Публикации "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму"
Автор: Шрайнер Александра Ивановна

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифмуВоспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей детских садов. Так как именно в возрасте от 3 до 6 лет закладывается самое основное – отношение ребенка к обучению. Очень важно читать малышу с раннего возраста короткие стишки, потешки, дразнилки, считалочки. Стихотворные тексты намного легче усваиваются детьми, чем проза. Яркие образы способствуют пониманию и быстрому запоминанию текста. Быстрее всего ребенок запомнит тот текст, содержание которого он понял. Конечно не сложно выучить с ребенком готовое стихотворение, но гораздо интереснее сначала сочинить его. Ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием слушают сказки и стихи, и даже пытаются их повторять или пересказывать.Очень важная задача заинтересовать ребенка и предложить ему играя стать поэтом. Сочинить стихи, например, для мамы или для друга. Не просто выучить, а именно сочинить, научить его при этом пользоваться рифмами. Очень важно добиться того, чтобы ребенок понял, что такое рифма. Для этого нужно вместе с малышом порифмовать, поиграть в рифмы. Совместное творчество взрослых и детей создает атмосферу радости и понимания. Для того чтобы повысить словарный запас ребенка необходимо вызвать у него желание сочинять не только стихи, но так же придумывать разные сказки и небылицы.Не для кого не секрет что дети очень любят играть, в игре они проводят большую часть времени. И поэтому важно в игре помочь малышу научиться рифмовать разные слова. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок. Ведь это для него такая же интересная игра как и многие другие.Учить ребенка рифме не сложно. Играйте с ним, сочиняйте вместе простые стихи про его любимых питомцев, игрушки, друзей, родных и близких. Если ребенок не понимает, что такое рифма надо ему помочь. Можно, например поиграть в игру «ПЕРЕВЕРТЫШИ» для этого возьмем какое-нибудь известное всем стихотворение и расскажем его ребенку, переставляя слова в каждой строчке как бы с ног на голову.Например: Качается бычок идет. Ох! Кончается доска,На ходу вздыхает. Упаду я сейчас.Спросите у ребенка, стихотворение это или нет? А почему? Да потому что нет рифмы. А теперь давай переставим все слова в этом стихотворении на свое место. Так как должно быть. Найдите с ним рифмы: качается – кончается; на ходу – упаду. Есть еще игра «Ладошки»: Называем пару слов. Если в них есть рифма, хлопаем в ладошки, а если рифмы нет, прячем ручки за спину. НАПРИМЕР: песок-носок; стол-стул; лейка- змейка…У стихотворения должен быть легкий смысл. Оно должно отображать то, что окружает ребенка, то что ему знакомо. Тогда малыш с удовольствием будет сочинять свои маленькие стишки. Вот несколько примеров того что можно сочинить с трехлетним ребенком: Вкусную кашуКушала Маша.Даже АнтошкаПокушал немножко.::::::::Вот постельку постелили.Ручки, ножки мы помыли.Приготовились ко сну.Скоро, скоро я усну.Для того чтобы ребенок мог сочинять, нужно научить его наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. И пусть эти маленькие человечки не станут великими поэтами, но зато они обретут дар, который несомненно поможет им в дальнейшей жизни. Не зря же говорил Корней Иванович Чуковский:» В начале жизни мы все- стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой.»Немало важно радоваться успеху ребенка. Скажите ему что он начинающий поэт. Надо обязательно завести альбом в который необходимо записывать первые стихи вашего малыша, к каждому из которых он может нарисовать иллюстрацию. Лучше конечно сохранить этот альбом на память.Важно, что у детской фантазии нет границ, предоставляется полная эмоциональная свобода. Для простых стихов из двух или четырех строк особый талант не требуется, а результат неоценимый. Регулярные занятия в простейшем стихосложении научат малыша отыскивать рифму и получать от этого эстетическое удовольствие. Постепенно он научится правильно и точно выражать свои мысли и станет более свободным в общении.Обучая ребенка рифмоплетству нельзя забывать о чтении стихов и сказок. Читая, мы открываем для ребенка красоту родной речи, учим понимать рифму, прививаем любовь к слову. Малыш, которому родители с раннего возраста читают хорошие детские стихи, в будущем не потеряет интереса к поэзии. В первые игры рифмовки родители играют с ребенком интуитивно. Читая знакомый малышу стишок, остановитесь в конце строчки и дайте возможность ему самому произнести последнее слово. Для этого используйте знакомые четверостишия с простыми и легко угадывающимися рифмами. Подойдут так же и загадки, в которых следует в рифму подобрать отгадку.Есть еще игра «Четвертый лишний»Называем четыре слова, а ребенок должен назвать слово которое лишнее. Например: пень – лень – день – ночь.Гол – пол – стул – стол.Плошка – мышка – крошка – кошка.Картинки – ботинки – бабочки - корзинки.Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», - так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.Все это не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что в свою очередь, способствует повышению грамотности.Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, а так же с пренебрежением относиться к его первым шагам в мир поэзии. Ребенку за его труд только похвала и почет! Литература:1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.