Публикации Нейроадаптивная физическая культура для детей с ментальными нарушениями.Авторский подход.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейроадаптивная физическая культура для детей с ментальными нарушениями.Авторский подход.
Автор: Свечкарёва-Ковалинская Екатерина Николаевна

НЕЙРОАДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.АВТОРСКИЙ ПОДХОД,
Клинический логопед, нейродефектолог,тренер по АФК Свечкарёва-Ковалинская Е.Н.
Дефектология-это наука, задача которой-выявление происхождения дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций, разработка методов воспитания, обучения и преодоления отклонений в развитии детей. Это и сурдопедагогика,и тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Дефектология тесно связана с медицинскими науками и включает в себя разделы коррекционной педагогики.
Каждый ребенок с нарушением индивидуален и однозначно ответить на вопрос как максимально компенсировать нарушение не представляется возможным, но специалисты действительно могут подобрать комплекс необходимых коррекционных мероприятий для активации центральной нервной системы через различные анализаторы для получении информации о внешнем мире, поработать с определенными трудностями ребенка, с речью, обучить навыкам самообслуживания. Сегодня появились объективные нейровизуализационные техники, которые четко определяют локализацию патологического процесса, техники адаптивной физической культуры, которые помогают правильно сформировать и закрепить необходимые умения и навыки в повседневной жизни. И естественно, необходим тандем в работе родителей и педагогов, что позволит скорректировать нарушения ВПФ. Многие родители стараются не придавать особой огласке проблему ,но получить консультацию необходимого специалиста важно: у психиатра, невролога ,эпилептолога. клинического психолога. Нужный специалист правильно квалифицирует и объединит все симптомы нарушения ВПФ, что поможет правильно составить коррекционный маршрут дефектологу, логопеду, инструктору АФК. Правильная комплексная диагностика-первый шаг в борьбе с недугом, многоаспектное рассмотрение проблемы. Согласно последним данным, собранным в 2023 году, в России проживает около 1 миллиона детей с ОВЗ, 58 процентов из них имеют логопедические проблемы. И число детей, нуждающихся в помощи коррекционных специалистов с каждым годом увеличивается, а тяжесть нарушений возростает. Особую важность в сложившейся ситуации сегодня имеет проведение дистанционных занятий с использованием электронных устройств, которые можно чередовать с занятиями в кабинете и спортзале. По определенным комплексам упражнений родители могут самостоятельно заниматься с ребенком дома .Естественно, заменять все уроки онлайн форматом не следует, но использование комплекса поможет ребенку с особенностями. Очень часто, например,в сельской местности, нет соответствующего специалиста, или запись на прием к нему только через длительное время.
Многие логопеды и дефектологи предлагают разнообразные онлайн курсы, проводят дистанционные диагностики, психологи- клинические беседы, специалисты по нейрореабилитации-дают открытые лекции...Родители всегда могут выбрать, что необходимо. Сколько онлайн уроков в день должно быть по СанПиНу? Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать для детей6-10 лет-15 мин, для детей 10-13 лет-20 мин, старше 13 лет-25-30 мин. Оптимальное количество занятий в течение дня для детей6-10 лет-1 занятие, для детей10-13 лет-2 занятия, старше 13 лет-3 занятия. Что нужно учесть родителю перед занятиями? Всегда можно создать необходимое пространство из подручных средств, для организации пространства достаточно квадратного метра. Занятия и упражнения должны быть введены в ежедневный режим дня. Желательно заниматься в хорошем настроении, вводить новые упражнения и задания постепенно, т.е. постепенно увеличивать нагрузку, использовать больше визуальных подсказок. Например, карточки ПЭКС(сделать альбом) ,мотивирующие плакаты, пособия Фрэнчопончо, логопедические пособия, кинезеомячи, нейроковрики. Выполнять упражнения изначально можно совместно с ребенком, что позволит охватить более широкий диапазон полезностей действия. Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет с одной стороны, корректировать не эффективные, дезадаптирующие ребенка способы взаимодействия в семье,а с другой стороны-найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе(С.140)
Предлагаем несколько комплексов упражнений для детей с расстройством аутистического спектра, ведь мозг развивается через движение. Дети с РАС имеют свои психологические особенности и в сенсорной области,и в эмоционально-волевой, и в моторной. У таких детей слабая память, психическая истощаемость, присутствуют эхолалии. стереотепии, погружены в себя. Они боятся всего нового, любую перемену обстановки, часто равнодушны к своим близким, поведение однообразно, стремятся к одиночеству у них неуверенная ходьба, слова произносят как-бы в никуда, не обращаясь конкретно к человеку, у слов нет смысловой окраски. И патогенез нарушения можно еще долго описывать, основываясь на научных работах известных специалистов. Соответственно, в этом случае следует действовать очень деликатно, учитывая все особенности. Карточки для общения и занятий можно скачать и распечатать с интернет-ресурсов. Желательно записывать первые занятия на видео, чтобы в последствии отслеживать динамику. Если у ребенка в анамнезе есть эписиндром , ОНМК, то проводить занятия можно после консультации с неврологом. Не следует делать упражнения против воли и применять силу, следует договориться. Можно начинать заниматься с 2 лет 3-4 раза в неделю. В зале-длительность занятия от 20 минут до часа по возрасту.
