Публикации Инсценированные, жестовые песенки–этюды как здоровьесберегающие элементы занятий в системе дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инсценированные, жестовые песенки–этюды как здоровьесберегающие элементы занятий в системе дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Федотова Валерия Семеновна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская хоровая школа №19», г. НовосибирскМетодическая разработка«Инсценированные, жестовые песенки–этюды как здоровьесберегающие элементы занятий в системе дополнительного образования детейдошкольного и младшего школьного возраста»Федотовой Валерии СеменовныконцертмейстераГ. Новосибирск, 2024 «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»(доктор педагогических наук, психолог Б.М. Теплов.)Не секрет, что в наше время научного прогресса и всеобщей компьютеризации интересы и занятия детей стали все более однообразны: промышленность предлагает уже готовые наборы для игр, где не нужно уже применять фантазию, изобретательность и ловкость пальцев. Компьютерные игры привязывают ребенка к месту, и тоже не богаты вариантами. Дети ведут малоподвижный образ жизни. И кажется, ничто не заставит их начать двигаться больше…Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше. Изучение проблемы творчества, здоровья, его формирования и развития актуально сегодня в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – здоровый человек, способный к творческому созиданию. К дополнительному образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Именно поэтому формирование творческих, физических качеств личности необходимо начинать с раннего детского возраста. Детей следует, как можно раньше, побуждать к выполнению творческих заданий, бережно относиться к здоровью. Младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В настоящее время существует много направлений для физического совершенствования и сохранения здоровья. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. Эффективность - в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается за счет музыкального сопровождения, что дает детям возможность получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Музыкальное сопровождение концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений и улучшает педагогический процесс. Так же эмоциональность достигается за счет выполнения образных упражнений, сюжетных композиций, которые отвечают возрастным особенностям детей. Использование разнообразных форм и методов работы способствует воспитанию творческой личности, самоопределению ребенка.И чтобы тела и души наших деток не очерствели – приходит на помощь такая форма занятий, как игра. Такая деятельность связывает ребят между собой, а так же со взрослыми в единое целое. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через движения, образы, краски, звуки, эмоции, учатся держать себя в обществе. А творческое развитие ребенка совершенно невозможно без музыки и поэзии. Все культуры мира включают в воспитание подрастающего поколения песни, стишки, прибаутки, потешки и музыкально–ритмические движения.Поскольку восприятие музыки –это активный процесс, то одним из средств, успешно помогающих развитию музыкальных способностей, являются движения (пальчиковые гимнастики, танцевальные, ритмические и т. д.) В развитии творческих умений детей в исполнении, импровизации, речевой и музыкально– ритмической деятельности большую помощь оказывают инсценированные песни. С умственным же развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью текста обогащается словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, формируется интонация голоса. Улучшается диалогическая речь, грамматика. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка.Инсценирование песен, басен, стихотворений - это такой вид деятельности, где участвуют определенные персонажи, развертывается какое-то действие и решается основная задача - передать игровой образ идеи, персонажа, действия. В процессе работы над выразительностью текста обогащается словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, формируется интонация голоса, иными словами происходит совершенствование речи. Улучшается диалогическая речь, грамматика. Все это тесно связано с умственным развитием. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В процессе инсценировочной игровой деятельности дети учатся сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место, развивать воображение. Театрализация произведений - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному и нравственному богатству. В результате ребенок познает мир и умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, учится испытывать радость в преодолении трудностей общения, неуверенности в себе. Театрализованная деятельность выступает как условие эстетического воспитания ребенка, развития его художественных способностей, творчества, а так же формирует нравственные качества. Инсценированные песни–игры побуждают ребенка двигаться, развивать пластику тела, тем самым улучшая кровообращение и гибкость суставов, исправляя осанку, сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место, развивать воображение. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение имеет нравственную мораль. Трепетное и нежное отношение к маме, любовь к Родине, крепкая и бескорыстная дружба, уважение к труду и его ценностьПользуясь приемами инсценирования, рассмотрим песенку из репертуара инсценированных песенок.Огород (слова Г. Лагздынь)Танец- зарядка исполняется под авторскую музыку, размер 2/4.Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка (дети изображают движения копания с притопыванием ногой)Грядку граблями пригладим, (руки изображают грабельки с плавными движениями к себе)Все комочки разобьем, (кулачки ударяют друг о друга)А потом цветы посадим, (приседания с наклонами и выставлением рук вперед поочередно)А потом водой польем (плавные движения руками вверх-вниз)Огородик посажу и кругом огорожу, (руки на поясе, повороты вокруг себя)Протопчу туда дорожку, друга в гости позову (притопывания ногами, приглашающие движения руками.)Опыт работы показал, что участие детей в инсценировании песен несет им уверенность в себе, улучшает физическое состояние, настроение, снимает стресс и напряженность мышц, вынужденное глубокое дыхание обогащает легкие кислородом, успокаивает; дети чувствуют себя свободнее, раскованнее, начинают больше доверять друг другу и педагогу. Под влиянием звучания веселой музыки в сочетании с выразительным текстом у детей возникают яркие положительные эмоции, впечатления. Это побуждает их выражать свои чувства в песне и танце, такая песенка или стишок надолго сохраняется в памяти детей.Применение музыкально–ритмической игровой деятельности в процессе обучения помогает:
  • развитию эмоциональной отзывчивости;
  • развитию свободы движения, координации;
  • снятию мышечной заторможенности, стресса;
  • ощутить чувство пространства и партнера.
  • Любая творческая и активная деятельность будет способствовать развитию ребенка, если обучение приносит детям радость, если в процесс активно включается преподаватель, и если есть возможность применить полученный детьми опыт в самостоятельной импровизации, таким образом, продемонстрировав свой успех перед сверстниками, дружелюбными преподавателями и родителями. В танцевальном искусстве внешняя красота, здоровье и совершенство неразрывно связаны с красотой внутренней. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих, физических способностей начинается подлинное эстетическое, здоровое воспитание.Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о важности занятий с применением инсценированных песенок - этюдов в развитии личности ребенка. Они позволяют решать задачи, касающиеся интеллектуального, художественно-эстетического, музыкально- ритмического и нравственного воспитания, социализации личности.Подводя итог, мы видим, что инсценирование песенок эффективно помогает в развитии коммуникативных способностей:
  • учит держать себя в обществе (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, соблюдать личное пространство друг друга);
  • вызывает желание участвовать в праздниках и выступлениях;
  • учит чувствовать себя свободно, раскованно и доброжелательно в обществе;
  • художественно–речевой, умственной и музыкально - ритмической деятельности:
  • побуждает к размышлению, анализу;
  • побуждает детей к подпеванию и пению;
  • развивает слуховое внимание, воображение, память, речь;
  • побуждает детей к импровизации с использованием доступных им средств выразительности (голос, мимика, жесты, движения);
  • здоровьесбережению детей дошкольного и младшего школьного возраста:
  • развивает мелкую моторику пальцев, рук;
  • развивает двигательную активность, координацию движений;
  • стимулирет кровообращение, гибкость суставов;
  • укрепляет физическое и психическое здоровье детей.
  • Литература:
  • Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования. Валеология. – 2004. - №1. – с 21 – 26
  • Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Начальная школа. – М.: «ВАКО», 2007 г.
  • Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Начальная школа, 2005 - №11, с. 75.
  • Лобанова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки. Образование в современной школе. – 2005. - №9. – с. 44 – 57.
  • Митина, Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. Начальная школа, 2006, №6.с. 56.