Публикации Кинезиотерапия в работе с дошкольниками

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кинезиотерапия в работе с дошкольниками
Автор: Яна Михайловна Литинская

Кинезиотерапия в работе с дошкольниками
Подготовила: инструктор по физической культуре
Литинская Яна Михайловна
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
(Мишель де Монтень).
Кинезиология
– наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности.
Коррекционно- развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических
тренировок в организме
происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Цели – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Задачи:
снятие эмоциональной напряженности;
создание положительного эмоционального настроя;
развитие межполушарного взаимодействия, связей;
развитие внимания, памяти;
развитие мелкой моторики;
повышение работоспособности;
развитие речи;
активизация мышления
Кинезиотерапия помогает улучшить:
Память
Внимание
Речь
Пространственные представления
Мелкую и общую моторику
Снизить утомляемость
Повысить способность к произвольному контролю
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
•Растяжки
•Дыхательные упражнения
•Глазодвигательные упражнения
•Телесные упражнения
•Упражнения для развития мелкой моторики
•Упражнения на релаксацию
•Массаж
•Развитие артикуляционных движений
Растяжка нормализуют гипертонус и гипотонус
Снеговик
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик.
Тело твердое, как замерзший снег.
Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко
падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в
легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дерево
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками.
Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем
распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Сорви яблоки
Исходное положение- стоя
Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими
яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается.
Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа виси большое яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала
дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь
на носочки, вдохните и сорвите одно яблоко.
Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед собой корзину и выдохните
•Дыхательные упражнения
улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Свеча
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что передвами стоит большая свеча. Сделайте глубокий
вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А
теперь представьте перед
собой 5 маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи
маленькими порциями выдоха.
Ныряльщик
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий
вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос
пальцами. Присесть, как
бы нырнуть в воду.
Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Надуй шарик
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного
цвета (цвета необходимо
менять). Пауза - задержка
дыхания. Выдох - втянуть живот
как можно сильнее. Пауза - вдох,
при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом пьют воздух.
•Телесные упражнения
развиваются межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Перекрестное марширование Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по
противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного
колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Мельница
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала
вперед, затем назад,
одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх,
вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Паровозик
• Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
•Релаксация
способствуют расслаблению, снятию напряжения .
Дирижер
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто
слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете
слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте
теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то
время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы
можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр!
Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Ковер-самолет
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный коверсамолет. Он плавно и медленно
поднимается, несет нас по небу,
тихонечко покачивает. Ветерок нежно
обдувает усталые тела, все отдыхают…
Далеко внизу проплывают дома, поля,
леса, реки и озера… Постепенно коверсамолет начинает снижение и
приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
•Глазодвигательные упражнения
позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Глазки Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные
движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Слон
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты.
Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука
рисует Ленивую восьмёрку,
начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой
стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков
пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз
левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Таким образом, кинезиотерапия помогает развивать тело, повышать стрессоустойчивость
организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность.
Ребенок овладевает умениями, которые ранее были ему недоступны