Использование технических средств обучения на занятии
Вид непрерывной деятельности
Время деятельности в зависимости от класса, мин.
1–2-й класс
3–4-й класс
5–7-й класс
8–11-й класс
Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения
10
15
20
25
Просмотр телепередач
15
20
25
30
Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения
15
20
25
30
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
15
15
20
25
Прослушивание аудиозаписи
20
20
25
25
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
10
15
20
25
Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–2-м классе – 20 минут, 3-4-м классе – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.
В комплексах упражнений мы ориентируемся на :развитие двигательной активности, улучшение физического состояния, улучшение кровообращения, стимуляцию вестибулярного аппарата, развитие проприорицепции, координации движений, развитие речи. Когда человек находится не в активном состоянии, то его вестибулярная система не активизирует кору головного мозга, Кроме того, упражнения на координацию и мозжечковая стимуляция улучшает работу мозжечка, правильное выполнение делает ребенка более уверенным в себе, развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи. Зрительное внимание у детей с РАС очень избирательно, поэтому весь используемый инвентарь должен быть яркого цвета, игровая деятельность часто бывает с использованием необычного игрового материала, из предметов домашнего обихода, поэтому целесообразно использовать подручные средства. Например, некоторые мамы-рукодельницы самостоятельно изготавливают сенсорные коврики с обилием разнообразного сенсорного материала: яркие фигуры, мелкие и крупные детали, разная тактильная структура. Другие делают настенные коврики с различными длинами и структурами веревок,с карточками с использованием речевого материала.
Резкое нарушение речевого контакта, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, фонетические расстройства-тоже часть данной проблемы, поэтому следует точно объяснять все инструкции. Если аутизм сочетается с алалией,с общим недоразвитием речи, то в этих случаях может понадобиться работа по развитию у ребенка имитационного поведения, стимуляция моторного жестового, а потом и речевого подражания, формирование довербального и вербального общения.
Структура занятия:
1.Смотрим на реакцию на изменение внешней среды,(в зале, кабинете),если ребенок не хочет заниматься, на первых занятиях можно обойтись дружеской беседой, ознакомить с интересным инвентарем. Специалист должен нравиться ребенку, наладить контакт.
2.Нейрогимнастика+логопедическая коррекция. Работа с артикуляционным праксисом, афферентным и эфферентным .С предметным несимволическим (действия с предметом),предметным символическим, пальцевым, оральным. Логоритмические упражнения.
3.Упражнения по методу сенсомотроной коррекции. Преодоление нарушений схемы тела .Восстановление способности к симультанному восприятию пространственной ситуации.
4.Эрготерапевтические техники для каждого по индивидуальному плану. Изначально,в игровой деятельности, где ребенок демонстрирует успех в освоении нового навыка, создание условий, где он может усвоить этот навык.
5. Домашнее задание: запись в дневник, использование Телеграмм-чата для общения(по возможности)с родителями. Задания могут быть отправлены и по электронной почте. Подходят при ЗРР, ЗПР, УО, РАС.
