Публикации СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОСУГА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОСУГА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Автор: Федотова Валерия Семеновна

Министерство культуры Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»Институт социально-культурных технологийКафедра управления социальной сферыСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОСУГА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)Курсовая работапо направлению подготовки 071800 «Социально–культурная деятельность» Исполнитель: Федотова В.С. студент гр. МСКД-122 (з)5 Научный руководитель: Фурсова Я.С., преподаватель Зав. кафедрой: Малкина Е.А. кандидат педагогических наук, доцент КемеровоОГЛАВЛЕНИЕВведение …………………………………………………………………….………3Глава 1 Социально–культурная деятельность в сфере досуга………………….5 1.1 Досуг, его черты и принципы в современном обществе…………...51.2 Социально– культурная деятельность в сфере образования. Образованиекак образ жизни……………………………………………71.3 Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ………………………………………………………………………101.4 Положительные и отрицательные тенденции в сфере дополнительного образования……………………………………………...14Глава 2 Реализация социально–культурной деятельностина примере МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Междуреченского городского округа…………………………………………………………………………182.1 Предмет и виды деятельности, основные цели и задачи учреждения………………………………………………………………….202.2 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» ………………………………………23Заключение ………………………………………………………………...............27Список литературы………………………………………………………………...29ВВЕДЕНИЕРазвитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетом стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности. Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательного учреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок –высшая ценность педагогической культуры. Уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно. [11]Целью данной работы является рассмотрение социально–культурной досуговой деятельности в сфере дополнительного образования.Предмет исследования: деятельность учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Междуреченского городского округа.В соответствии предметом и целью определены следующие задачи:
  • Дать характеристику досуговой деятельности.
  • Рассмотреть социально– культурную деятельность в сфере дополнительного образования.
  • Рассмотреть положительные и отрицательные тенденции сферы дополнительного образования.
  • Изучить деятельность учреждения дополнительного образования Междуреченского городского округа «Центра детского творчества».
  • Проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества».
  • Актуальность:  учреждения дополнительного образования детей – особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнком с учётом его интересов и потребностей. Оно является одной из составляющих сфер образования, которая учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности ребёнка, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.Методологической и теоретической основой исследования являются совокупность знаний о системности образования, тенденций ее развития; об институте непрерывного образования и его составной части – дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: Боровикова Л.И. ,3. Буйловой Л.Н., Кочневой С.В., Волохова А.В., Вольской В.В., Голованова В.П., Евладовой Е.Б., Логиновой Л.Г., Михайловой Н.Н. Ивановой И.П., Маленковой Л.Х., Рудневой Т.И., Кочетковой В.Г., Штейнберг Е.Б., Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Яковлева Д.Е.Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение.ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОСУГА
  • Досуг, его черты и принципы современном обществе
  • В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Являясь основной сферой социально–культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно–нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.  Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. [13]Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей:Во–первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Во–вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В–третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других – его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других – может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер. [15]Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. [15]Особенности социально–культурной деятельности:
  • осуществляется в свободное время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т. д.;
  • характеризуется многообразием видов. [12]
  • Отличительные черты социально–культурной деятельности:
  • гуманистический характер;
  • культурологический характер;
  • развивающий характер.
  • Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально–педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально–ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально–культурной сферы. [16]
  • 2. Социально- культурная деятельность в сфере образования. Образование–как образ жизни
  • Образование является одной из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально–культурная деятельность. Существуют следующие составляющие уровни образования:
  • дошкольное,
  • школьное,
  • дополнительное,
  • среднее специальное (профессиональное),
  • профессиональное,
  • вузовское
  • послевузовское (повышение квалификации)
  • второе (дополнительное).
