Публикации РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Татьяна Алексеевна Орлякова

Орлякова Т.А.Учитель химииМБОУ Починковская СШ РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.Термин «Функциональная грамотность» был введен в 1957 г ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».Грамотность - это навыки чтения и письма, счета, работы с документами. Формирование функциональной грамотности – процесс сложный, длительный, многосторонний. Чтобы достичь нужных результатов нужно уметь сочетать в своей работе различные технологии. Функциональная грамотность – это способность человека использовать знания для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общении и социальных отношениях. Химическая грамотность - получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления, умение применять знания химии в повседневной жизниСущность функциональной грамотности школьника заключается в его готовности:- добывать информацию- применять в жизни - оценивать себя- На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. - Именно это лежит в основе тестов PISA задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать.Основная проблема состоит в том, сто школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания.Какими же должны быть учебные задания, формирующие грамотность?1) Задания должны содержать как текстовую, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.2) Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения задания нужно уметь интегрировать разные знания и использовать общенаучные умения).3) В задании должно быть не ясно, в какой области надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию для постановки и решения проблемы.4) Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные».5) Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.Задания по функциональной грамотности.Задание 1.Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?Ответ: Мыло и другие моющие средства намного эффективнее действуют в мягкой воде. Жесткость воды обусловлена наличием в ней гидрокарбонатов кальция и магния, которые при кипячении выпадают в осадок в виде карбонатов:Ca(HCO3)2 = CaCO3+H2O+CO2Mg(HCO3)2 = MgCO3+H2O+CO2При нагревании воды до 60 градусов эти реакции не происходят, и вода остается жесткой. Поэтому белье лучше отстирается у той хозяйки, которая прокипятила воду. Это легко доказать простым опытом: опустить по кусочку мыла в подогретую воду и воду той же температуры, но предварительно прокипяченную. В прокипяченной воде мыло растворится почти без осадка, а в сырой воде образуется осадок в виде хлопьев. Образование осадка стеаратов кальция и магния происходит за счет взаимодействия растворенных солей кальция и магния с мылом.Следует помнить, что кипячением можно устранить только карбонатную, или временную, жесткость воды, а постоянная жесткость, обусловленная присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния, устраняется только действием соды:СaSO4+Na2CO3=CaCO3+Na2SO4MgSO4+Na2CO3=MgCO3+Na2SO4Задание 2.В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?Ответ: При взаимодействии карбонатов с кислотой как в твердом виде, так и в растворах образуется СО2, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить два раствора можно с помощью уксусной кислоты: при ее добавлении к суспензии мела будет выделяться СО2, который обнаруживается по пузырькам и шипению, а при добавлении кислоты к суспензии Са(ОН)2 происходит реакция нейтрализации, которая не сопровождается внешними эффектами (если не брать во внимание выделение теплоты).Задание 3.Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3? Ответ: Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит гидроксогруппу. Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион, содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали:Ca5OH(PO4)3+Na2PO3F=Ca5F(PO4)3+NaOH(PO3)При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция, и зубы становятся менее чувствительными к кислотам, правда на короткое время, поэтому процедуру следует повторять ежедневно.Задание 4.Скорлупа яиц состоит преимущественно из карбоната кальция СаСО3. Подсчитайте, сколько кальция теряет организм курицы с каждым снесенным яйцом, если масса скорлупы в среднем 10 г, и сколько кальция должна получить несушка с кормами в течение года, если средняя яйценоскость составляет 220 яиц в год. Определите также годовой запас мела для домашней птицефермы, если на ней содержат 5 кур – несушек.Ответ: Молярная масса карбоната кальция 100 г/моль.Массовая доля кальция в этом соединении 40%, т.е. 10 г скорлупы содержится 4 г кальция.С каждым яйцом курица теряет 4 г кальция, за год – 220 х 4 = 880 г. Такое количество кальция должна за год получить каждая несушка. Для расчета годового запаса мела проще воспользоваться весом скорлупы, которая состоит из карбоната кальция. 10г х 220 х 5 = 11000 Т.о. надо запасти 11 кг мела.Задание 5.Если телята упорно слизывают побелку со стен и перегородок телятника, недостаток какого элемента питания в их рационе можно предположить? Ответ: Телятам скорее всего не хватает кальция, так как побелку производят либо мелом СаСО3, либо известью Са(ОН)2.Задание 6.Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?Ответ: Консервные банки изготовлены из специальной жести, устойчивой к коррозии и содержащей, помимо железа, олово и некоторые другие металлы. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений (микроэлементами). Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растение растет лучше. Обжечь банки необходимо потому, что их поверхность изнутри покрыта специальным пищевым лаком, защищающим от коррозии.Задания взяты из открытых источников.Литература:1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителй. – МСТ-ПРЕСС, - 2016 г.2. Большая детская энциклопедия: Химия/сост. К. Люцис., М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000 г.3. Энциклопедия для любознательных «Что, зачем и почему», _ М: Махаон, 2019 г.4. 5.6.