Публикации
Деловая игра для педагогов "Социально-нравственная компетентность"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра для педагогов "Социально-нравственная компетентность"
Автор: Гаврилова Светлана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра для педагогов "Социально-нравственная компетентность"
Автор: Гаврилова Светлана Александровна
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Владимирской области
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
округ Муром
Деловая игра для педагогов
Социально-нравственная компетентность
Подготовлено:
учитель начальных классов
Гаврилова Светлана Александровна, высшая квалификационная категория
2024
Цель: развитие социально-нравственной компетентности в деятельности современного педагога.
Задачи:
1. Дать определение понятию социально-нравственная компетентность.
2. Познакомить с уровнями, этапами и моделью формирования компетентности нравственности педагога.
3. Показать эффективные приёмы поиска, обработки, обмена информацией по данному вопросу.
Ключевые понятия: социально-нравственная среда, социально-нравственная компетентность и её составляющие, уровни и этапы формирования социально-нравственной компетентности, модель формирования социально-нравственной компетентности педагога.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, Информация к размышлению для работы в группах, карточки для написания синквейна, таблица для выполнения задания, оформление кабинета для групповой работы.
Ключевые понятия: социально-нравственная среда, социально-нравственная компетентность и её составляющие, уровни и этапы формирования социально-нравственной компетентности, модель формирования социально-нравственной компетентности педагога.
Этапы работы:
1. Понятийное колесо
2. Мозговой штурм.
3. Имитационная игра.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
Форма: деловая игра
Участники: администрация школы, руководители ШМО, учителя, классные руководители 1-4 классов, учителя начальных классов.
Ход мастер - класса.
Слайд 1 (бабочка в ладонях)
- Добрый день, уважаемые педагоги!
Давным-давно жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: А есть ли вопрос, на который Мастер не смог бы дать ответа?
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее в ладонях. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.
А теперь, уважаемые коллеги, протяните ладони соседям, поздоровайтесь, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра и удачи!
Слайд 2 (тема игры)
Итак, мы можем начать работу, наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме деловой игры по теме “Социально-нравственная компетентность педагога!”
В новых социальных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования общекультурных компетенций и ее важных составляющих – социальной и нравственной как интегральных качеств, обеспечивающих активное влияние на межличностные отношения в социуме.
Социальная компетентность может формироваться на различных типах фундаментов, к числу таких относится категория нравственности, которая формирует профессиональную и нравственную культуру, социальную зрелость школьника. Нравственная культура (нравственность) – это объективно сознательная деятельность человека по формированию социально значимого поведения на основе морально-мировоззренческих принципов бытия.
И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Формирование компонентов нравственности как фундамента социальной компетентности в системе образования определяется социальными, производственными, психологическими функциями социума.
Слайд 3 (понятийное колесо)
Понятийное колесо (понятие социально-нравственная среда).
Задание группам:
Дайте определение понятиям социальная компетенция, нравственная компетенция;
Дайте определение понятию социально-нравственная среда, оформите его в виде понятийного колеса и представьте участникам деловой игры.
Музыка
(ответы представителей групп)
Слайд 4 (понятия)
Социальная компетенция - умение жить и работать вместе с другими людьми в семье, в коллективе, команде.
Нравственная компетенция - готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Социально - нравственная среда — это комплекс психологических, правовых, этических, культурных образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в школе, в семье, социуме, позволяющих ему осознанно выбрать свой способ решения социально-нравственных проблем, сделать свой выбор в той или иной ситуации.
Слайд 5 (понятийное колесо - итог)
Компоненты социально-нравственной среды:
- организационная культура
- социальное окружение и взаимоотношения;
- педагогические технологии;
- образовательные и учебные программы;
- духовная среда;
- информационная среда.
Слайд 6 (мозговой штурм)
Мозговой штурм.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам в режиме Мозгового штурма ответить на вопросы по группам:
(1 группа) Что такое социально - нравственная компетентность в вашем понимании, её задачи?
(2 группа) Каковы, на ваш взгляд, составляющие процесса формирования социально - нравственной компетентности?
Музыка
(ответы представителей групп)
Под социально-нравственной компетентностью следует понимать знание проблем социально-нравственных отношений, готовность и способность человека применять свои умения, опыт деятельности в конкретных ситуациях, требующих выбора и принятия решений во взаимодействии с людьми, гуманистических поступках.
К задачам формирования социально - нравственной компетентности необходимо отнести:
обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешности и быта, навыков и привычек нравственного поведения;
систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений со сверстниками, учителями и родителями;
организацию нравственного самовоспитания детей.
Под составляющими социально - нравственной компетентности понимают:
целенаправленную работу по социально-нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
актуализацию всех источников опыта ребёнка (учебная деятельность, общественно-полезная деятельность, отношения между детьми в различных объединениях и группах);
включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся;
оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом гендерных различий.
Слайд 7 (ажурная пила)
Ажурная пила
Уважаемые педагоги, систематизируем теоретические положения для решения классным руководителем поставленных задач в области социально-нравственного воспитания.
Представим видение сущности этого вопроса. Используем интерактивный приём Ажурная пила.