  • Образовательное пространство как сфера социально–культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно–нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования. [15]В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально–культурных систем, выделяются три составляющие. Первая – это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг. Вторая –образование выступает как уникальная социально–культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности. Третья – образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры. [12]Образование отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования. Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества. [14]Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу XVIII века, т.е. к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема нехватки знаний практически не возникала. Третий период удвоения знаний оценивается в 50 лет (с начала XX века до 1950 года), он был соизмерим с длительностью творческой жизни человека. Здесь уже нельзя было обойтись без последипломного обучения. Именно тогда возникли учреждения повышения квалификации врачей, учителей, инженеров. Но обучение носило эпизодический, в лучшем случае – периодический характер, что до поры до времени себя оправдывало. [14]Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность и духовность личности. Поскольку степень образованности (культурности) и интеллектуальности – показатель индивидуальности личности, то непрерывное образование выполняет как индивидуализирующие, так и социализирующие функции. Под непрерывным образованием обычно понимают продолжающуюся всю жизнь систематическую, добровольную и социально регулируемую деятельность каждого человека по приобретению и обновлению как общих, так и профессионально–специализированных знаний, умений и навыков. Непрерывность образования предполагает преемственность и взаимное дополнение формального обучения и неформального инициативного самообразования (самообучения), единство противоположных начал – общественных требований к социализации и профессионализму и индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни, изменения установки личности в зависимости от потребления знаний. [14]Социально–культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально–культурных инноваций и инициатив, для привития навыков самообразования. Сохраняя преемственность, социально–культурная деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
  • 3. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера
  • В 1992 году в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" [20] получила дальнейшее развитие система дополнительного образования. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во–первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во–вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В–третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и росту сферы действия дополнительного образования.Как считает Яковлев Д.Е., Академик Республиканской академии дополнительного образования (2007),  дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
  • В системе дополнительного образования решаются следующие задачи:1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. 2. Обеспечение комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.Программы дополнительного образования должны преследовать следующие цели:
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков. [24]
  • Можно выделить дополнительное образование на уровне:
  • профессионального (подготовка и переподготовка, повышение квалификации, получение научной степени, курсы, стажировка и т.д.);
  • общего, начального профессионального и высшего профессионального (кружки и творческие объединения, студии, клубы по интересам, факультеты общественных профессий, участие в общественной работе и т.д.);
  • саморазвития, самообразования, самореализации (получение второй профессии, развитие своих способностей в каком–либо виде творческой деятельности, расширение кругозора, организация содержательного досуга и т.д.) [3]
  • Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делает учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте – от 5 до 18 лет. Итак, можно отметить, что сильной стороной дополнительного образования является наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся. Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение образовательных потребностей развивающейся личности. [24]Сегодня одна из задач дополнительного образования – развитие духовной, эмоциональной сфер жизни ребёнка, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начало освоения этого пути лежит через осмысление категорий: любовь, материнство, отцовство, дружба, сострадание. «Детские годы – долгие важные годы жизни ребенка»– говорил Януш Корчак. [10]Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой–то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я». [15]Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток школы. Этот вид образования самостоятельный и самоценный, и никогда никакой школой заменен не будет, так как чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может. Школа и учреждения дополнительного образования – не конкуренты друг другу. Индивидуально–личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно–нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.
  • Положительные и отрицательные тенденции в сфере дополнительного образования
  • Создание системы дополнительного образования детей являлось составной частью реформы образования в России. Наблюдалась тенденция интеграции общего и дополнительного образования. Лучшие студии и центры детского творчества, школы раннего развития ребенка, и другие учреждения дополнительного образования становились базами для лицеев, колледжей, гимназий. Усилия, предпринятые органами управления образованием, позволяли не только сохранить, но и увеличить сеть внешкольных учреждений. Вместе с музыкальными, хореографическими, художественными школами и студиями, школами искусств, спортивными школами появлялись новые их виды: школы народных ремесел, реабилитационные, досуговые и другие центры. Для решения проблем переходного периода проводились и проводятся совещания, семинары, конференции по освоению современных подходов к организации дополнительного образования детей, осмыслению его характеристик, формированию базы авторских программ дополнительного образования с учетом их видового и тематического разнообразия.Превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей включали:
  • разработку концептуальных основ деятельности учреждений этого типа;
  • укрепление и упорядочение их программно-методической, нормативно–правовой, кадровой и финансово–экономической базы;
  • принятие на федеральном и региональном уровнях необходимых управленческих решений.
