Публикации Приемы активизации артикуляционного аппарата у детей с ТНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы активизации артикуляционного аппарата у детей с ТНР
Автор: Павлова Елена Николаевна

Приемы активизации артикуляционного аппарата у детей с ТНРПавлова Е.Н., учитель-логопедХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению, не способствующие эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать активные методы работы. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.С этой целью в дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду».1.​ Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды, накапанной пипеткой или ложкой, (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. Повторять 10-15 раз.2.​ «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад. Выполняется 10 раз.3.​ «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10-15 раз.Веселые артикуляционные упражнения.- Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.- Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.- Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.-  Сделай усы, удерживая соломинку губами.- Удержи соломинку в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.- Удержи соломинку под языком при выполнении упражнения «Киска сердится».- Втяни жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.- Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.-  Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.Выполнение артикуляционных упражнений с применением сладостей, а также с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и с водой способствуют совершенствованию артикуляционной моторики.Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Картинки-символы используются мною, как на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются для домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Данные символы используются мною в игровом пособии: «Артикуляционные кубики».На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений.1 вариант. Ребёнок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику.2 вариант. Ребёнок бросает кубик и выполняет выпавшее артикуляционное упражнение. Повторяется несколько раз.Игра «Артикуляционные бродилки».Артикуляционный комплекс представлен как дорожка из картинок с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.  Данные игры можно изготовить для постановки каждой группы звуков.Игра «Путаница».Игра вносит разнообразие в артикуляционную гимнастику. Дети отгадывают предметы по наложенным друг на друга контурам и выполняют соответствующую артикуляционную позу. Игра развивает психические процессы: зрительное внимание, память, воображение, логическое мышление, а также зрительно - пространственную ориентировку. Так же использую зашумленные картинки артикуляционной гимнастики.Еще один прием, который позволяет в забавной форме выполнить необходимые упражнения – артикуляционные сказки. Дети очень любят сказки. Язык сказки знаком им с самого раннего детства. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.Довольно эффективными в коррекционно-логопедической работе являются приёмы самомассажа, которые можно использовать в работе учителя-логопеда.Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Предложенные методы и приемы положительно влияют на формирование и развитие артикуляционной моторики, способствуют развитию психологической базы речи и других сторон речевой системы. Умелое сочетание методов и приемов, разнообразие форм работы, систематичность, последовательность, целенаправленность и эффективность коррекционно-логопедического воздействия обеспечивают благоприятное развитие артикуляционной моторики, служащее основой для дальнейшего развития речи ребёнка.Литература: 1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л.С.Вакуленко. – Спб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011г.2. Киселева Г. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Вып.3. – М., 2007.3. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко  Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Издательство «ГНОМ и Д» Год: 20034. Нескучные артикуляционные упражнения./Составитель  Матыкина И.А.-Владимир ,2011г.