Публикации Внеклассное мероприятие "Чтобы помнили..."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное мероприятие "Чтобы помнили..."
Автор: Ольга Павловна Новоселова

Новоселова Ольга Павловна , учитель физики МБОУ Сорская СОШ №3 с УИОП
Внеклассное мероприятие Что помнили…(Дети блокадного Ленинграда
Цель и задачи:
Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах, о блокаде Ленинграда, ее защитниках и подвигах; формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем.
воспитывать нравственно - патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.
воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.
Ход мероприятия
Ведущий1 : Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно волнуют вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны.
Чтец 1: Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
прорвавших ненавистную блокаду.
Тебе, Великий город!
Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
Музыка (Метроном Баснер, Матусовский)
Чтец 2: Опять война, Опять блокада…
А может, нам о них забыть? Я слышу иногда:
Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы и убедительны слова. Но даже, если это правда,
Такая правда – не права . Чтоб снова
На земной планете не повторялось той зимы,
Нам нужно чтобы наши дети
Об этом помнили, Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память –Наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна…
Ведущий 1: 1941 год. 22 июня мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс - бостон.И вдруг…
( звук.запись: Голос Левитана ).
Ведущий 2 : Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений. 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу.
Чтец :...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна.. . Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом - смертная угроза.. . Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады - мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут, и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда. Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельною в бою: Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.
Ведущий : В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Чтец: Я в гору саночки толкаю. Еще немного — и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжелой стала, как свинец.
Метет колючая пороша, А ветер каменит слезу. Изнемогая, точно лошадь, Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах, Упряжкой странною горда... Как хорошо, что ты замерзла Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой, На той тропинке ледяной, Ты не прольешься из ведерка, Я привезу тебя домой
Ведущий : В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону.
Ведущий : Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.И все же никакие муки и лишения, никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников Невской твердыни, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.Ведущий : Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками, для них изготавливали деревянные подставки. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ведущий : Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Чтец : В классе очень холодно, На перо дышу,Опускаю голову И пишу, пишу.Первое склонение — Женский род на а,Сразу, без сомнения, Вывожу — война.Что всего существенней Нынче для страны?В падеже родительном: Нет — чего?— войны.А за словом воющим — Мама умерла...И далекий бой еще, Чтобы я жила.Шлю войне проклятия,Помню лишь войну...Может, для примера мне Выбрать тишину?Но войною меряем Нынче жизнь и смерть,Получу отлично я — Это тоже месть...О войне тот горестный, Гордый тот урок,И его запомнила Я на вечный срок.
Ведущий: Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли зимовщиками.
Ведущий : С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250 граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод. Тяжело было учиться зимой и весной 1942 года. Было очень холодно.. Не все ребята доучились до конца учебного года.
Чтец : Девчонка руки протянула И головой – На край стола.Сначала думали – уснула, А оказалось: Умерла.Ее из школы на носилках домой Ребята понесли.В ресницах у подруг слезинки то исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный стон,Учитель выдавил, что снова занятья – после похорон.
Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:
Учащийся 1 : Юлия Владиславовна Полховская Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…
Учащийся 2: Зоя Смирнова-Торопова …Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.
Учащийся 3 : Владимир Сорокин Очень хорошо помню самый страшный налет, 8 сентября. Впервые рвались в городе бомбы. В этот день немцы разбомбили Бадаевские склады – самые большие склады продовольствия города .(Слышатся разрывы снарядов)
Долго полыхал огонь и в воздухе висел черный дым. Говорили, что сахар там плавился и пропитал землю. В самое страшное время голода люди ходили на место Бадаевских складов, собирали землю. Она была сладкой. Эту землю варили. Получалась сладкая жженая патока. Собирала эту землю и моя мама.
Ведущий . Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба. Тысячи детей умирали от голода.
(Брат и сестра в ожидании матери.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь, Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко, Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей...
(Исполнение песни Мама, не плачь с одновременным показом видиоролика Блокадный Ленинград)
Чтец: Вместо супа - бурда из столярного клея,Вместо чая - заварка сосновой хвои.Это б всё ничего, только руки немеют,Только ноги становятся вдруг не твои.Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,И глухие удары пойдут невпопад...Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!...Сотый день догорал… Как потом оказалось,Впереди оставалось ещё восемьсот.
Ведущий. : Поздней осенью 1941 года по льду Ладожского озера была проложена Дорога Жизни. Шли в город под обстрелами вражеских самолётов колонны автомобилей с провизией, а из города увозили детей, раненых, стариков. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".
Ведущий; Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город. Александр Фадеев в путевых заметках В дни блокады писал: Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке.
Презентация Таня Савичева( на фоне презентации)
1 чтец. У меня есть подружка - Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже… Мне рассказывали.
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы
давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой...
Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой… Но я все про нее знаю… Мне рассказывали. Она была певуньей. Всегда пела. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей… Мне рассказывали.
Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол;
2 чтец. Дети, сегодня мы займемся с вами повторением...
1 чтец. И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого… Мне рассказывали. Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там... моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь. Девочка умерла от голода... Не все ли равно отчего умирать - от голода или от пули… Может быть, от голода еще больнее... Мне рассказывали.
2 чтец. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка Тани Савичевой . В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша. Мама - 15 мая". А дальше - без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
1 чтец. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Чтец 2 : Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.
Ведущий: Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма - экспонаты в музее защитников Ленинграда.
" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.
16 февраля умерла мама.
16 ноября умер папа.
10 января умерла бабушка.
19 января умерла тетя Лиза.
21 марта комната наша разбита и ранен в голову Славик.
23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
И я осталась одна ".
Ведущий : 14 января 1944года советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.
Ведущий : Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями За оборону Ленинграда. Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с зажигалками, тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – сыновьями полков, получившими награды на полях сражений.
Ведущий. В память обо всех погибших детях, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время, мы объявляем минуту молчания.
Прошу всех встать.
чтец: Спит малыш, обняв игрушку - длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушки сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,- Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде он узнает не из книг…
Спит ребёнок… Над Невою птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою собирают журавлят…
Чтец : Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Чтец: Я не могу, Не в силах спать спокойно
С тех пор, как мне привиделись во сне
Погибшие на всех без счета войнах —
На каждой малой И большой войне.
Куда ни глянешь — Дети, дети, дети,
Все человечество за них в ответе.
Но по ночам на всех материках
Ворочаются бомбы в тайниках.
Их столько накопилось на планете —
Земля под ними стала провисать...
Куда их только думают бросать?!
Куда ни бросишь — Дети, дети, дети!
( Пока чтец читает стихи, все уч-ся выходят и встают для исполнения песни )
Все поют песню Отмените войну :
1. Милые, добрые взрослые, отмените войну!А я разноцветными звёздами украшу для вас весну.И нарисую вам солнышко, которое будет смеяться!И больше не буду плакать и больше не буду бояться…
Самые умные взрослые, сделайте что-нибудь!Чтобы войнищу грозную как-нибудь припугнуть!А я из песка вам настрою домиков, чтобы играться,И больше не буду плакать и больше не буду бояться…Припев: Там, где идёт война - детям негде играть!Там, где идёт война - нельзя цветы собирать!Там, где идёт война – никто на вопрос не ответит-За что… во все времена погибают невинные дети…2. Самые важные взрослые, забудьте совсем войну!А я подарю вам в ладонях утреннюю тишину…И вырасту умной и доброй и буду я всем улыбаться!И больше не буду плакать и больше не буду бояться…