  • Можно определенно утверждать, что учреждения дополнительного образования компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. В то же время надо отметить, что на базе крупнейших учреждений дополнительного образования детей успешно появлялись общеобразовательные структуры элитарного характера (лицеи, гимназии и другие). В последние годы так же значительно расширилась сеть специальных образовательных центров для детей, имеющих физические, интеллектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования. Широкая сфера дополнительного образования в области культуры, творчества, досуга представляется сейчас единым открытым для инновационных идей пространством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других средах. [15]Массовым спортом, а также развитием художественных и других способностей и талантов детей занимается дополнительное образование, которое в настоящий момент выброшено на рынок образовательных услуг, и должно доказывать свою конкурентоспособность. Реформа бюджетной сферы ведет к значительному сокращению бесплатного дополнительного образования. Хотелось бы, чтобы все реформаторы образования понимали сущность дополнительного образования и его отличие от основного. На занятия в кружках приходят заинтересованные дети, они знают для чего они пришли. Здесь происходит не только обучение, но ещё и близкое общение между детьми и педагогом. Поэтому дополнительное образование так важно для воспитания и социализации личности. Дополнительное образование по своей сути есть образование личностно–ориентированное. Создаётся маленькая общность, объединённая общим интересом. Лучшие представители коллектива выезжают на соревнования, сборы, походы, экспедиции, экскурсии, конкурсы. Связь между выпускниками и преподавателем зачастую сохраняется на всю жизнь. Занятые после школы ребята не болтаются без дела на улице и не вливаются в дурные компании, а для некоторых увлечение становится профессией. Сегодня наблюдается тенденция перевода дополнительного образования в школы. При этом происходит серьёзное искажение идеи дополнительного образования. Форматы уроков не позволяют работать с детьми в режиме кружка. На уроке нужно поддерживать дисциплину, а в кружках детям позволительно расслабиться. Да и нужно ли перегружать уже уставших после основных уроков детей? Есть и ещё одна опасность – если будет происходить замена профессиональных педагогов дополнительного образования учителями школы. Как следствиевыбор предметов резко сузится, а может быть даже просто станет факультативом основных предметов. Дополнительное образование имеет большую специфику, и чтобы овладеть его приемами требуется многолетняя специальная подготовка. Двигаясь таким путём, мы рискуем потерять нашу уникальную российскую систему дополнительного образования. Это означает, что многие дети не смогут в достаточной мере развить свои способности и даже не узнают об их существовании. Страна лишится многих будущих чемпионов, художников, артистов и ученых мирового класса. Неравенство в доступе к дополнительному образованию неизбежно будет вызывать недовольство и протесты в обществе. Для детей из малообеспеченных семей, которым будет затруднен доступ к дополнительному образованию, возрастут риски поддаться асоциальному поведению, наркомании, преступности, суицидальным наклонностям. Экономия на бесплатном дополнительном образовании неизбежно вызовет рост расходов на правоохранительные органы, исправительные и медицинские учреждения. Для общества в целом экономия получится мнимой, а вред – громадным. Необходимо во что бы то ни стало сохранить сети учреждений дополнительного образования, его педагогические кадры, сохранить и увеличить объемы бюджетного финансирования существующей системы бесплатного дополнительного образования. Сохранение бесплатности услуг дополнительного образования и доступности его для всех детей без ограничений и в полном объеме путь к воспитанию здоровой физически и духовно, а так же успешной во всех отношениях нации, ведь это– будущее нашей страны.ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МЕЖДУРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» творчества представляет собой комплексное многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Это большой коллектив педагогов (88 человек) и детей (3996 человек) от 4 до 18 лет, 50 творческих коллективов которых объединяет стремление сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей интересной, насыщенной, полезной обществу. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей создают благоприятные условия для внедрения личностноориентированных технологий в практику их деятельности.Дата создания Учреждения: 14 октября 1991 года.Учредителем и собственником Учреждения является муниципальное образование «Междуреченский городской округ» в лице органа местного самоуправления – администрации Междуреченского городского округа.Режим работы и проведение занятий и мероприятий в Учреждении: с 8–00 до 20–00 часов ежедневно.Центр детского творчества – победитель городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение»; в 2013 и 2014 году признан лидером Всероссийского рейтинга образовательных учреждений.В Центре детского творчества семь коллективов имеют звание «Образцовый детский коллектив» Министерства образования Российской Федерации:
  • Изостудия «Родник творчества».
  •  .
  •  
  •  .
  •  Киностудия «МТВ».
