Публикации Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Автор: Теслина Татьяна Павловна

"Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы" Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое –что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство А.С. ПушкинЧем отличается читательская грамотность от функциональной?Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизниОбучая детей читательской грамотности, мы не только помогаем им организовать предметную учебную деятельность, но и развиваем умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.Читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умение критически мыслить и анализировать. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.  Умеют ли наши учащиеся читать? «Уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, умеют далеко не все. По результатам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) российские учащиеся находятся на 31 месте из 79. «PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года. Я каждый год присутствую на устном экзамене по русскому языку в 9 классе в качестве экзаменатора собеседника. И понимаю, какие затруднения вызывает у учащихся пересказ текста, построение монологического высказывания и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее. Каждый из этих видов чтения позволяет формировать читательскую грамотность. Читательская грамотность предполагает работу с опорой на внетекстовые знания и на работу с текстом. Учащиеся намного хуже работают с внетекстовыми заданиями. Лучше получается работа с опорой на текст. Здесь ученики находят и извлекают информацию, затем ее интегрируют или интепретируют, а потом уже осмысливают и оценивают.Интерпретация «истолкование» или «объяснение» заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте. Умения учащихся можно распределить на три блока:- поиск и извлечение информации - интепретация и преобразование - оценка и критическое мышление5 класс - из различных текстов ученики находят и извлекают информацию 6 класс- применяют извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем 7 класс – анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста 8 класс – оценивает форму и содержание текстов в рамках предметного содержания 9 класс – оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержанияФормированию читательской грамотности учащихся способствует применение учителем на уроке различных приёмов.Приёмы работы с текстом при изучении нового материалаПриём «Письмо с дырками (пробелами)». Работа с текстом, в котором пропущены слова. Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Имя прилагательное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная имени прилагательного - … падеж…числа. 2)Имена прилагательные изменяются по … , … и … . Имена прилагательные бывают в … и … форме. В предложении имя прилагательное может быть … и … .Приём «Письмо с дырками». ТЕКСТ Государственного гимна Российской Федерации (слова С.Михалкова) Россия - … наша держава, Россия - … наша страна. … воля, великая слава - Твое достоянье на все ...! Славься, Отечество наше …. , Братских … союз вековой, Предками данная … народная! Славься, страна!Прием «Верите ли вы, что...» (+ -)Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.Прием «Верите ли вы, что…»Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.Прием «Верите ли вы, что…»Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.Например:- А.П. Чехов родился в Крыму.- Получил образование в таганрогском училище.- Получил профессию портного.-Написал поэму «Бородино».-Построил дом в Гурзуфе. -Купил дачу в ЯлтеЖелание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .Приемы графической переработки учебного материалаПрием «Составление кластера» . Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.Цель приёма: нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким- либо понятием (например, с темой урока).   Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал.   На стадии "Осмысление" по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.    На стадии "Рефлексия": заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах). Приём «Опорный конспект» Преимущество работы по опорным конспектам : дети в системе усваивают теоретический материал, лучше запоминают схемы-орфограммы, развивается умение строить лингвистический текст с использованием терминов русского языка.Приемы, используемые при групповой работе:Приём «Лови ошибку»Преимущества приема «Лови ошибку»:
  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
  • Русский язык. Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное). Литература. «А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)Творческое чтение.Прием «Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их вправильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученикимогут предложить несколько различных путей последовательного соединения.Приём «Написание творческих работ»ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ"Чтение про себя с вопросами" (формирование умений вдумчивого чтения)Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором»."Синквейн"Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческиеспособности.Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанноготекста.Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в которомсинтезирована основная информация.Структура синквейна:1. Существительное (тема).2. Два прилагательных (описание).3. Три глагола (действие).4. Фраза из четырех слов (описание).5. Существительное (перефразировка темы). В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.