Публикации Развитие 4К компетенций при изучении иностранного языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие 4К компетенций при изучении иностранного языка
Автор: Лысова Татьяна Михайловна

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ 4К КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВВ современном обществе существует запрос на высокое качество подготовки будущих специалистов, обладающих, помимо профессиональных навыков, универсальными компетенциями, формирование которых происходит у индивида еще в школьном возрасте. И если обратиться к ФГОС ООО, то основной целью обучения является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые включают в себя и гибкие навыки. Так, гибкие навыки в имплицитной форме входят в состав современного ФГОС ООО в виде УУД обучающегося. Перед педагогами стоит задача формирования у обучающихся этих навыков в рамках своего предмета. В случае данного исследования – в процессе преподавания иностранных языков. Иностранный язык обладает большим потенциалом в формировании гибких навыков, поскольку освоение данной дисциплины предоставляет возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Таким образом, возникает актуальная необходимость выявления тех методов и форм, которые будут эффективно способствовать развитию гибких навыков на уроках иностранного языка.Понятие «гибкие навыки» является синонимом понятия «мягкие навыки», которое впервые стало употребляться еще в 60-годах ХХ века в США. В ХХI веке данный термин приобрел более широкое значение. Большую популярность понятие «гибкие навыки» завоевало в бизнес-среде. Все чаще о развитии гибких навыков говорят и в образовательной среде. Чем раньше данные навыки будут прививаться ребенку, тем более успешным он сможет стать в будущем.Президент России Владимир Путин, выступая на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов сессии «Молодежь 2030. Образ будущего», отметил, что «конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют софт скилс – и креативным, и плановым, и другими видами мышления»[6].Представитель петербургской школы исследователей, доктор педагогических наук, профессор, О.Е. Лебедев, выделил компетенции, попадающие под современное понятие softskills:
  • коммуникативность;
  • критическое мышление;
  • креативность;
  • командная работа (координация)[3].
  • Для формирования гибких навыков у подростков целесообразным видится подход, выработанный участниками Всемирного экономического форума в Давосе в 2016 году. На данном мероприятии была разработана подробная концепция «гибких» навыков, в число которых вошли следующие компетенции: эмоциональный интеллект и критическое мышление, тайм-менеджмент, работа в команде, когнитивная гибкость, искусство ведения переговоров, координация с другими и ориентация на обслуживание, умение разрешать конфликты, управление персоналом и прочее[7]. На основе данной концепции разработана модель 4К, включающая в себя 4 основные компетенции, которые особенно приемлемы для подростков:– критическое мышление – способность критически оценивать информацию, поступающую извне, и анализировать её; – креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы; – коммуникативные навыки– умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться; – координация – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции[2].Почему важно формирование и развитие гибких навыков у ребят именно подросткового возраста? Подростковый возраст – это период взросления, который приходится на возраст примерно от 10 до 16 лет. Именно в это время человек имеет черты как ребенка, так и взрослого. У него меняется мироощущение, но недостает опыта и знаний, чтобы понять многие вещи. Физиологические изменения, происходящие с ребенком в этот период, оказывают серьезное влияние на его психоэмоциональное состояние и, как следствие, на процесс социализации в обществе. Именно в этот период формирование и развитие гибких навыков помогает подростку реализовать себя как личность, чувствовать себя важной и значимой частью коллектива, развивать и реализовывать лидерские качества. Все это, в итоге, оказывает серьезное влияние на формирование человека и его место в будущей «взрослой» жизни. Обладая гибкими навыками, подростку легче учиться и взаимодействовать с окружающими людьми – учителями, родителями, родственниками, друзьями. Навыки общения и ясного изложения своих мыслей помогают быстро захватить внимание аудитории во время ответа на уроке или публичного выступления вне урока, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Навыки управления своими эмоциями помогают справляться с приступами плохого настроения, мешающего продуктивно заниматься. Навыки управления своим временем и выстраивания приоритетов позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам. Умение планировать свой день позволяет быстрее справляться с поставленными задачами и, как следствие, достигать поставленных целей.Иноязычная подготовка является одним из способов развития гибких навыков у подростков. Привлечь внимание учеников-подростков, а также поспособствовать развитию креативности, установлению непринужденной обстановки на занятии и, в итоге, лучше усвоить материал, можно и нужно посредством активного использования различных ресурсов и методик:
  • Песни и видео на иностранном языке.
  • Работа в малых группах.
  • Ролевая игра.
  • Квизы и дискуссии на иностранном языке.
  • Игры.
