Публикации «Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни»
Автор: Потапова Мария Михайловна

Тема:«Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде». Введение   Одной из образовательных задач курса географии в коррекционной школе является формирование элементарных географических представлений и понятий у учащихся. Применительно к школьной географии это означает, что с одной стороны, необходимо формировать у учащихся систему общих географических понятий и закономерностей, развивать их мышление, прививать им умения самостоятельно добывать географические знания, а с другой стороны – давать минимальный, необходимый образованному человеку запас фактических знаний, т.е. формировать у них систему единичных понятий, отражающих всё многообразие природы, населения и хозяйства всего мира и своей страны.   В процессе изучения курса географии ученики коррекционной школы приобретают определенную систему знаний, представлений, понятий, суждений. Понятия и закономерности школьной географии.   Понятия являются отражением в сознании общих и существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия, которыми учащиеся овладевают в школьном курсе географии, как и представления, делятся на два основных типа: общие и единичные  понятия. Общие понятия   охватывают целый класс одинаково называемых однородных  предметов и явлений. В школьной географий их можно условно подразделить на общенаучные и общегеографические понятия.   К общенаучным понятиям относятся такие, которые не являются специфическими для географии, например «хлопок», «промышленность», «город» и т.п. Эти  понятия могут входить  в любой школьный предмет. Школьная география  имеют дело с большим число общенаучных понятий,  и в  этом  проявляются ее общеобразовательная роль. В курсе географии многие общенаучные понятия развиваются и углубляются, например понятие «промышленность». В школьном курсе географии выявляется одна сторона этого понятия - промышленность, как система отраслей и предприятий; в курсе истории другая - главным образом происхождение промышленности.   Географические  понятия образуются путем анализа, синтеза, сравнения, обобщения, различения существенных и несущественных признаков,  установления причинно – следственных зависимостей.Общегеографические понятия иногда называют географическими терминами. Таковы, например, понятия  «русло», «озеро», «вулкан» и др. Особое место среди понятий школьной географии занимают общие понятия, относящиеся к методам и средствам географического изучения  Земли, например, понятие о глазомерной съемке, о топографической карте и т.п.   Второй тип понятий школьной географии - это единичные географические понятия. Каждое из них относятся только к какому-нибудь географическому объекту, и отражает его своеобразие. К их числу можно, например, отнести понятия: «Франция», «Волга», «Поволжье», «Уральские горы», «город Владивосток» и т.п. Единичные географические понятия неповторимы, и каждому из них соответствует определенное географическое название, неотделимое от него. географических понятиях.   Все единичные географические понятия отличаются друг от друга. Это отличие может выражаться в наличии характерных для них существенных черт, в специфической группировке этих черт, в определенной системе взаимных связей и зависимостей.  Например, понятие «Азербайджан» имеет свои специфической черты, отличающие его от любой другой территории земного шара.  Отличия эти заключается в его географическом положении и природе, в характере хозяйственной деятельность население, его связях с другими территориями и т. п.   Среди единичных географических понятий выделяются  понятия о странах, районах или частях света. Эти понятия о территориях являются, с одной стороны, сочетаниями таких же единичных понятий меньшего масштаба, для которых они служат подчиняющими, а с другой стороны, сами входят как составные части в другие единичные понятия большого масштаба, по отношение  к которым являются подчиненными.    Основной признак всякого географического объекта, отражающий его своеобразие, -  это географическое положение. Оно характеризует особенное, только ему присущее место на Земле, специфическое положение по отношению к другим географическим объектами. Его можно осознать только с помощью карты. Без карты нельзя осознать и взаимные связи географических элементов в пределах данной территории, и связи между различными территория (например, транспортные пути из одной области в другую или границы между областями). Поэтому единичное географическое понятие в нашем сознании, как и единичное географическое представление, всегда локализовано на карте, связано с картой и неотделимо от нее, почему и говорят, что карта – второй язык географии.   Единичные географическое понятия весьма близки к единичным географическим представлениям и в тоже время значительно отличаются от них. Единичные географические представления отрывочные и отражают наглядные образы действительности в сочетания с представлениями о карте территории. В них включены признаки, данные чувственным восприятием существенные и несущественные.   Единичные географические понятия лишены этой наглядности. В  них включены существенные признаки, данные не только непосредственным чувственным восприятием, но и опосредствованные, т. е. выявленные через взаимодействия разных предметов и явлений. Единичное географическое представление отражает внешние особенности территории, единичное географическое понятие -  ее существенные черты (среди которых могут быть и внешнее особенности).   Понятия могут быть подразделены на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия относятся к группам, классам вещей, они охватывают собой конкретные предметы и явления, например понятия  «атмосферные осадки», «долина» и др. Абстрактные понятие – это понятия о признаках и свойствах предметов и явлений, когда они являются самостоятельными объектами мысли, например понятие «расселение населения», «климат Кавказа» и т.д. Степень  абстрактности понятий может быть разной. Она тем больше, чем  больше частных признаков, от которых мы отвлекаемся. Формирование понятий   Первоначальное осмысление учебного материала происходит уже в процессе восприятия, в единстве с образованием представлений и на их основе. Однако для формирования научных понятий необходимо целенаправленное осмысление  –  аналитико - синтетическая деятельность учащихся, предполагающая раскрытие главных, существенных черт предметов и явлений, расчленение содержания материала в сознании учащихся на части, осознание отношения этих частей к целому,  выяснение причинно – следственных связей и зависимостей.   