Публикации
План по самообразованию педагога Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План по самообразованию педагога Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста»
Автор: Беликова Ксения Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План по самообразованию педагога Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста»
Автор: Беликова Ксения Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ерунаковский детский сад» комбинированного видаПлан по самообразованию педагогаТема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста» 2023-2024 учебный годЦель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи: создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей. способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды. оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц. Этап работы над темой самообразования: 1 год.АктуальностьЕсли учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д. Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информациюФормы работы с детьми:совместная деятельность воспитателя с детьми: индивидуальная работа с детьми свободная самостоятельная деятельность детей. Методы работы:Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов. Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов. Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц. Формы работы с родителями:анкетирование родителей консультации индивидуальные и групповые беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки) привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ). Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.Ожидаемые результаты для детей:расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира; умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции; появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией. Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:повышение педагогической компетенции по теме самообразования; пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей. Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: Презентация на родительском собрании Презентация педагога по теме самообразования. Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях. Приложение 1План саморазвития воспитателя Перспективное планирование самостоятельной деятельности детейорганизованной педагогом Список литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос.ун-та, 2014.–235 с. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка.–Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.–198 с. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009.– 20 с. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230с. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.