Публикации
Парциальная программа "Россия - Родина моя".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Парциальная программа "Россия - Родина моя".
Автор: Никитина Анастасия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Парциальная программа "Россия - Родина моя".
Автор: Никитина Анастасия Викторовна
Парциальная программа «Россия - Родина моя».Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём И берёзки у дороги,По которой мы идём Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом.И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовём?Край, где мы с тобой живём.В. СтепановЦелевой раздел1.1 Пояснительная запискаРоссия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.Понятие патриотизма многообразно по-своему содержанию-это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой родине.Чувство Родина…оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и страной, её столицей и символами.Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Актуальность данной темы прописана в ФГОС ДО. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Результаты анкетирования родителей показали, что большинство родителей не понимают важности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Анкета для родителейЧто Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Учитывая важность проблемы, в группе организовали кружковую работу по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия-Родина моя».Цель кружковой работы: создание благоприятных условий для формирования у детей подготовительной к школе группе патриотических чувств, воспитания духовно-нравственной личности, патриотов своего Отечества.Задачи:формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России; развитие чувства гордости за страну; воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых; воспитание чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России. способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей; формирование бережного отношения к природе и всему живому. Ожидаемые результаты: - Дети должны знать:Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад); Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); 3.Местопроживания:город,область;предприятияродногогородаиихзначимость;символикугорода, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России); Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); 6.Природу родных мест, бережно относиться к ней; - Родители(законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста Педагогические принципы кружковой работы: Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. Нравственно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству. Темы направлены на социализацию личности дошкольника, формирование любви к малой Родине на основе приобщения к национальной культуре:Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников; Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств: к природе; к родному краю; традициям и обычаям; символике Родины; Значение устного народного творчества в формировании патриотизма: пословицы и поговорки; народные сказки; народные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Вопросы для обследования детей подготовительной к школе группыВ какой республике мы живем? Почему она так называется?Какие государственные символы России ты знаешь? Почему они нужны? Какие цвета на флаге России? Что они обозначают? Где их можно увидеть? Опиши герб России.Узнай гимн России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн? Что нарисовано на гербе нашего села? Почему?Какой город является столицей РФ? Назови достопримечательности с.Криводановка, г.Новосибирска. Какие музеи, памятники, учебные заведения родного города вы знаете?Чем занимались раньше мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда? Назови элементы мужской (женской) русской национальной одежды.Выбери русские мужские и женские головные уборы.Какие блюда русской кухни ты знаешь?Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства? Какие народные праздники ты знаешь? Проводите ли вы их в детском саду, селе, городе?Назови русские народные сказки. Какие народные игры ты знаешь? Узнай по звучанию музыкальные русские народные инструменты. Назови русские имена и фамилии.Назови русские названия рек, озер.Какие русские узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.Каких русских художников, скульпторов, композиторов ты знаешь? Назови известных русских писателей, поэтов, их произведения.Каких известных людей нашего села ( города) ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты?Чем богата наша республика?Что ты знаешь о природных богатствах нашего края?Почему «Красная книга» так называется? Какова ее главная цель? Назови лечебные травы. При каких болезнях их можно использовать.Содержательный разделТематическое планирование работы по нравственно-патриотическому с детьми 6-7 летРазделы: «Земля-наш общий дом», «Мой дом-моя семья», «Моя малая Родина», «Россия-Родина моя»Методы, используемые для реализации работы кружка:Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; инсценирование сказок;рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр, демонстрация презентаций. Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровыеметоды:проведениеразнообразныхигр(малоподвижных,сюжетно–ролевых,дидактических, интеллектуальных, творческих), проведение викторин. Практические методы: выставки рисунков, фотовыставки, постановка сказок, изготовление с детьми праздничных открыток, проектная деятельность. Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно- образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии: Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город»,модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний. Технология ТРИЗ лучше всего развивает способность ребенка к сочувствию и сопереживанию к другим людям, к постижению их эмоционального состояния («бывает ли доброта жестокой, а жадность доброй?», «когда драка приносит пользу, а помощь – вред?») Работа с родителями:Особую значимость при решении задач нравственно - патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека, который будет жить в XXI веке.Основные задачи своей работы мы видим в следующем:установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Формы работы с родителями:анкетирование; составление плана работы с родителями; открытые просмотры; родительские собрания, консультации; папки – передвижки; памятки, буклеты; индивидуальные беседы; конкурсы поделок ; изготовление макетов зданий села; совместные праздники; организация фотовыставок «Моя малая Родина» тематические встречи. 3.Организационный разделКадровое обеспечение:Воспитатель Лушникова Галина Александровна – педагогическое образование;Воспитатель Никитина Анастасия Викторовна– высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория.Расписание кружка: 1 раз в неделю – среда, во вторую половину дня; длительность занятия – 30 минут.Традиции.Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории родного края. Для этого проводятся:обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица» - они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; беседа по понедельникам «Как прошли выходные?» - воспитание привязанности и любви к семье. Природа и экология. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.Героическое прошлое. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:беседа «Один в поле не воин» (с использованием презентации), посвящённая Дню согласия и единения 4 ноября; тематический досуг «Моя Родина- Россия»; тематическое занятие «Роды войск России»; конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»; тематическое занятие «Наша армия», чтение художественной литературы - дети узнают о славныхподвигах российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время; оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны. Занятия, беседы. Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны. Возложение цветов к памятнику воинам, жителям с. Криводановка, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Развивающая предметно-пространственная средаВ группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно- патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.Подобраны специальные художественно – дидактические пособия: открытки: «Наш город - Новосибирск», фотоальбом «Моё родное село»; «Папа, мама, я – наша дружная семья»; Карта нашей Родины; флаг, гимн, герб; глобус; Выставка военной техники; Картотека стихов, пословиц, поговорок о России, «Пословицы, поговорки о труде», стихи и загадки о профессиях; 4.Дидактические игры: «Страна моя - Россия», «Государственные символы» «Расскажи про своё село»; Лото «Профессии», «Дорожные знаки». Библиотека, представленная русскими народными сказками, рассказами, книгами о природе. Здесь организуем тематические выставки к праздникам и знаменательным датам. В театральном уголке представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, театр – рукавичка, театр резиновой игрушки, театр на палочках), атрибуты для инсценирования русских народных сказок. В изоуголке имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров («Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Народные промыслы», альбомы по искусству; оформлена «Полочка народных игрушек». Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. В группе создана детская лаборатория, имеются дидактические игры, пособия, иллюстрации «Времена года», «В мире животных», календарь природы, инвентарь для ухода за растениями. Оформлен тематический уголок «Космос» с фотографиями первых советских космонавтов, космической ракетой, схемами созвездий. В родительских уголках информация по нравственно - патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в уголке «Наше творчество». Методическое обеспечениеЛ.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»- Сфера.-М, 2011 Г.А. Александрова «Моя Россия!»-Детство Пресс. Санкт –Петербург, 2015 Алешина Н.В. – Патриотическое воспитание дошкольников – М.: УЦ «Перспектива», 2008 Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. « Патриотическое воспитание» (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – «Мы живем в России» – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016 Голицина Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников»-М., 2004 Никитин В.О. «Наша Родина-Россия», серия «Энциклопедия знаний», Росмен -пресс, 2013 Зацепина – Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет»-М, 2007 Г.А. Ковалёва «Воспитание маленького гражданина»-М., 2005 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008; В.Н. Косарева «Народная культура и традиции»- Волгоград «Учитель», 2018