Публикации Работа со способными детьми. Психологический подход

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа со способными детьми. Психологический подход
Автор: Оксана Сергеевна Келлер

МБУ ДО «ЕДМШ»Методическая работа«Работа со способными детьми. Психологический подход»Выполнил: преподаватель высшей категории Келлер Оксана Сергеевна2020 годСпособный ребенок в семье - ее гордость. Однако не все родители гордятся своим ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость. Но встречается и другая ситуация, когда родители «вылавливают» талант, стараясь развить небольшое или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство.У ребенка возникает желание сделать им приятное, заслужить максимум положительного родительского внимания.Желание родителей воспитывать в своем ребенке потребность в постоянном совершенствовании может обернуться серьезными проблемами, неуверенностью в себе, стремлением решать только простые задачи и не браться за сложные, неумение переживать поражение.«•Дети перерастают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, не оправдывают родительских ожиданий или боятся их не оправдать.Другим нежелательным последствием высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность. Дух соперничества, конечно, стимулирует желание добиться наилучших результатов, новых вершин Познания, желание сделать работу так, как не сможет никто другой. Но в го же время ребенок концентрируется на том, чтобы обогнать других, а не на том, чтобы узнать что-то новое.Наиболее правильная форма воспитания способных детей - воспитывать их такими, какие они есть, и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию и самоопределению.Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной среде, нежели его собственные. Здоровому самовсприятию ребенка поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе.Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого обращения, но и выражения в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.Программа работы с детьми.
  • Для решения проблемы так называемого эстрадного волнения в ходе занятий нужно развивать умение детей владеть своей волей, вниманием, памятью. Важным фактором оптимизации психологических условий публичного выступления является методика саморегуляции эмоциональных состояний. Среди методов активной саморегуляции следует, прежде всего, назвать аутогенную тренировку и ее разновидность. Суть этих методов сводится к следующему.
  • На первом этапе учащийся знакомится для выработки навыков мышечной релаксации. Основной принцип их выполнения - расслабление после предварительного напряжения. Так на вдохе напрягаются мышцы руки - при этом мысленно констатируется напряжение. А при выдохе мышцы свободно свисающей руки расслабляются (мысленно констатируется расслабление). Подобным образом тренируются все группы мышц лица, шеи, груди и так далее. Упражнения, направляя внимание на корректировку г мышечных усилий, в целом способствуют благоприятной психологической настройке играющего.Преодоление мышечных напряжений уже само по себе устраняет чувство волнения и страха. С той же целью применялись различные формы самовнушения. Выглядят они примерно так:
  • Раскрепощен. Собран. Хочу играть. Испытываю радостный подъем. Все внимание на музыку.
  • Уверен, решителен. Все внимание на музыку.
  • Подобные формулы отрабатывались сначала в классе, а затем дома. В подготовку к концерту включали так называемый умственный эксперимент, когда музыкант исполнитель представляет себя в условиях эстрады, «видит», «ощущает» и контролирует свое исполнение в воображаемых условиях. На уроках искусственно вызывалось представление концертной обстановки - зала, публики, тишины. В этих условиях учащийся начинал игратьпроизведение с максимально возможной сосредоточенностью и эмоциональностью.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • В ходе бесед рассматривается вопрос о подготовке детей к концертным выступлениям.Преподавателям могут быть даны следующие рекомендации.
  • Задание, которое дается ребенку не должно быть слишком завышенным. Непосильное задание обрекает ребенка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на удовлетворенность собой.
  • Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех («У тебя это получится; Ты умеешь это хорошо делать»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  • Желательно не ставить ребенка в ситуацию соревнований
  • Следует избегать концентрации внимания ребенка на том,ifчтобы обогнать и перегнать других. Внутренняя мотивация достижения лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее, чем подогреваемая извне страсть к выигрышу.
  • Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка. Такие дети очень зависимы от мнения значимых для
  • них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения Ребенка следует учить находить выход из трудной ситуацииБиблиография
  • Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  • Классный руководитель: Научно-методический журнал. №8. - М., 2002.
  • Леви В.Л. Нестандартный ребенок (искусство быть другим, книга вторая), 7 М.: Знание, 1983.
  • Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - С-Петербург: Питер, 1993.
  • Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманистический изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  • Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М: Азъ, 1995.
  • Психологический словарь. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  • Психология музыкальной деятельности: теория и практика. / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
  • Проблемы способностей / под ред. В.Н. Мясищева. - Л., 1962.
  • Способностии склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.
  • 1 ГТеплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. М., 1953. 12.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.13.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.