Публикации Путешествие по странам и континентам

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путешествие по странам и континентам
Автор: Наталья Николаевна Скрипина

Конспект урока музыки в 7 классе«Музыкальный символ российского государства – Гимн»Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.Сенека Луций Анней (Младший)Цели урока: показать становление гимна России как символа государства; развитие интереса к истории России; формирование уважения к символам государства; расширение кругозора учащихся о государственной символики России; развитие навыков исполнения гимна; воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства.Задачи:образовательные:
  • сформировать представление о государственной символике РФ;
  • обучить правильному прослушиванию гимна РФ;
  • воспитательные:
  • развить чувство гордости за свою Родину;
  • развивающие:
  • заинтересовать и побудить детей к поиску мест и событий, где встречается государственная символика РФ (флаг, герб и гимн);
  • развить музыкальную отзывчивость на Государственный гимн России;
  • Оборудование урока: наглядные пособия: государственная символика Росcии;фонозаписи гимнов России;Музыкальный материал:
  • Неофициальный русский национальный гимн «Гром победы раздавайся» 1791г.
  • Первый официальный Российский гимн «Молитва русских» 1816 – 1833г.
  • Гимн Российского государства «Боже, царя храни» 1833 – 1917г.
  • Гимн «Рабочая Марсельеза» 1917 – 1918г.
  • Гимн Советского государства «Интернационал» 1918 – 1943г.
  • Гимн СССР «Сталинский» 1943 – 1955г.
  • Гимн СССР 1955 – 1990г.
  • Гимн Российской Федерации «Патриотическая песня» 1990 – 2000г.
  • Современный Гимн Российской Федерации.
  • Гимн Олимпиады
  • Прогнозируемые результаты: интерес к программной музыке, музыке русских композиторов, к истории своего Отечества.Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации. Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии. Педагогические технологии: гуманно-личностная, направленная на духовно-нравственное развитее личности школьника.Программно-дидактическое обеспечение: компьютер; мультимедиапроектор, электронная презентация в программе Microsoft Powerpoint по теме - «Музыкальный символ российского государства – Гимн».Вступительное слово учителя.Добрый день, ребята! Сегодня, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, это замечательный повод задуматься о себе, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!Права, свободы человека —Таков приоритет страны.Мы Конституции навекиКанонам следовать должны.Мы честь Отчизны охраняем,Мы все едины, мы — народ!Россия, матушка родная,Тебя спасем от всех невзгод.Нам Конституция дана,Чтобы понять, в чем ее суть.У нас прекрасная страна,А вместе с ней и весь наш путь!Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу.Знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)Федеральными конституционными законами установлены отличительные знаки государства – символы России.Вопрос учителя: Что к ним относятся? Ответы детей:
  • Государственный герб России
  • Государственный гимн России
  • Государственный флаг России
  • 1 слайд: Конституция- основной закон - Верно. Любить Родину, знать ее историю - значит уважать ее, это значит, быть патриотом своей страны. И тема сегодняшнего урока - «Музыкальный символ Российского государства – Гимн»2 Слайд: название темы урокаСлайд: цели урока Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? 3Слайд: цель урокаЦель нашего урока – узнать все о гимнах нашего государства, прослушать их. Что такое Гимн? что означает это слово?Ответы детейГосударственный гимн РФ – это музыкально-поэтическое произведение возвышенного характера. Если Мы обратимся к энциклопедическому словарю, то узнаем, что в переводе с греческого (hymnos – гимн) означает: 4 Слайд: значение слова гимн1. Хвалебная песнь, обращенная чаще всего к божеству, а также к царю, герою и т. п.2. Песнопение на библейский текст в христианском богослужении.
  • Стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьезное или шутливое.
