Публикации
Эффективные методы и приемы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и приемы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Автор: Коротина Юлия Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и приемы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Автор: Коротина Юлия Геннадьевна
Эффективные методы и приемы работы с детьми с интеллектуальными нарушениямиОсобенности обучения, воспитания и развития детей с умеренной умственной отсталостью изучали Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина, Г.В. Цикото и другие. Организация коррекционно-педагогического сопровождения детей с выраженным нарушением интеллекта является наиболее актуальной проблемой в образовании и, вместе с тем, наименее разработанной. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса во многом обусловлены тем, что данная категория учащихся сложна и неоднородна по выраженности и сочетанию нарушений. Для определения образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка, построения адекватных индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия в рамках коррекционно-педагогической работы необходима углубленная психолого-педагогическая диагностика.МКОУ ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ основана для обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. было проведено эмпирическое исследование. В данной статье показан анализ результатов углубленной психолого-педагогической диагностики обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и проведена оценка эффективности коррекционно-педагогической работы. В исследовании приняли участие 6 учащихся 3 класса в возрасте 9-13 лет, из них 4 девочки и 2 мальчика, с диагнозом «умеренная умственная отсталость». Методы и методики исследования: изучение личных дел учащихся и школьной документации, методики диагностики восприятия, внимания, мышления, памяти, речи и счетных навыков. Предложенные задания были знакомы детям, так как классный руководитель использует их в работе. При предъявлении стимульного материала большинство детей были спокойны, с уверенностью принимались за работу, но вскоре допускали ошибки или совсем не справлялись с заданием. Некоторые дети не проявляли интереса к заданиям, один ребенок отказывался от выполнения, работал с неохотой. Как правило, инструкции дослушивали не до конца, отвлекались, не могли сосредоточиться, в связи с чем часто отмечалось непонимание и последующие трудности в выполнении. В процессе выполнения заданий дети часто задавали вопросы «Так? Здесь? Сюда? Эта?». Многие дети принимали направляющую или обучающую помощь и исправляли свои ошибки, но некоторые от помощи отказывались и не справлялись с заданием. Один мальчик испытывал волнение, что выражалось в атипичных навязчивых движениях, допускал ошибки при выполнении заданий, но от направляющей помощи отказывался, тем не менее самостоятельно их исправлял и большинство заданий выполнил правильно. Многие дети при возникновении трудностей отказывались от выполнения задания. В целом эмоциональное поведение различалось – от безудержной радости до застенчивости, некоторые долго крутили («теребили») предметы в руках, смеялись, когда были уверены в правильности своего ответа или правильном выполнении задания. Положительная оценка деятельности не являлась стимульной мотивацией. Исследование способности различать величину, форму, цвет, пространственные и временные отношения в зрительно воспринимаемых объектах: расставить кубики по величине, пирамидка, доски Сегена, разрезные картинки – все дети выполнили самостоятельно или с частичной помощью; узнать предметы по контурным изображениям, определить предмет на ощупь, соотнести фигуры по цвету, сгруппировать по цвету – выполнили 5 из 6 человек; найти место матрешке, сгруппировать фигуры по форме, соотнести прорези с изображением животных – справились 3 человека; сложить из палочек фигуры по образцу и по памяти – по образцу справились 3 человека, по памяти – никто. Пространственные и временные отношения у большинства детей не сформированы, 4 человека ориентируются в понятиях «вверху-внизу». В деятельности детей частично наблюдалось механическое выполнение. Исследование внимания, наблюдательности: с корректурной пробой справились 4 человека из 6; найти предмет, предъявляемый ранее – 2 ребёнка не справились, 3 – частично справились и 1 справился. В целом, в познавательной деятельности детей отмечались трудности сосредоточения, переключения, непонимание инструкции, отсутствие интереса к заданиям, отказ от выполнения, кривляние, занятие своими делами, часто требовалось наглядное практическое соотнесение картинок с предметами или собой. Исследование мышления: исключение лишнего – 3 ребёнка выполнили без объяснения своего выбора; узнать предмет по описанию – 2 человека справились с помощью, остальные перебирали ответы; установить соответствия, оценить поступок – 5 из 6 человек выполнили задания; путаница – частично выполнили все (явное несоответствие - слон в кровати увидели, а яблоки на ёлке – нет); последовательность картинок и рассказ по ним, вопросы после прочитанного рассказа, загадки вызвали у детей наибольшие затруднения, большинство детей не справились с этими заданиями даже с помощью. В целом наблюдается, что хорошо знакомые задания дети выполняют по памяти (механически), без объяснения своего выбора, некоторые – перебирая ответы и наугад, не стремятся преодолевать трудности, помощь не используют, на замечания или организующие просьбы реагируют отказом от деятельности. Исследование памяти: недавно выученное стихотворение смог воспроизвести 1 ребёнок; простукивание ритма и запоминание 3х слов – однократно или только первое слово смогли выполнить все, далее продолжить не могли; с такими заданиями как разложить картинки по памяти и запомнить слова с помощью картинок дети не справились. Исследование речи: у всех детей имеются нарушения произношения, недоразвитие фонематического слуха. Гласные ударные звуки различают лучше, согласные только в сильной позиции. Слышат звуки и называют их только после многократного повторения. Ответы на вопросы односложные. Составить из слогов слово и из слов предложение смог только 1 человек. У 1 ребёнка в целом отсутствует фразовая речь. Исследование счетных навыков: прямой счет до 5 сформирован у всех детей, обратный только у троих. Порядковый счет с помощью также доступен всем. Счет от числа и посчитать вместе – справились все. Вычислительные навыки сформированы только у 1 ребенка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психические процессы и познавательная деятельность детей имеет стойкое выраженное недоразвитие