Публикации Развитие когнитивных процессов у детей раннего возраста с ОВЗ в системе семейного воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие когнитивных процессов у детей раннего возраста с ОВЗ в системе семейного воспитания
Автор: Калитникова Ольга Дмитриевна

Развитие когнитивных процессов у детей раннего возраста с ОВЗ     Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Развитие когнитивных процессов – это важный аспект коррекционной помощи вашему ребенку. Актуализация знаний у ребенка с ОВЗ происходит при многократном повторении изучаемого материала (исследования института имени Бехтерева показали, что для того чтобы ребенок ввел новое слово в спонтанную речь, он должен его услышать 140 раз). Поэтому включение родителя в коррекционный процесс крайне важно. Когнитивная база - это познавательные способности ребёнка , интеллект , психические качества (внимание, память, мышление, воображение), математические способности. Становление когнитивной базы также лежит в основе запуска речи ребенка. Задача как педагога, так и родителя в коррекционном процессе заключается в том, чтобы приблизить ребенка к показателям возрастной нормы. К сожалению, далеко не у всех родителей есть понимание о том, что должен уметь делать ребенок в определенном возрасте. Чтобы родителям их помощь была понятна и мотивирована, необходимо знать возрастные триггеры. Имея представление о возрастных показателях родителю гораздо проще создать такие условия для совместной игры с ребенком, в которых он сможет овладеть необходимыми навыками. Краткая характеристика познавательного развития детей раннего возраста в норме:Первый год жизни В норме ребенок к 12 месяцам соотносит предметы по форме (круг, квадрат, треугольник); узнает на фотографиях знакомого взрослого; у ребенка появляется реакция на указательный жест взрослого; по просьбе взрослого приносит знакомый ему предмет; знает свое имя и названия частей лица и тела.Второй год жизни. В норме ребенок к 2 годам подбирает и раскладывает по образцу предметы, разные по форме (круг, квадрат, треугольник), по величине (большой, средний и маленький шар) и по цвету (различает 3 цвета); знает и называет свое имя; знает и показывает на пальцах свой возраст; называет и показывает части лица и тела на себе и игрушках. Третий год жизни. В норме ребенок к 3 годам свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на четыре основных цвета (красный, желтый, зелёный, синий) и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал; ребенок собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей̆ или возрастающей̆ величине; способен воспроизвести порядковый̆ счет в пределах «10»; определяет количество предметов (один, два, много); складывает разрезные картинки из 2-3 частей; отличает левую и правую руку; в игре использует предметы-заместители (шарики, кубики, палочки), придавая им значение (конфеты, тарелки и т.д.). Для ребенка с ОВЗ период раннего детства вдвойне тяжел. Роль зрения, слуха, моторики в межполушарном аспекте социализации очень велика. Социальная связь с родителями является здесь первой реальной эмоциональной привязанностью и создает у ребенка осознание важности и нужности помощи в его взаимодействии с внешним миром и людьми. Взаимодействуя со своим малышом в разных видах повседневной деятельности: на прогулке, в быту, в играх и тд, вы можете помочь Вашему малышу скомпенсировать его когнитивный статус.