. Важно не просто пояснить, а вызвать у обучающихся желание, нескрываемый интерес к предмету. Способность увлечь за собой своих учеников, стать настоящим, а не формальным проводником в мир знаний – одно из важных качеств, которым должен обладать настоящий педагог.Учитель, подобно художнику, который нанося мазок за мазком воплощает в картине свои задумки, должен стремиться создать из своих учеников настоящее произведение искусства, используя свои навыки и опыт. Как и художник, учитель начинает свою работу по сути с чистого холста, и только от его вдохновения и стремления зависит то, как будет выглядеть этот холст в виде его подопечных после проделанной им работы. При этом важно не просто нарисовать «картину», а сделать ее предметом восхищения и гордости своего создателя и всех окружающих.Учитель – это артист, каждый урок которого предстает в виде настоящего концерта, выступления перед публикой. Вместе с тем, задача учителя намного сложнее, ведь аудитория педагога только знакомится с его творчеством и еще не является его поклонниками, и то, как он его преподнесет, играет определяющую роль в их дальнейшем взаимодействии. Как с замиранием сердца следят зрители за выступлением любимого артиста на сцене, так и учитель должен стремиться в максимальной степени заинтересовать своих учеников, приковать их внимание, добровольно вызвать у них увлечение его «репертуаром» и зарядить своей неиссякаемой энергией. Умение заинтересовать окружающих ценится не только в образовательной среде. Не будет секретом, что слушать собеседника, у которого неподдельный интерес к предмету разговора, значительно увлекательнее, чем совершенно не заинтересованного человека.В качестве примера можно привести ситуацию, когда учитель проводит урок, не отступая от учебника, или, что еще хуже, оставляет учеников наедине с образовательной литературой, а сам в реальности лишь выполняет наблюдательную функцию. При таком подходе, очевидно, учащиеся будут «обучаться» с одной единственной мыслью о скорейшем окончании такого урока, не воспринимая надлежащим образом новую информацию. По-другому же воспринимается урок, когда учитель в несколько игровой и даже развлекательной форме преподносит необходимую для усвоения информацию независимо от преподаваемого предмета. Это позволяет, с одной стороны, педагогу легко и ненавязчиво донести цель и суть урока, а с другой – ученикам в легкой и доступной форме усвоить новый материал. Данный подход, на мой взгляд, наиболее необходим для обучающихся начальных классов. Для начинающего ученика, попавшего в непривычную для себя среду и только открывающегося для большого количества новых знаний, особо ценно будет получение новой информации в такой форме.Кроме того, такой формат обучения позволит избежать напряжения во взаимоотношениях учителя с классом, максимально снизить риск возникновения стрессовых ситуаций. Вместе с тем, важно не допустить легкомысленного отношения учеников к своему предмету. Соблюдение указанного баланса является сложной, но необходимой задачей учителя, которую способен разрешить только тот педагог, который в действительности любит свое дело, сам открыт к изучению новых способов донесения информации, регулярно совершенствует свои навыки и с радостью делится ими. Именно в таком случае учитель сможет стать не просто наставником, а настоящим другом своих учеников, который проведет их к достижению общих для них целей.