РОССИЯВеликая, богатаяРазвивается, крепнет, объединяетЭту страну не победитьОтчизнаВ методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.Формированию читательской грамотности учащиеся обучаются и по заданиям тематических тестов, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Работа с текстами ОГЭ 9 классЗадания 6-9 выполняются на основе текста Задание 6 – анализ содержания текста (извлечение информации)Задания 7,8 – найти средства выразительности и лексический анализ( анализ и интепретация)Более высокий уровень владения читательской грамотностью – это оценка и осмысление- Задания 9.1;9.2;9.3;- сочинениеВ каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку в каждом из этих заданий требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст.Например, в задании 9.3 надо не только ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений и жизненного опыта.Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.Работа с текстами ЕГЭЗадание 1. Работа с текстами разных стилей и жанров.Найти верные характеристики фрагмента текстаТексты художественные, научные, официально-деловые, публицистические.Это задание направлено на поиск и извлечение информации: какие проблемы обсуждаются, какие точки зрения высказываются. Насколько правильно ответят ученики показывает, смогли они понять, что хотел сказать человек в интервью, какова главная информация.Задание 2. Самостоятельно подобрать определенную часть речи в предложении(интерпретация и преобразование). Здесь надо понять не только смысловые отношения содержания текста, но и попытаться преобразовать , т.к. ответов может быть несколько, но ученик должен остановиться на одном.Задание 3. Прочитать фрагмент словарной статьи, определить значение слова(поиск и извлечение информации). Если ученик не понял содержания текста, то определить, в каком значении стоит слово, для него будет трудно.Задания 22-27. Работа по большому тексту – это формирование умений читательской грамотности.Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (извлечение информации)Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? (извлечение и интерпретация)Задание 24. Выписать слова с определённым значением (извлечение и интерпретация информации)Задание 25. Найти предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения (извлечение информации)Задание 26. Средства выразительности (анализ и интерпретация)Задание 27 – сочинениеВ этом задании ученики показывают совокупность и знаний, и умений, полученных на протяжении обучения в школе: умение извлекать информацию, умение интепретировать и преобразовывать информацию, оценивать и критически осмысливать эту информацию – всё это ученик демонстрирует в сочинении.1.Комментарий должен быть с опорой на прочитанный текст2.Чётко сказано, что при аргументации своего мнения ученик может использовать сведения, полученные как из текста, так и из художественных произведений и жизненного опыта.3. При выявлении проблемы исходного текста интерпретируется, оценивается и даётся результат. Работая над формированием читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, учитель ждет от своих учеников: 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге. 2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 4. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса современного школьника. Как прав был К.Д. Ушинский, утверждавший: «Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. Читать – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл» Примеры заданий, способствующие формированиючитательской грамотности. Задание  включает два комплексных задания5-6 класс.Прочитайте текст и выполните задания:Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг. 1.     Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.2.     Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения. Задание проверяет следующие группы читательских умений:- нахождение и извлечение информации;- сопоставление и сравнение информации;- интерпретация информации;- осмысление информации;- генерация информации с целью создания собственного текста. Задания по читательской грамотностиДля учащихся 7 класса. 3 задания. 25 минут.Отрывок из рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.– Да, сгорел... – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.Задание 1. Находить и извлекать информацию1) Выберите из текста информацию о маках.С чем автор сравнивает маки?Чем они отличались от других цветов?Сколько времени цвели?Что сказала о маках тётя Оля?О ком ей напомнили маки?Почему тётя Оля стала сажать маки на клумбе?2) Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).Задание 2. Интегрировать и интерпретировать информацию1) Составьте кластер на основе выписанных слов.2) Перескажите текст с опорой на кластер.Задание 3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста1) Приведите примеры самоотверженного поведения из личного опыта и художественных произведений2) Письменно ответьте на вопрос: «Что такое самоотверженность?»3) Определите стиль текста.4) Какие средства выразительности использует автор?Список литературы
  • Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
  • Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  • Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  • Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009
  • Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html