  •  
  •  
  • Кроме того так же существует ряд детских творческих объединений:
  • основы компьютерной грамотности,
  • начальное техническое моделирование,
  • настольный теннис,
  • макетирование,
  • школы раннего развития «Гармония», «Пифагорик»,
  • английский язык для дошкольников, для обучающихся начальных классов,
  • эстрадная студия «Джем»,
  • вокал–студия «Касталия»,
  • клуб «Лидер» для старшеклассников,
  • студия дизайна,
  • компьютерная анимация,
  • культура шорского народа,
  • детский этнографический центр,
  • коллектив эстрадного танца «Пламя»,
  • моделирование одежды,
  • шахматный клуб.
  • Центр детского творчества стал одним из первых учреждением дополнительного образования Кемеровской области, удостоенным Золотого сертификата соответствия и лицензии на применение Знака соответствия Системы добровольной сертификации информационных технологий (Сертификат № 17119). [10]2.1. Предмет и виды деятельности, основные цели и задачи учрежденияУчреждение создано с целью реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Основные задачи Учреждения:
  • Обеспечение духовно–нравственного, гражданско–патриотического, трудового воспитания обучающихся.
  • Выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
  • Профессиональная ориентация обучающихся.
  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.
  • Адаптация обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к жизни в обществе.
  • Формирование общей культуры обучающихся.
  • Поддержка талантливых и одарённых обучающихся.
  • Развитие и совершенствование физических качеств личности, привлечение к занятиям спортом, развитие мотивации к спортивным достижениям высокого уровня.
  • Создание условий для формирования активной гражданской позиции, проявления патриотических чувств.
  • Развитие социального партнерства с государственными, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, учреждениями профессионального образования, со средствами массовой информации.
  • Проведение городских массовых мероприятий.
  • Организация содержательного досуга обучающихся.
  • Удовлетворение потребности обучающихся в художественно– эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
  • Предметом деятельности Учреждения является:
  • реализация дополнительных образовательных программ;
  • обучение, воспитание и развитие обучающихся;
  • выявление и развитие способностей каждого обучающегося;
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам педагогики, общей и возрастной психологии, психологии семьи и воспитания.
  • Для достижения целей Центр осуществляет основной вид деятельности – дополнительное образование детей по следующим направленностям: художественно–эстетическая, социально–педагогическая, естественнонаучная, научно–техническая, физкультурно–спортивная. Основные цели образовательного процесса в учреждении:
  • обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования обучающихся по различным направленностям образовательной деятельности;
  • развитие и воспитание личностных, общечеловеческих, нравственных качеств обучающихся, мотивации личности к познанию и творчеству;
  • подготовка обучающихся к адаптации в современных условиях;
  • формирование здорового образа жизни и оздоровление обучающихся.
  • Основные задачи образовательного процесса в Учреждении:
  • Сохранение единого образовательного пространства на основе интеграции содержания общего и дополнительного образования.
  • Совершенствование содержания, организационных форм, методов и образовательных технологий.
  • Создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение.
  • Социальная, педагогическая, психологическая защита, поддержка, реабилитация и адаптация обучающихся, психолого–педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация образовательных и досуговых видов деятельности.
  • Взаимодействие с семьей обучающегося для полноценного развития личности.