  • Песня торжественного характера, служащая музыкальным символом государства…
  • В гимнах люди воспевают то, что очень любят и ценят. А в первую очередь люди ценят и любят свою землю, свой народ. И музыка гимнов торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.Когда исполняют гимн? Ответы детей:
  • во время торжественных официальных собраний
  • спортивных состязаний
  • национальных праздников
  • Давайте с вами совершим путешествие в давние времена. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений, прославляющих государство и государей. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений. Но это были церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах, песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда - страна и её предводители. Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". 5 Слайд: изображение Ивана Васильевича и хор государевых певчих дьяков. В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.Первое появление на Руси светских музыкальных произведений гимнического характера наблюдается в начале 18-го века во времена правления Пётра I .6 Слайд: Портрет Петра 1, «Марш Лейб – гвардии Преображенского полка»Одно из популярных произведений, которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это - "Марш Лейб-гвардии Преображенского полка", созданный в 20-е-30-е годы 18 века неизвестным автором. Первый текст на музыку "Преображенского марша", сочинён в 1805 году, начинался словами "Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!" Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами "Знают турки нас и шведы". "Преображенский марш" никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов. А к концу 19-го века он стал главным маршем Российской Империи. На слайде щелчок на музыку «Знают турки нас и шведы»Звучит "Знают турки нас и шведы"Ребята, я думаю, что вы уловили ритм этого марша и сейчас хлопками в ладоши мы ритм марша воспроизведем.Размер 4/4
  • В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. Во время царствования императрицы Екатерины II (1762-1796), исполнялся гимн "Гром победы раздавайся". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина!". Впервые он был исполнен в 1791 г. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника. На стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез. А музыку написал О. А. Козловский – также известная личность конца ХVIII века7 Слайд Портрет Державина, Козловского щелчок на музыку «Гром победы, раздавайся»Слушание: О.Козловский, слова Г. Державина «Гром победы, раздавайся!». (5мин 20 сек)Вопрос учителя: Как звучала музыка? Ответы детей:
  • музыка звучала торжественно, величаво
  • a* capella
  • в исполнении мужского хора
  • В последующие годы "Гром победы" стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. (исполнялся он и в войну 1812 г., но уже с другими словами: "Гром оружий, раздавайся!. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!") Государственным гимном "Гром победы" не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что "Гром победы" стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.С воцарением императора Павла I полонез "Гром победы" исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта действительного тайного советника М.Н. Хераскова.8 слайд название «Коль славен наш Господь в Сионе»щелчок на музыку «Коль славен наш Господь в Сионе»Слушание "Коль славен наш Господь в Сионе"В течение XIX в. гимн "Коль славен" непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов. Все вышеназванные произведения гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.9 слайд название «Боже, царя храни»Новый гимн «Боже, царя храни» (музыка князя Алексея Львова, слова Василия Жуковского) впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям — 25 декабря ) и просуществовал до Февральской революции 1917 года. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста (в качестве гимна исполнялась только первая строфа написанного В.А. Жуковским стихотворения) и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор – трижды.Давайте послушаем это произведение. Обратите внимание, как исполняли гимн царю.10 слайд фильм по щелчку «Боже, царя храни»Слушание: А.Львов, слова В.Жуковского «Боже, царя храни».ФИЗМИНУТКАРебята, сейчас прозвучит еще один Гимн, международный. Чему он посвящен?11 слайд по щелчку музыка гимна олимпийских игрПравильно, олимпийским играм. В 1896 году. Автор музыки – греческий оперный композитор Спиро Самара. Автор слов – греческий поэт Константинос Палама. Официально утвержден МОК на 55 сессии 1958 года в Токио. Партитура гимна хранится в штаб – квартире МОК в Лозанне. Исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия и закрытия очередных олимпийских игр. А сейчас немного поиграем.Есть для вас еще задание.Постарайтесь не зевать…Если летний спорт – присядьте,Если зимний – надо встать.Футбол, слалом (спуск на лыжах с гор), конный спорт, гандбол (игра в мяч), бобслей (скоросной спуск с гор на санях), теннис, сноуборд (спуск с гор на спец снаряде сноуборде), плавание, биатлон (лыжная гонка со стрельбой), фристайл (лыжная акробатика), легкая атлетика.Немного отдохнули, продолжим работу.Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён. Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством. Более приемлемой казалась "Марсельеза".12 Слайд МарсельезаВ России "Марсельеза" известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала в середине XIX в. Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение. по щелчку музыка МарсельезыСлушание «Марсельеза» "Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго с февраля по октябрь 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".13 слайд Интернационал авторы Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии Всероссийского съезда советов. (Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер. Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Аркадий Яковлевич Коц.) С русским переводом "Интернационала" произошла та же история, что и с "Марсельезой" - он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал. по щелчку звучит музыка ИнтернационалЗвучит "Интернационал""Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание. Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага. Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР. Во время Великой Отечественной Войны в 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна.Вопрос учителя: Почему стране стал нужен новый гимн? Ответы детей:
  • Для сплочения населения во время войны, поднятия патриотического духа
  • Встали новые общенациональные задачи
  • «Интернационал» потерял актуальность.
