Публикации Использование современных воспитательных технологий и методов в процессе формирования экологического мышления и экологической культуры в СПО.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных воспитательных технологий и методов в процессе формирования экологического мышления и экологической культуры в СПО.
Автор: Екатерина Александровна Хосперс

Использование современных воспитательных технологий и методов в процессе формирования экологического мышления и экологической культуры в СПО.         "Человек, овладевший экологической культурой,  подчиняет все виды своей деятельности  требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения:"                                                                                                  А.А.ПлешаковСовременное состояние окружающей среды является серьезной проблемой мирового сообщества. Сегодня стоит задача по осуществлению срочных мер по охране природы. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество осознает проблему, изменит мировоззрение, практику жизнедеятельности и обретет новый сознательный взгляд на взаимоотношения в сфере «Природа – общество - человек».Сегодня как никогда перед нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть экологически оправданным и целесообразным.         Как известно, экологически культурного человека отличает умение достигать гармонии не только с внешним, но и со своим внутренним миром. Одной из важнейших задач экологического воспитания в колледже является воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, потомкам, которым нужно оставить нашу Землю пригодной для полноценной жизни.      Но сегодня   вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависит от этого внутреннего мира. Многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. А для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.         Экологическое образование и воспитание студентов - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.         Формирование экологической культуры обучающихся в Кандалакшском индустриальном колледже ведется через использование различных педагогических технологий, форм и методов работы.         Непосредственно в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования» рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры обучающихся. Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств. Студенты получают представления о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды, знакомимся с правовыми основами рационального природопользования Статьями Конституции РФ, ФЗ РФ в рамках экологического права).         При работе над проектом «Экологическая карта города» обучающиеся проводили исследования в том районе, где они проживают, определяли классификационную принадлежность загрязнителей. При этом устанавливалось следующее: вид и характер загрязнения, возможный источник (предприятие) загрязнения, характер вредного воздействия на человека, факторы окружающей среды, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье населения, какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов, как избежать действия данных факторов и др. Итогом исследований было составление экологической карты города, где были отмечены экологически благополучные и неблагополучные районы города по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, указывались источники загрязнения (предприятия), предлагались меры, предупреждающие дальнейшие загрязнения.В своей работе системно применяю одну из современных образовательных технологий - технологию проблемного обучения. Чаще всего использую такой элемент данной технологии, как проблемные вопросы во время эвристической беседы. Такие вопросы заставляют обучающихся мыслить и направляют их мышление в нужное русло.. Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» я спрашиваю у студентов: «Почему, несмотря на то, что воздух и вода относятся к неисчерпаемым ресурсам, сейчас возникает проблема в их дефиците?». Они начинают высказывать свои предположения, мы их обсуждаем и постепенно они приходят к выводу, что помимо количественных показателей надо учитывать и качественные. Так же можно создавать проблемную ситуацию на основе высказывания ученого. При изучении антропогенного воздействия я начинаю урок со слов известного географа и путешественника Александра Гумбольдта, который утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? На основании высказываний формируется ответ, какова же роль антропогенного фактора на биосферу. На некоторых темах можно использовать прием «До и после». Он помогает изменить ошибочное знание студентов и сформировать новое – научное. Для закрепления материала иногда использую экологические ситуации. Они позволяют проверить - усвоил ли студент данную тему. Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Поэтому я не ограничиваюсь только этой технологией, и на различных этапах урока использую разные методы и приёмы в совокупности друг с другом.           Не обхожу вниманием технологию сотрудничества, которая позволяет организовывать различные формы обучения (парную, групповую). Например, при изучении нового материала часто использую такой метод, как «учимся вместе», который помогает изучить материал большого объема за счет деления на части и изучения в группах. В результате совместной работы отдельных групп, в целом достигается усвоение всего материала. Различные игровые ситуации оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. На разных этапах урока применяю такие формы и приёмы учебной деятельности как экологический диктант, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, тщательно подбираю дополнительный материал. Современный процесс обучения и воспитания малоэффективен без применения информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения использую информацию из сети интернет, электронные учебники, словари, справочники, презентации, программы.         Таким образом, экологическое просвещение и воспитание обучающихся нашего колледжа осуществляется через организацию учебных занятий и других мероприятий:         - проведение часов общения, экологических мини-конференций, уроков-семинаров, круглых столов («Экология и здоровый образ жизни», «Влияние окружающей среды на здоровье человека», «Земля – наш общий дом», «Современные экологические проблемы», «Экологические права и обязанности граждан РФ» и др.);         - демонстрация фильмов («Вода и ее свойства»);         - выпуск тематических стенгазет («Земля - наш дом», «Сохраним планету Земля». «Всемирный день Земли», «День экологической безопасности»);                  Итогом моей работы были победы наших обучающихся в Региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 2 место в номинации «Экологическое эссэ» в 2021 году и 3 место в номинации «Экожурналистика» в 2022 году., участие в просветительском курсе воркшопов «Экологическое волонтерство» «Волонтерство на особо охраняемых природных территориях», наши студенты проходили обучение на Международном Открытом онлайн-курсе «Природа защиты: как отстаивать свои экологические права»», были участниками просветительского курса воркшопов «Экологическое волонтерство» «Организация акций по приему вторсырья и опасных отходов и просвещению в сфере раздельного сбора отходов».            Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Сегодня необходимо работать над формированием экологического воспитания, как ключевой составляющей устойчивого развития образовательной организации, так как экологические проблемы являются не только региональными, но и глобальными.