  • Как верно указывают И. К. Цаликова и С. В. Пахотина, «выполнение групповых заданий, создаваемых преподавателем, в том числе для развития «мягких» навыков, предполагает обязательное взаимодействие с одногруппниками-партнерами по коммуникации, что позволяет развивать тактичность и своевременность реакции. Кратковременные ролевые игры, несущие в себе нетипичную ситуацию, позволяют и самим обучающимся оценить критически-важные у них «мягкие» навыки»[8].Анализ практики применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку показал, что данная методика способствует развитию у подростков таких навыков, как командная работа, коммуникативность и критическое мышление. Эффективность методики ролевых игр для формирования и развития гибких навыков у подростков, как представляется, будет выше, если использовать иностранный язык как средство общения и понимать, что это целостная система, а не просто набор грамматических и лексических правил. Учитывая это, педагог должен формировать учебные материалы и задания, которые основаны на реальных жизненных ситуациях и ориентированы на содержание коммуникации, а не на форму. В качестве примера можно привести комплекс настольных игр, разработанный Н. В. Белоцерковской и А. Е.Архиповой для обучающихся подросткового возраста, на теоретической основе развития лексических навыков, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Комплекс состоит из 10 игр: «Bingo», «Alias», «Jenga», «Underground treasure», «Triangle», «Memo», «Word land», «What is it?», «Do you know that?», «Antonyms». После внедрения своей методики авторы провели анализ начального и итогового уровней развития лексических навыков и выявили, что он вырос на 12,5%. Но в процессе игр развивались не только лексические навыки, но и навыки координации, коммуникации, критического мышления и креативности.В последнее время хорошо себя зарекомендовал себя на занятиях по иностранному языку, особенно в подростковой группе, кейс-метод. Еще несколько лет назад о нем мало кто слышал, а сегодня он приобретает большую популярность. «Смысл данной методики заключается в активной деятельности обучающихся, направленной на решение какой-либо практической задачи на основе полученных знаний»[1].Применение кейс-метода именно на занятиях по иностранному языку обусловлено спецификой его преподавания, которое строится на основе заданий коммуникативного характера, и подразумевает отработку диалогической и монологической речи. Благодаря кейс-методу у подростков развиваются следующие элементы гибких навыков: лингвистическая наблюдательность, сравнивание разных явлений из иностранного и русского языка и креативность. К. М. Малышева и М.В. Рябинина отмечают, что «данная методика также способствует совершенствованию критического мышления и созданию благоприятных условий обучения иностранному языку в творческой атмосфере, помогает сформировать умения самостоятельно составлять четкие, аргументированные высказывания, а также участвовать в дискуссиях»[5].Достаточно прогрессивным видится метод «Перевернутый класс», который, зарекомендовав себя в зарубежных образовательных организациях, у российских педагогов пока не нашел серьезного отклика и широкого применения. В педагогическом сообществе пока не сложилось четкого понимания, каким образом его реализовывать практически. Данный метод заключается в том, что «теоретический материал изучается обучающимися самостоятельно, что позволяет выполнить большее количество практических заданий на отработку изученного материала во время урока, а также предоставить обучающимся некоторую автономность при обучении»[4]. Метод перспективен благодаря интеграции цифровых технологий, посредством которых подросток получает первоначальную информацию по теме, и практическим погружением в тему, посредством грамотно разработанным заданиям преподавателя и способам их подачи.Таким образом, развитие гибких навыков у детей подросткового возраста имеет очень важное значение, как для них самих и их будущего, так и в целом для общества. Одним из путей формирования гибких навыков у подростков – это создание целевых образовательных продуктов с применение интерактивных и иных современных форм обучения.Развитие гибких навыков у подростков нельзя представить в виде единой программы или плана. Нет и единой методики преподавания иностранного языка и одновременного формирования гибких навыков. Каждая из представленных методик имеет свои особенности и способствует формированию каких-то отдельных компетенций у обучающихся. Специфика подросткового возраста также накладывает свои отпечатки на поиск «своей» методики. При выборе методики стоит учитывать и возрастные особенности своей группы и конкретные личностные, индивидуальные особенности ее участников. Для развития гибких навыков у подростков с целью формирования конкурентоспособной личности необходимо изменить сам подход к обучению от технологий, ориентированных на исполнительскую и репродуктивную деятельность к активизации использования игровых, дискуссионных методик, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, техник построения диалога и других прогрессивных методов.Список используемой литературы:
  • Захарова В. И., Протасова О. А. Обучение иностранному языку на основе кейс-метода // Наука и образование. 2022. Т. 5, № 2. [Электронный ресурс]: URL: (дата обращения: 23.11.2023).
  • Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. Москва: Корпорация «Российский учебник», 2019. С. 12.
  • Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. – С. 6.
  • Лубожева, Л.Н., Калашникова А. В. Внедрение метода «Перевёрнутый класс» в процессе обучения иностранному языку школьников (рекомендации к применению) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7 (109). С. 78.
  • Малышева К.М., Рябинина М.В. Реализация кейс-метода (CaseStudy) при обучении иностранному языку по программам АСЦ (ESP) в нелингвистическом вузе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А. С. 415.
  • Сессия «Молодежь – 2030. Образ будущего» [Электронный ресурс]: URL: (дата обращения: 17.10.2023).
  • Сорокопуд, Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В.Softskills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 194.
  • Цаликова И. К., Пахотина С. В. Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку для развития «мягких» навыков у студентов // Человек и образование. 2020. № 1(62). С. 54.