Ориентировочная беседа. Изучение анамнеза.
Беседа с ребенком с целью выявить кругозор и возможности его связанных высказываний. Темы беседы :Любимая игрушка, Семья.Как легко ребенок вступает в контакт, что может рассказать о себе. Исследование слухового восприятия, когда звучат несколько разных предметов или игрушек, восприятия формы-показать заданные геометрические фигуры. Исследование восприятия пространственных представлений, ориентировка в пространстве- Найди предмет.Состояние общей моторики-объем выполнения движений, темп, активность(попрыгать на двух ногах, в длину с места, бросить мяч от груди,из-за головы, подбросить и поймать ,гимнастическая стенка и т.п.).Обследование ручной моторики-проба кулак-ребро-ладонь,действия с различными предметами. Состояние мимической мускулатуры-темп,тонус,синкинезии, как точно выполняет. Состояние артикуляционной моторики, движения нижней челюсти, губ и языка по пробам, мягкого неба. Развитие импрессивной речи: понимание существительных, прилагательных, глаголов, понимание различных форм словоизменения(в,на,за,под,из-под),понимание отдельных предложений и связной речи(мяч лежит на ярком ковре).Состояние фонематического восприятия- Найди в зале и покажи.Уровень экспрессивной речи-активный словарь(Назови одним словом,имена прилагательные- Назови цвет, форму предмета.Уровень развития экспрессивной речи- Составь рассказ по картинкам о тренировочном зале.Состояние фонетической стороны-повторить слова с опорой на наглядность, состояние звукопроизношения.
Цветовой гнозис- Какого цвета предъявляемый предмет? Предметный гнозис- Что изображено? Зрительный и зрительно-пространственный гнозис-узнавание реальных объектов, объем зрительного восприятия-схватывание сразу нескольких фигур. Можно использовать замечательный альбом Методы нейропсихологического обследования детей Т.В.Ахутиной,где имеются варианты протокола для фиксации исследования данных. С их помощью проводится более полное нейропсихологическое исследование. Это лучший вариант, где есть таблица для подведения итогов по главным параметрам.
Примерный комплекс упражнений №1.
1.Игры на внимание. Например, игра, где нужно быстро нажать на нужную кнопку(родитель может нарисовать их на бумаге),когда появляется предмет определенного цвета(мяч).
2.Аудирование. Ребенок слушает звуки в записи и определяет, что они означают. Например, смех, пение птиц, шум моря, звуки животных.
3.Воздушный шар. Ребенок сидит и для тренировки внимания ловит шары разного цвета, произнося определенные звуки, заданные преподавателем.
4.Массаж ног и рук в положении лежа на спине поглаживающими движениями. Можно выполнять скручивание и чередовать его с разминанием. Может выполнять родитель.
5.Дракончик. Ребенок лежит на спине, обхватывает свои колени и катается вперед-назад с поддержкой.
6.Нейродорожка. Выполняет ходьбу по дорожке из специальных материалов. Их родитель может подготовить сам из различных по структуре материалов.
7.Завершающий этап. Вместе убираем инвентарь. Хвалим ребенка, что он молодец, справился со всеми заданиями.
Примерный комплекс упражнений№2.
1.Мозговой штурм. Предлагаем назвать несколько слов на одну тему, что тренирует память. Одновременно просим произнести заданные преподавателем звуки, демонстрируя карточки или альбом. Если выполнит очень трудно, делаем только первую часть задания.
2.Мостик. Ребенок ложится на спину, сгибает ножки в коленях и приподнимает таз. Несколько секунд остается в такой позе. Происходит укрепление мышц и улучшение координации.
3.Защита. Ребенок сидит на ковре, обхватывает руками колени, родитель обнимает его сзади, закрепляя положение. Задействуются функции ствола мозга.
4.Массаж кинезеомячами ладоней и стоп.
5.Препятствия. Проходим полосу препятствий. Если ребенок не может сделать шаг, фиксируем его ноги своими руками и ведем по полосе для закрепления навыка.
6.Логоритмика. Подходит для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В интернет-ресурсах множество конспектов логоритмических занятий. Если это подросток-следует подобрать что-то более подходящее для его возраста.