Воссоздавая, например, на основе карты, картин и объяснения учителя понятия о горах, учащиеся, пользуясь анализом, выделяют их отдельные части (подножия, склоны, вершины), абстрагируют их в своем сознании и определяют их свойства (крутизну, высоту и пр.), сопоставляя друг с другом и с соответствующими свойствами равнин и холмов. Сходные для всех конкретных гор существенные черты обобщаются и синтезируются в сознании учащихся в общее понятие о горах. Учитель, руководя процессом восприятия и осмысливания, сосредоточивает внимание на существенных чертах, учит правильно воспринимать объекты; излагая материал, он подчеркивает существенные признаки, связывая новые понятия с ранее приобретенными.   Наглядные пособия подкрепляют абстрактное мышление образами и подчеркивают существенные признаки, помогая тем самым их выделению. Чем больше в наглядном пособии генерализовано  изображение объекта, чем меньше дано в нем второстепенных внешних деталей, тем легче учащимся на его основе выделить существенные признаки предмета или явления. Наибольшими возможностями в этом отношении обладают схемы, выделяющие только самые главные признаки (например, схема складки, показывающая положения пластов). К ним близки модели, раскрывающие внутреннее строение объектов (например, разрез вулкана). Далее следуют образцы предметов, позволяющие опытным путем установить их свойства (например, проверить    образец минерала на твердость).   Что касается картин, фотографий, видеофильмов, то их возможности определяются степенью отбора деталей. Например, легче установить основные признаки оврага по картине, где они резко очерчены, чем по картине, на которой они скрыты  деталями. Вместе с тем надо иметь в виду, что наглядные пособия, в которых существенные признаки сразу не бросаются в глаза, в ряде случаев более полезны, так как они требуют от учащихся наблюдения и размышления. Должен быть такой подбор наглядных средств, который бы, с одной стороны, облегчал учащимся процесс усвоения понятия, а с другой – развивал их наблюдательность и мышление.   Процесс образованнее единичных географических понятий происходит в той же последовательности и при помощи тех же мыслительных операций, что и образование общих понятий. При этом надо отметить, что как общие понятия не могут быть образованы без опоры на единичные понятия, так и единичные понятия могут образоваться только при наличии соответствующих общих понятий. Например, понятие о климате Сибири может образоваться только в том случае, если учащиеся имеют общее понятие о климате, его элементах и факторах. Рассмотрим в качестве примера, как образуется понятие о природе Сибири. Пользуясь анализом и абстракцией, учащиеся выделяют в своем сознании отдельные части Сибири (Западная Сибирь, Восточная Сибирь) и отдельные элементы её природы (рельеф, климат и пр.). Знакомясь с природой каждой из частей Сибири, учащиеся  выделяют отдельные элементы  её природы, их признаки и связи.   Единичное географическое понятие в сознании учащихся должно быть связано с картой. Поэтому карта является основным и непременным источником для образования единичных географических понятий. Только с помощью карты может быть установлен такой характерный признак любого объекта, как географическое положение.  На картах показаны и другие существенные признаки, которые можно выявить, зная условные знаки и умея читать карту (например, высота гор, глубина океанов и морей).   На основе карты могут быть установлены и всевозможные пространственные связи как внутри данной территории, так и между нею и другими.  Целесообразно использовать  для образования единичных географических понятий также разные графические пособия, показывающие существенные черты и взаимосвязи объектов (например, схемы производственных связей районов, транспортные схемы и пр.).    Выявить и понять своеобразие географического объекта учащимся легче путем сравнения с другими, уже знакомыми им объектами. Поэтому применение сравнений  в процессе формирования географических понятий и обучение учащихся приемам сравнения имеет очень большое значение. Учитель отбирает объекты для сравнения, учит сравнивать их по отдельным признакам и сочетанию, отмечая черты их сходства и различия. Например, сравнивая реки Обь и Енисей, учащиеся  выявляют, что обе они длинные, широкие, многоводные, начинаются на юге, с гор, текут на север и т.п. Вместе с тем отмечается, что Енисей длиннее Оби, имеет главным образом правые притоки, в то время как Обь – левые, что он имеет более равномерный режим.   Приучив сравнивать отдельные элементы объектов, учитель переходит к более сложным сравнениям, включающим установление причинных связей. Например, при  Особенности формирование понятий у умственно отсталых учащихся.   Географические понятия в большинстве случаев формируются на материале географических представлений. Географические представления – это воспроизведение в сознании ученика образа географического объекта, который возникает в процессе непосредственных наблюдений школьников за предметами и явлениями, а также при использовании наглядных пособий.   Ведущая роль в формировании географических представлений у учеников принадлежит учителю. Учитель формирует у учащихся понятия о свойствах географических объектов и явлениях географической среды, учит выделять самое главное в изученном, приводит в систему полученные знания.   В процессе формирования знаний умственно отсталых учащихся используются те же методы и приемы, что и в обучении школьников  в норме. Это дает эффект в обучении учеников коррекционной школы только в специфических сочетаниях и в применении определенной последовательности.   В систему формирования географических преставлений у умственно отсталых учащихся положено строгое ограничение словесного изложения учебного материала учителем и целенаправленное привлечение таких педагогических приемов и методов (наглядно-практических), как сравнение натуральных объектов с их плоским, рельефным и схематическим изображением; выполнение учащимся различных практических заданий.