Публикации
Методическая разработка консультации для родителей "Духовно- нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка консультации для родителей "Духовно- нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
Автор: Зырянова Светлана Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка консультации для родителей "Духовно- нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
Автор: Зырянова Светлана Вячеславовна
Консультация для родителей «Духовно- нравственное игражданско - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. Богатейшим материалом для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям российского народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма, воспитанию духовно-нравственных ценностей. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …). Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине). В дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра. Для чтения детям мы советуем использовать литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Рассказы о родном городе, о столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать книгу Р.П. Алдониной "Прогулки по Кремлю" . Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.Литературное творчество местных поэтов и писателей помогает взрослым влиять на духовно-нравственное развитие детей, способствует воспитанию любви к малой родине. Вятские поэты и писатели – это люди, безгранично влюбленные в свой родной край, очарованные его удивительной заповедностью и красотой, увлеченные его историей. Пристрастие к художественному слову – отличительная особенность дошкольника. Она заключается в том, что ребенок, проникая в эмоциональный мир художественного произведения, переживает и понимает его настроение. Использование литературного творчества, в котором воспевается любовь к отчему краю, к его истории, культуре, оказывает неоценимую помощь в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте н иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.Воспитательная сила художественной литературы направлена на воспитание у детей чувства гордости за свою страну, расширение представлений о России, воспитание любви и привязанности к малой Родине, приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным и гражданско-патриотическим ценностям.Примерный перечень художественной литературы для детей 6-7 лет.1.Малые формы фольклора. Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки. 2.Русские народные сказки. «Василиса Прекрасная» (из сборника А.Н.Афанасьева) ; «Вежливый Кот-воркот» (обработка М. Булатова) ; «Иван Царевич и Серый Волк» обработка А.Н. Толстого) ; «Солдатская загадка» (из сборника А.Н. Афанасьева) . 3.Былины. «Садко» (пересказ И.В. Карнауховой / запись П.Н. Рыбникова) ; «Добрыня и Змей» (обработка Н.П. Колпаковой / пересказ И.В. Карнауховой) 4. Произведения классиков Благинина Е.А. «Шинель» , «Наш дедушка» Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое» Матусовский М. «С чего начинается Родина» Осеева В. «Плохо» , «Волшебное слово» Пантелеев Л. «Честное слово» Семернин В. «Родина» Чернова Л.А. «Что такое Родина» « « Я Россию люблю до боли» Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин») Ушинский К. «Наше Отечество» 5. Произведения Вятских писателей и поэтовСтихи о Вятском крае. Сластиков Н.П. « Я люблю родной язык» Дьконов Л.В. «Волшебное колечко» Надежда Демидова «Ангелы земные. Жития вятских святых» (Аудиокнига) Надежда Демидова « Рассказ о преподобном Трифоне Вятском чудотворце»