  • Образовательный процесс в Учреждении строится на основе реализации дополнительных образовательных программ. Содержание дополнительных образовательных программ определяется педагогами с учётом учебного плана и направленности. В Учреждении могут реализовываться типовые, модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские дополнительные образовательные программы. [19]Деятельность учреждения осуществляется ежедневно, включая выходные дни. Расписание занятий в Центре составляется в соответствии с учебным планом и с учетом установленных санитарно–гигиенических норм, пожеланий родителей, возрастных особенностей обучающихся. В связи с выездом обучающихся на соревнования, конкурсы, концерты, экскурсии, творческие встречи и т.п. по приказу директора допускается перенос занятий на другое время. Продолжительность занятий устанавливается в академических часах, в соответствии с санитарными нормами и правилами, с учетом направленности дополнительной образовательной программы и составляет от 15 до 45 минут. Перерывы между занятиями составляют 5–10 минут, занятия в спортивных секциях, танцевальных коллективах могут проводиться без перерыва в течение двух или трех академических часов. [19] Для педагогического коллектива, личностно ориентированные подходы в образовании и воспитании стали в работе приоритетной политикой, так как Центр детского творчества имеет личностно–ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны ребенку и обществу, которые обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни. Ведь цель технологии личностноориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Одним из векторов технологии личностноориентированного обучения в Центре является выявление, поддержка и развитие детских талантов. Деятельность педагогического коллектива и администрации позволила обозначить приоритетные направления в развитии Центра:
  • создание комфортных условий для обучения и развития индивидуальных особенностей и творческих способностей обучающихся;
  • сохранение здоровья обучающихся (психического, физического, нравственного);
  • социализация обучающихся– создание единой образовательно–воспитательной системы, направленной на становление личности, на ее подготовку и адаптацию в современных социокультурных условиях. [10]
  • 2.2 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»Учреждение имеет большой опыт работы с талантливыми ребятами, является центром мотивированного развития личности. Но любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Применение новых педагогических технологий привело к необходимости разработки программы развития, которая будет способствовать совершенствованию форм работы с одаренными детьми, основанной на анализе имеющихся разработок, применяемых методов, и способов, изучения основ научных подходов в понимании данной проблемы, создания планомерной системы выявления и развития талантливых детей. Таким образом, реализация программы, дальнейшее применение новых педагогических технологий, будет способствовать совершенствованию работы, направленной на индивидуально-личностную поддержку каждого приходящего в Центр ребенка. Содержание программ дополнительного образования включает:
  • концептуальные основания образовательного процесса ведущие идеи, цели и средства их достижения;
  • планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
  • педагогические технологии развития обучающихся и определения результатов педагогической деятельности;
  • организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • материальнотехническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.
  • В целом анализ возрастной характеристики детского коллектива показывает, что центр детского творчества обеспечивает запрос всех категорий детей и подростков от 5 до 18 лет, которые с удовольствием и желанием посещают 23 творческих объединения Центра. Вопросу набора и сохранности обучающихся в центре детского творчества уделяется большое значение. Используются для этого различные формы:
  • ярмарки–выставки «Радуга возможностей»,
  • посещение образовательных учреждений с презентацией деятельности творческих объединений,
  • мастер–классы,
  • праздник открытия творческого сезона «Добро пожаловать в мир увлечений»,
  • дни открытых дверей,
  • выступления коллективов на городских площадках,
  • экскурсии,
  • выставки детских работ,
  • авторские выставки студий изобразительного искусства и декоративно–прикладного творчества,
  • плановый контроль по сохранности контингента обучающихся и другие формы.
  • Анализ ситуации показывает, что в течение последних 5 лет уровень сохранности контингента обучающихся стабильно составляет в среднем 90–93% . Это, несомненно, можно расценивать как отличный результат работы, так как в отличие от школы в центр детского творчества дети приходят только по своему желанию и могут в любой момент его покинуть. Увлечения детей перерастают в стойкий интерес к выбранному виду деятельности, они начинают более углубленно изучать предмет. Показателем качества образования Центра является увеличение числа обучающихся – победителей и призеров конкурсов разных уровней – от муниципальных и областных–до международных.Среди существенных сильных сторон Центра, которые являются его основным конкурентным преимуществом перед другими образовательными учреждениями города, надо отметить:
  • положительный многолетний имидж Центра детского творчества, качественно предоставляющий дополнительные образовательные услуги потребителю;
  • ежегодное увеличение контингента обучающихся;
  • увеличение за счет реализации программ внеурочной деятельности на базе образовательных учреждений в рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС);
  • наличие отдельных зданий в разных частях города, где организован порядок, дисциплина, созданы условия для занятий с дошкольниками, имеются индивидуальные подходы в образовательные помещения;
  • географическая расположенность структурных подразделений в разных частях города;
  • тесная работа по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями детского творчества, успешные результаты адаптации детей к школе
  • желание родителей обучать детей в центре;
  • ЦДТ имеет программу «Школа развития для дошкольников»;
  • развитие партнерских связей, направленных на развитие образовательного процесса, сохранение контингента обучающихся.
  • активное участие педагогов города, области в мероприятиях .