  • Победила на конкурсе песня «Союз нерушимый» Александра Васильевича Александрова на слова Сергея Владимировича Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.Новый гимн СССР впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.14 Слайд по щелчку Гимн СССР (Сталинский)Звучит гимн СССРНо в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн, ему так и не дали собственного названия. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился. Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.Слайд 28 Брежнев. Гимн СССР. Авторы.В 1964 г. Руководил государством Л. И. Брежнев, который был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, которые были заменены.Слайд 15 щелчок гимн СССР нов Я предлагаю вам поработать с текстом. Сравните текст современного государственного гимна России с текстами 1944, 1971 гг. Как они изменились? Почему?Ответы детей.("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.Вопрос учителя: Что общего в звучании последних двух гимнов? Ответы детей:
  • Маршевый, торжественный характер
  • Начинаются с кварты
  • Звучат оба гимна в мажоре
  • В 1990 году решением Совета Министров РСФСР в России была образована правительственная комиссия по созданию нового государственного гимна.После того, как Россия стала независимым государством, был утвержден Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина от 11 декабря 1993 года новый гимн. Им стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки, написанная в 1833 г. Слайд 16. Портрет Глинки. Патриотическая песня, по щелчку звучит Патриотическая песняСлушание: М. Глинка «Патриотическая песня»Вопрос учителя: Какие Вы знаете произведения М.Глинки, имеющие патриотическую направленность?Ответы детей:Опера «Иван Сусанин»30 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о тексте государственного гимна Российской Федерации. 7 марта 2001 года Госдума приняла законопроект о тексте Государственного гимна на слова Сергея Михалкова. 14 марта законопроект одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 22 марта 2001 года № 2 ФКЗ, вступил в силу 24 марта 2001 года. Я предлагаю вам сейчас встать и исполнить гимн РФ,Слайд 17. по щелчку звучит гимн фильм РФИсполнение: А. Александров, слова С. Михалкова «Гимн России».- Итак, почему мы испытываем особое волнение? - Какие музыкальные средства выразительности придают гимну величавый характер? ( Призывные интонации, торжественность, гордость)- В каком характере нужно исполнять гимн? ( Величественно, торжественно.)- Молодцы, ребята! Вы хорошо спели гимн РФ. Вопросы слайд 18 - 20Работа по карточкам. Я предлагаю вам выполнить задание Путаница. Слова 4 гимнов перемешались. Помогите все вернуть на свои места. Боже, царя храни!Твое достоянье на все времена!Царь православный,Славься, Отечество наше свободное,Пусть от победы к победе ведет!Россия – священная наша держава,Царствуй на страх врагам,Россия – любимая наша страна.Сильный, державный,Дружбы народов надежный оплот!Могучая воля, великая слава – Боже, царя, царя храни!Гром победы, раздавайся!Веселися, храбрый росс!Знамя советское, знамя народноеЗвучной славой украшайся!Магомета ты потрес!Царствуй на славу, на славу нам!Ответы детей.(Гимн РФ, Гром победы, раздавайся, Боже, царя храни, Гимн СССР)Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)Ответы детей.Заключение:Богата история и культура России. Пройдут века и в памяти народа останутся его герои. К ним относятся и создатели гимнов России. Все они любили свою Родину, поэтому их произведения всегда будут любимы людьми.Давайте подведем итог урока. Попробуем разгадать, что зашифровано в слове “Гимн”, опираясь на задаваемые вам вопросы, иными словами, расшифруйте ребус.Г – главное (Что было главным сегодня на уроке?) И – интересное (Что было интересным сегодня на уроке?)М – музыкальное (Что происходит с литературным произведением благодаря музыке?) Н – новое (Оставила ли след в вашей душе та новая информация, которую вы получили и усвоили на нашем уроке?)Д\з. Ребята, что для вас является лучшим на Земле? Кому или чему вы бы хотели сложить гимн. Подумайте над этим и попробуйте создать свой гимн, который может быть посвящен любому человеку, любимому предмету, интересному занятию или событию. Сочините текст, а если сможете и музыку.А закончить наш Урок я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:Слайд 34 ПрохоровкаПо щелчку звучит гимн молодежи.Время влияет на дни и события,Давит, диктует форматы и стили,Вы на пороге большого открытияСильной, свободной, богатой России.Время менять обещанья строптивые,Но это сделано здесь и сейчас.Люди свободные, честолюбивые,Завтра России зависит от вас.Список литературы и электронных источников:1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 64 с.2. Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, текстовый контроль: учебно-метод. пособие/ Т. А. Замятина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства).3. Критская Е. Д. Музыка: учеб. для учащихся 6 - 7 кл. шк./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 9-е изд. Дораб. - М.: Просвещение, 2008 – 128 с.: ил.4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007. - 128 с. 5. Карамзин Н.М. История государства Российского.6. Голованова М. П., Шергин В. С. Государственные символы России.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2005. – 160с.7. 8. 9. Пояснительная записка.Актуальность методической разработки.Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.Сенека Луций Анней (Младший)Одной из главных задач образовательных учреждений воспитывать гражданина – патриота своей страны. Значимость урока. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.Патриотизм, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.Значимость этого урока состоит в том, чтобы воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, а так же расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к Родине.Этот урок предназначен для учащихся 7 класса. Тема: «Музыкальный символ российского государства – Гимн». На уроке использовалось сочетание методов словестного обучения, самостоятельная работа, работа в парах, а так же метод проблемного изучения материала, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала.Тип урока: урок – изучение нового материала.Оборудование: слайдовая презентация; фонограмма гимна России, Задание Путаница. Слова 4 гимнов перемешались. Помогите все вернуть на свои места. Боже, царя храни!Твое достоянье на все времена!Царь православный,Славься, Отечество наше свободное,Пусть от победы к победе ведет!Россия – священная наша держава,Царствуй на страх врагам,Россия – любимая наша страна.Сильный, державный,Дружбы народов надежный оплот!Могучая воля, великая слава – Боже, царя, царя храни!Гром победы, раздавайся!Веселися, храбрый росс!Знамя советское, знамя народноеЗвучной славой украшайся!Магомета ты потрес!Царствуй на славу, на славу нам!Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству . Из оставшихся букв составь слово.