Публикации
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой "Водные ресурсы Земли"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой "Водные ресурсы Земли"
Автор: Скабелина Оксана Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой "Водные ресурсы Земли"
Автор: Скабелина Оксана Сергеевна
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой«Водные ресурсы Земли»Цель: систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, водопады, озера, реки, моря, океаны. Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах. Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению. Ход занятияОрганизационный момент. Воспитатель эмоционально настраивает детей на занятие:Придумано кем-тоПросто и мудроПри встрече здороваться:– Доброе утро!И каждый становитсяДобрым, доверчивым…Пусть доброе утроДлится до вечера! Давайте доброту и улыбки подарим друг другу.Сегодняшнее занятие посвящено водным ресурсам Земли. И начнем мы его с разгадывания загадок.Бегу я как по лесенке,По камушкам звеня,Издалека по песенкеУзнаете меня… (Ручеёк) Воспитатель: Ручей-это небольшой водный проток. Ручьи попадают в реки и озера.Откуда же берет начало ручеек? В нём – прозрачная вода,Напоит тебя всегда.Из глубин земли возник,Ручейком потёк … (родник).Воспитатель: Родник-место, где холодная и чистая вода выходит на поверхность. Какая вода в роднике? – родниковаяА куда впадает ручеек? Тихо, между берегамиШирока и глубока,Наполняясь ручейкамиВдаль бежит, течёт… (Река) Воспитатель: река-водный поток, текущий выработанным им углублением Вода в реке какая? – речная Природное, рукотворное,В природе встречается,Размером, глубиной,И формой отличается! (Озеро)Воспитатель: озеро-это замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой. С высоты большой, срываясь,Грозно он ревётИ, о камни разбиваясь,Пеною встаёт… (Водопад)Воспитатель: водопад-это поток воды падающей с высоты. Не проедешь, не пройдешь-Обойдешь сторонкой.И водицы не попьешьС синеватой пленкой. (Болото)Воспитатель: болото-любое место с застоявшейся водой. Вода в болоте какая? – болотная Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется.Из него вода не пьется,Потому что не вкусна –И горька, и солона… (Океан)Воспитатель: океан-единое водное пространство, которое нигде не прерывается. В океане вода какая? – океаническая Обманывать не стану,Я меньше океана,Но я большое, всё же,На океан похоже.Могу спокойным быть,Могу и заштормить.Есть у меня всегдаСолёная вода… (море)Воспитатель: море-большое пространство, наполненное соленой водой. В море вода? – морская Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что речь сегодня пойдет о воде.Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир воды и узнаем много интересного. Работа с глобусом. -Дети, посмотрите, у нас на столе глобус – это наша Земля.Из космоса наша планета видится голубой. Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой и желтой.-Что изображает голубой цвет? (ответы детей)-На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода. Потому что на нашей планете самое главное богатство – это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! А вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны, о которых мы с вами сегодня уже говорили. Вода является основой жизни на Земле. От неё зависят все процессы жизнедеятельности.-Дети, по дороге в детский сад я встретила капельку.Капелька пришла не одна, а со своими подружками.Капелька просит, чтобы мы нашли их в нашей группе. Путешествие-поиск капелек по группе. Воспитатель вызывает несколько человек.– Дети, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут в нашей группе, чтобы Капелька знала сколько их.(Дети идут по группе делают остановки)В уголке природы: возле растений: цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Забирают фишку – капельку) У чайника с водой: вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Забирают фишку – капельку) В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Забирают фишку – капельку) Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Забирают фишку – капельку) В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Забирают фишку – капельку) Прикрепляют на доску капельки, собранные в группе (пить воду, стирать, мыть игрушки, поливать растения, гигиена и т.д.)Делают вывод, зачем нужна вода. Дидактическая игра «Какая бывает вода?» (Цель: Повторить и закрепить свойства воды. Называют свойства: бесцветная, свежая, тёплая, горячая, жидкая, без запаха, прозрачная, превращается в лёд, в снег и т.д.)-Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает) «Круговорот воды в природе». Воспитатель: – Ребята, мы видим, что воды расходуется очень много. А как же пополняются запасы воды?– Чтобы это узнать, посмотрите на схему «Круговорот воды в природе». На ней изображено всё, что происходит с водой (рассказ и демонстрация). – Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.) Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. Загрязнение воды. (Показ слайдов) Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что без воды все живые организмы заболеют и погибнут. А вы знаете, что водоёмы тоже могут болеть, как люди?Источники загрязнения воды – сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.Мы люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают и беречь их.Вот еще одна подружка нашей капельки (грустная капелька).Посмотрите, чем она отличается от нашей Капельки?Как вы думаете, почему она печальная?Дети делают вывод, почему капля печальная. Высказывают свои предположения, как помочь Капельке.Что мы можем сделать, чтобы наша капелька была весёлой?Чтобы наша капелька стала весёлой надо очистить воду в морях и океанах, реках и озерах.Как мы можем очистить воду? Чем мы очищаем воду дома? (фильтром)Что такое фильтр? (Прибор для очистки воды)В нашей лаборатории мы постараемся очистить воду при помощи разных фильтров.Посмотрите, фильтры можно сделать и самим. Мы пропустим воду через наши фильтры, и сравним, какой фильтр лучше.Оценим наши фильтры. Какому фильтру мы дадим 1место, 2 и 3.Давайте сейчас, в нашей лаборатории, проведём эксперимент по очистке воды. Рефлексия -Что сегодня мы узнали на занятии нового?-Где находится вода в природе?-Как люди используют воду?-Что нужно делать, чтобы воды было много?