  • Проанализировав деятельность Центра детского творчества можно сделать вывод, что она достаточно разнообразна и представлена многочисленными видами, осуществляющими свою деятельность по таким направлениям как: художественно–эстетическое, социально–педагогическое, естественнонаучное, научно–техническое, физкультурно–спортивное. Приобретенные знания в этом центре помогут детям ориентироваться в выборе будущих профессий, в формировании готовности к активной деятельности во взрослой жизни. Занимаясь в Центре детского творчества, ребята становятся инициативнее, самостоятельнее. Дети учатся правильно планировать свое свободное время, что очень пригодится им в будущей взрослой жизни. Происходит формирование художественного вкуса детей, приобретаются профессиональные художественные умения, навыки, развивается чувство композиции, цвета, эстетического вкуса.В настоящее время Центр детского творчества обладает высоким социальным авторитетом, инновационным характером образовательной деятельности, высоким уровнем результативности, высококвалифицированным педагогическим коллективом и методической базой. Его опыт востребован в городе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВажнейшей задачей всякого человеческого общества на протяжении долгих лет было воспитание и обучение детей, подготовка их к будущей жизни.Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно–технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах. [1]На примере деятельности Центра детского творчества Междуреченского городского округа можно сказать: в учреждении представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы.Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во всём разнообразии приёмов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъект самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «Личность–общество».На основе имеющейся информации можно сделать вывод, что социально–культурная деятельность в системе дополнительного образования обеспечивает развитие полноценной, глубокой личности. Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или неопределённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3–х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием. Такая деятельность связана с положительными эмоциями и именно поэтому развивает способности, то есть оригинальность, способность к синтезу и анализу, умение видеть проблему и др. Это можно отнести как к творческому продуцированию оригинальных идей, так и к их творческой разработке. Оценка и деятельность детей может выявлять и ставить проблему, выдвигать новые, неожиданные идеи выражать в характере и тематике своих выступлений, самостоятельность, фантазию.Таким образом, учреждения дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие как творческого мышления с опорой на логическое, так и воображения, оригинальности и разнообразия идей.Ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков современного общества.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • А. А. Фурутан. «Отцы, матери, дети. Практические советы родителям» [Текст]. – М., 1992.
  • Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования [Текст]: Учебное методическое пособие для руководителей детских творческих объединений. Новороссийск, 2004.
  • Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст] М., 2002
  • Буйлова Л.Н. Организация методической службы [Текст]/ Л.Н. Буйлова., С.В. Кочнева.– Москва, 2002.
  • В.П. Голованов. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]. Москва, 2004год.
  • . Волохов А.В. Будем работать вместе/ Программы деятельности детских и подростковых организаций [Текст]. М., 1996.
  • Вольская В.В. Формирование имиджа педагога доп. Образования [Текст]. Москва, 2002.
  • Голованов В.П. Нормативноправовая база деятельности учреждений доп. Образования детей [Текст]. Москва, 2002.
  • Голованов В.П. становление и развитие региональной системы доп. Образования детей в современных социокультурных условиях [Текст]. Москва, 2001.
  • Документы и материалы деятельности МБОУ ДОД «Центра детского творчества» [ Текст]
  • Дополнительное образование детей [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е Лебедева. – Москва, 2000.
  • Евладова Е.Б., Дополнительное образование детей [Текст] /Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Учеб. Пособ. Для студентов учреж. Сред. Проф. Образования. Москва, 2002.
  • Жарков А. Д. Теория и технология культурнодосуговой деятельности [Текст]: учеб. для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – М.: Издат. дом МГУКИ, 2007.
  • Иванова И.П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст]. – Псков, 1998.
  • Киселева Т.Г., Социальнокультурная деятельность [Текст]. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
  • Маленкова Л.Х. Педагоги, родители, дети [Текст]. Москва, 1994.
  • Новикова, Г. Н. Технологические основы социальнокультурной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Изд. 2–е, испр. и доп. М.: МГУКИ, 2010.
  • Руднева Т.И., Педагог дополнительного образования. Психолого–педагогические проблемы [Текст]: /Т.И. Руднева, В.Г. Кочеткова, Учеб. Пособие. Самара, 1998.
  • Устав МБОУ ДОД Центра детского творчества Междуреченского городского округа [Текст].
  • Федеральный закон Российской Федерации [Текст].Москва, 1992. [утв. Президентом РФ 10. 07. 1992 г. N 3266–1] // Российская газета. – 1992.
  • Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей [Текст]: инновационная социально-педагогическая модель в 2–х частях.– Москва, 2004 .
  • Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия [Текст]. Москва, 2002.
  • Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа [Текст]. Москва, 2003.
  • Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей[Текст]: Словарь–справочник – М, 2002.