относительно возрастной нормы. Об этом свидетельствует и установленный диагноз «умеренная умственная отсталость», нарушения при котором не являются обратимыми к норме. Но так как дети в процессе коррекционного обучения уже имеют некоторую положительную динамику в развитии, можно с уверенностью сказать, что системная коррекционно-педагогическая работа в образовательном учреждении является эффективной. Поэтому считаем необходимым разрабатывать коррекционно-педагогические программы и индивидуальные программы сопровождения для данной категории учащихся, обязательно включающие блок Развитие познавательной деятельности, системная реализация которого позволит детям расширить свои познавательные способности и возможности. Мною была разработана программа, направленная на эффективную коррекцию и разработку методов эффективной работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости в возрасте 9-13 лет в освоении специальной образовательной программы. Цель программы: коррекция и разработка эффективных методов и приемов работы с детьми с интеллектуальными нарушениями на базе Школы, г. Егорьевск.Задачи: - создать комфортные коррекционно-развивающие условия, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся; - восполнить пробелы предшествующего развития и обучения; - повысить уровень общего развития учащихся; - формировать недостаточно освоенные учебные умения и навыки;- способствовать общему сенсорному развитию, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности. Коррекционная программа включает 10 занятий, каждое продолжительностью 20 минут. Структура занятий: разминка («Что может делать...?», «Рассуждалочки»), основная часть (игры и упражнения на развитие познавательных процессов, психогимнастика, чтение сказок и работа с текстом) и рефлексия («Художник», «Башня») [3]. В процессе групповой работы по данной коррекционно-развивающей программе ребята принимали активное участие, были заинтересованы предложенными им играми и заданиями, радовались, когда правильно выполняли их. Принимали помощь от взрослого, так как хотели увидеть результат своей деятельности. Так же с удовольствием участвовали в пальчиковых гимнастиках и физкультминутках, где дети одевали маски животных или сказочных героев. Если у некоторых ребят, что-то не получалось, они старались помочь друг другу, показывали куда нужно поставить куб, помогали найти одинаковые узоры. Конечно, возникали и трудности, многие дети не понимали правил игр, приходилось их упрощать, в некоторых заданиях действия выполнялись наугад. Из игровых методик наибольшей эффективностью отличались следующие:Игра «Сложи квадрат», рекомендуется для развития логического мышления. Набор состоит из различных геометрических фигур, которые нужно собирать в квадраты. С помощью такой игры, ребенок может легко развить сообразительность, пространственное мышление и ощущение цвета, учится логике. Также используем на занятиях развивающие игры с палочками Кюизенера. Это специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. Используются для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме. Задания направлены на запоминание и различение цвета, понятия числового значения, длины. Он сможет научиться: составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями; различать, как расположены предметы в пространстве; сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка. Используя на коррекционных занятиях эти развивающие игры, отмечаем динамику в усвоении математических понятий. Наибольший интерес у детей вызывает форма занятия Квест. Это приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель, загадка, форма образовательной деятельности. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квесты помогают нам реализовать следующие задачи: образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся; развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализация детей; коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность.Использование логопедического тренажера «Дельфа» на занятиях способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.Мультимедийный интерактивный обучающий программно-методический комплекс EduQuest включает в себя следующие компоненты: мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы (деревянные кубики, блоки, счетные палочки, дидактические карточки, пазлы), методические рекомендации для преподавателя с пошаговыми планами уроков. Мультимедийный комплекс EduQuest эффективно развивает творческие способности ребенка, мышление, зрительную и слуховую память, воображение, учит планировать свои действия, видеть целое и его части, развивает координацию движения и пространственную ориентацию.Использование развивающей доски (BUSYBOARD) позволяет создать предметно-развивающую среду, способствующую сенсомоторному и речевому развитию детей школьного возраста с системными недоразвитиями речи, посредством развития мелкой моторики и органов восприятия. Эта доска помогает развивать мышление, логику, сообразительность, мелкую моторику, усидчивость. Бизиборд охватывает ряд зон: зону практической жизни, зону сенсорного развития, зону математического развития, зона естественнонаучного развития. Благодаря элементам с застёжками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки), дети стали более самостоятельно одеваться, обслуживать себя. Занимаясь в математической зоне, дети различают высоту, длину, цвет, форму различных предметов, закрепляют счет, умеют сравнивать: размер, форму фигуры, величины, количество. Значительно расширяется словарный запас учащихся, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире. Для формирования математических знаний используется системный дидактический материал Нумикон. В пособии Нумикон числа от 1 до 10 представлены формами шаблонами. Каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Его можно применять для изучения состава числа, сложения, вычитания, умножения и деления. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.Наблюдая за учебной деятельностью детей во время уроков, можно увидеть положительную динамику после применения коррекционно-развивающей программы. Многие научились называть и показывать геометрические фигуры, различать предметы по величине и цвету, дети начали запоминать небольшие четверостишия физкультминуток и пальчиковых гимнастик. На основе данной программы, рекомендуется составить индивидуальные программы сопровождения для данной категории детей, комбинируя игры и упражнения на развитие познавательных процессов с акцентом на том, с чем ребёнок не справляется на данный момент, обучая его способам познавательной деятельности и закрепляя их.