7.Завершающий этап. Вместе убираем инвентарь. Хвалим ,что спортсмен справился с нагрузкой.
Примерный комплекс упражнений №3.
1.Приветствие. Пальчиковая гимнастика как метод развития речи. Пальчиковые игры можно распечатать в виде карточек. Чаще всего, это игры с маленькими детьми. Отличные комплексы пальчиковой гимнастики-блог Лого-Эксперт, Дефектология-Проф.Для подростка этот пункт можно заменить логическими задачами и упражнениями на соответствие.
2.Качание на мяче. Поддерживаем ребенка и производим качания вверх-вниз.
3.Кувырки. Выполняем на матах кувырки для развития вестибулярной системы и проприорецепции.
4.Колобок. Ребенок лежит на спине, обхватывает колени руками и катается влево-вправо, также происходит развитие вестибулярной системы.
5.Крестик и нолик. Поочередно рисуем правой и левой рукой крестик и нолик.
6.Ходьба по кругу. Одновременно просим произнести определенные звуки и создать нужный артикуляционный уклад, используя карточки или альбом.
7.Завершающий этап. Убираем инвентарь. Хвалим ученика.
Примерный комплекс упражнений№4.
1.Аудирование. Звуки моря,различных музыкальных инструментов и т.п.
2.Велосипед. Педагог берет руками стопы ребенка, когда он лежит на спине и совершает ими вращательные движения.
3.Кошечка. Ребенок находится на животе, его ладони упираются в пол. Он опирается на руки и прогибает спину назад, смотрит вверх.
4Желтопузик.Ползаем на животе. Выполняем отдельно при помощи рук и ног.
5.Логоритмическая минутка.
6.Локоть и колено. Ребенок лежит на спине и касается локтем колена. Левым-левого,правым-правого.
7.Завершающий этап. Убираем инвентарь. Хвалим.
Примерный комплекс упражнений №5.
1.Дыхательные упражнения. При вдохе руки поднимаем вверх, а на выдохе медленно опускаем вниз. При этом можно пропевать звуки.
2.Паук. Ребенок на четвереньках перемещается вперед и назад.
3.Глазодвигательные упражнения. Делаем сидя. Представляем и рисуем в воздухе различные фигуры и буквы, можно подключить движения языком.
4.Расслабление. Ученик лежит на спине, глаза закрыты, конечности полностью расслаблены. Этим упражнением лучше завершать занятия.
5.Несложный марш на месте. Начинаем с переступания ногами,в конце добавляем ритмические взмахи руками.
6.Завершающий этап. Убираем инвентарь.
Примерный комплекс упражнений №6.
1.Прыжки на батуте для развития координации и моторики.
2.Упражнения с мячом. Начинаем с перекатывания, потом усложняем. Учимся кидать и ловить разными способами.
3.Игры на воображение. А что, если…?
4.Упражнения на балансире для развития вестибулярной системы.
5.Упражнения перед зеркалом для развития проприорецепции. Части тела. Где находится какая часть тела, как она называется?
6.Завершающий этап. Вместе убираем инвентарь. Хвалим.
Для мотивации в конце занятия используем поощрительные призы-на усмотрение педагога.
Таким образом, сделаем вывод, что детский мозг имеет большую пластичность и поэтому, более обучаем. В соответствии с этим, упражнения следует постоянно усложнять, составлять нужную комбинацию под нарушения конкретного ученика. И обязательно важен положительный настрой, позитивное мышление. Всегда верить в наших детей и поддерживать их!
Литература.
1.Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии.
2.Н.В.Верещагина. Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей.
3.Т.Г.Горячева, О.В.Никитина. Расстройства аутистического спектра у детей.
4.Т.В.Ахутина.Методы нейропсихологического обследования детей6-9 лет.
5.К.Косински.Эрготерапия для детей с аутизмом.
6.Нейрореабилитация.Под ред.В.М.Шкловского.
7.С.П.Евсеев.Теория и организация адаптивной физической культуры.
8.Д.Геслак.Адаптивная физкультура для детей с аутизмом.
9.М.Кишиневская,Е.Кузнецова.Логоритмика.Конспекты занятий.