Алгоритм работы:
каждая группа получает Информацию к размышлению и выполняет задание;
идёт обмен информацией, каждый является экспертом в данном вопросе;
заинтересована вся группа;
по итогам отвечает представитель группы.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам ответить на вопросы по группам, продолжите мысль:
(1 группа) В процессе формирования социально-нравственной компетентности в системе Классный руководитель-ученик происходит...
Освоение и приобретение ценностных ориентаций о смыслах человеческой деятельности, социально-нравственных норм, эталонов отношений и взаимодействия с людьми;
Формирование ценностного отношения к себе, к здоровью, здоровому образу жизни, воспроизводство всего этого в своем поведении и отношениях с другими.
(2 группа) Организация целостного процесса социально-нравственного воспитания в системе Классный руководитель-ученик осуществляется через выполнение основных функций…
Создание воспитывающей социально-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы социально-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути социально-нравственного развития каждого ученика, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Музыка
(ответы представителей групп)
Моделирование
О сформированности социально-нравственной компетентности можно говорить тогда, когда педагог - классный руководитель не только мотивирован к деятельности, владеет знаниями, но и реализует знания и умения на практике. Одна из наиболее разработанных моделей социально-нравственной компетентности педагога представлена на слайде.
Слайд 8 (социально-нравственная компетентность педагога)
Рис. 1. Модель социально-нравственной компетентности педагога.
Как видно из представленной модели, большое значение в деятельности педагога – классного руководителя играет использование образовательных технологий.
Практически любая педагогическая технология может обладать тем или иным социально-нравственным потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической ситуации.
Уважаемые педагоги, что можно добавить к этой модели?
Какова ваша модель социально - нравственной компетентности учителя и классного руководителя?
Слайд 9 (рефлексия)
5. Рефлексия по итогам совместной деятельности
Уважаемые коллеги, я ставила перед собой цель познакомить вас с теоретическим материалом по теме “Социально - нравственная компетентность педагога!”
В заключении, предлагаю вам высказать свои мысли о данной теме, используя приём Свеча мнений.
Мы будем передавать её по группам, мне важно услышать мнение каждого участника деловой игры.
Музыка
(слово присутствующим)
Слайд 10 (солнышко)
Всё в ваших руках – это наши дети, хорошее настроение, улыбки. Это радость, добро и тепло, которое мы дарим друг другу и всем людям, окружающим нас. Так пусть же хорошее настроение никогда не покидает вас, а доброе сердце согревают всех, как это солнышко.
Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. – М. : Издательство ЦДО Эйдос, 2007. – 327 с.
Стратегия модернизации образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2009.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
Приложение №1.
Какие же основные ориентиры социально-нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как социально-нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, усилию человека быть (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное чувствование другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
Владимирской области
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
округ Муром
Деловая игра для педагогов
Социально-нравственная компетентность
Подготовлено:
учитель начальных классов
Гаврилова Светлана Александровна, высшая квалификационная категория
2024
Цель: развитие социально-нравственной компетентности в деятельности современного педагога.
Задачи:
1. Дать определение понятию социально-нравственная компетентность.
2. Познакомить с уровнями, этапами и моделью формирования компетентности нравственности педагога.
3. Показать эффективные приёмы поиска, обработки, обмена информацией по данному вопросу.
Ключевые понятия: социально-нравственная среда, социально-нравственная компетентность и её составляющие, уровни и этапы формирования социально-нравственной компетентности, модель формирования социально-нравственной компетентности педагога.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, Информация к размышлению для работы в группах, карточки для написания синквейна, таблица для выполнения задания, оформление кабинета для групповой работы.
Ключевые понятия: социально-нравственная среда, социально-нравственная компетентность и её составляющие, уровни и этапы формирования социально-нравственной компетентности, модель формирования социально-нравственной компетентности педагога.
Этапы работы:
1. Понятийное колесо
2. Мозговой штурм.
3. Имитационная игра.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
Форма: деловая игра
Участники: администрация школы, руководители ШМО, учителя, классные руководители 1-4 классов, учителя начальных классов.
Ход мастер - класса.
Слайд 1 (бабочка в ладонях)
- Добрый день, уважаемые педагоги!
Давным-давно жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: А есть ли вопрос, на который Мастер не смог бы дать ответа?
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее в ладонях. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.
А теперь, уважаемые коллеги, протяните ладони соседям, поздоровайтесь, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра и удачи!
Слайд 2 (тема игры)
Итак, мы можем начать работу, наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме деловой игры по теме “Социально-нравственная компетентность педагога!”
В новых социальных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования общекультурных компетенций и ее важных составляющих – социальной и нравственной как интегральных качеств, обеспечивающих активное влияние на межличностные отношения в социуме.
Социальная компетентность может формироваться на различных типах фундаментов, к числу таких относится категория нравственности, которая формирует профессиональную и нравственную культуру, социальную зрелость школьника. Нравственная культура (нравственность) – это объективно сознательная деятельность человека по формированию социально значимого поведения на основе морально-мировоззренческих принципов бытия.
И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Формирование компонентов нравственности как фундамента социальной компетентности в системе образования определяется социальными, производственными, психологическими функциями социума.
Слайд 3 (понятийное колесо)
Понятийное колесо (понятие социально-нравственная среда).
Задание группам:
Дайте определение понятиям социальная компетенция, нравственная компетенция;
Дайте определение понятию социально-нравственная среда, оформите его в виде понятийного колеса и представьте участникам деловой игры.
Музыка
(ответы представителей групп)
Слайд 4 (понятия)
Социальная компетенция - умение жить и работать вместе с другими людьми в семье, в коллективе, команде.
Нравственная компетенция - готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Социально - нравственная среда — это комплекс психологических, правовых, этических, культурных образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в школе, в семье, социуме, позволяющих ему осознанно выбрать свой способ решения социально-нравственных проблем, сделать свой выбор в той или иной ситуации.
Слайд 5 (понятийное колесо - итог)
Компоненты социально-нравственной среды:
- организационная культура
- социальное окружение и взаимоотношения;
- педагогические технологии;
- образовательные и учебные программы;
- духовная среда;
- информационная среда.
Слайд 6 (мозговой штурм)
Мозговой штурм.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам в режиме Мозгового штурма ответить на вопросы по группам:
(1 группа) Что такое социально - нравственная компетентность в вашем понимании, её задачи?
(2 группа) Каковы, на ваш взгляд, составляющие процесса формирования социально - нравственной компетентности?
Музыка
(ответы представителей групп)
Под социально-нравственной компетентностью следует понимать знание проблем социально-нравственных отношений, готовность и способность человека применять свои умения, опыт деятельности в конкретных ситуациях, требующих выбора и принятия решений во взаимодействии с людьми, гуманистических поступках.
К задачам формирования социально - нравственной компетентности необходимо отнести:
обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешности и быта, навыков и привычек нравственного поведения;
систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений со сверстниками, учителями и родителями;
организацию нравственного самовоспитания детей.
Под составляющими социально - нравственной компетентности понимают:
целенаправленную работу по социально-нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
актуализацию всех источников опыта ребёнка (учебная деятельность, общественно-полезная деятельность, отношения между детьми в различных объединениях и группах);
включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся;
оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом гендерных различий.
Слайд 7 (ажурная пила)
Ажурная пила
Уважаемые педагоги, систематизируем теоретические положения для решения классным руководителем поставленных задач в области социально-нравственного воспитания.
Представим видение сущности этого вопроса. Используем интерактивный приём Ажурная пила.
Алгоритм работы:
каждая группа получает Информацию к размышлению и выполняет задание;
идёт обмен информацией, каждый является экспертом в данном вопросе;
заинтересована вся группа;
по итогам отвечает представитель группы.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам ответить на вопросы по группам, продолжите мысль:
(1 группа) В процессе формирования социально-нравственной компетентности в системе Классный руководитель-ученик происходит...
Освоение и приобретение ценностных ориентаций о смыслах человеческой деятельности, социально-нравственных норм, эталонов отношений и взаимодействия с людьми;
Формирование ценностного отношения к себе, к здоровью, здоровому образу жизни, воспроизводство всего этого в своем поведении и отношениях с другими.
(2 группа) Организация целостного процесса социально-нравственного воспитания в системе Классный руководитель-ученик осуществляется через выполнение основных функций…
Создание воспитывающей социально-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы социально-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути социально-нравственного развития каждого ученика, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Музыка
(ответы представителей групп)
Моделирование
О сформированности социально-нравственной компетентности можно говорить тогда, когда педагог - классный руководитель не только мотивирован к деятельности, владеет знаниями, но и реализует знания и умения на практике. Одна из наиболее разработанных моделей социально-нравственной компетентности педагога представлена на слайде.
Слайд 8 (социально-нравственная компетентность педагога)
Рис. 1. Модель социально-нравственной компетентности педагога.
Как видно из представленной модели, большое значение в деятельности педагога – классного руководителя играет использование образовательных технологий.
Практически любая педагогическая технология может обладать тем или иным социально-нравственным потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической ситуации.
Уважаемые педагоги, что можно добавить к этой модели?
Какова ваша модель социально - нравственной компетентности учителя и классного руководителя?
Слайд 9 (рефлексия)
5. Рефлексия по итогам совместной деятельности
Уважаемые коллеги, я ставила перед собой цель познакомить вас с теоретическим материалом по теме “Социально - нравственная компетентность педагога!”
В заключении, предлагаю вам высказать свои мысли о данной теме, используя приём Свеча мнений.
Мы будем передавать её по группам, мне важно услышать мнение каждого участника деловой игры.
Музыка
(слово присутствующим)
Слайд 10 (солнышко)
Всё в ваших руках – это наши дети, хорошее настроение, улыбки. Это радость, добро и тепло, которое мы дарим друг другу и всем людям, окружающим нас. Так пусть же хорошее настроение никогда не покидает вас, а доброе сердце согревают всех, как это солнышко.
Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. – М. : Издательство ЦДО Эйдос, 2007. – 327 с.
Стратегия модернизации образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2009.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
Приложение №1.
Какие же основные ориентиры социально-нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как социально-нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, усилию человека быть (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное чувствование другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15