Публикации Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование иноязычной коммуникативной компетенции
Автор: Софьина Наталья Владимировна

Формирование коммуникативной компетенции средствами современных образовательных технологий.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования системы и практики образования. Вопросы повышения качества обученности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.
В процессе обучения иностранному языку большое значение имеет формирование иноязычных коммуникативных умений учащихся колледжей. Эффективному формированию коммуникативных умений способствует интерактивная форма обучения иностранным языкам, например, проблемные задания, ролевые игры, проектная работа, информационные технологии. Учитель организует учебное взаимодействие наилучшим образом, если:
- умеет создать атмосферу общения на занятиях;
- владеет практикой взаимодействия, реализует интерактивные формы обучения;
- добивается согласованности в действиях с учеником на каждом этапе урока;
- ориентируется не на функции ребенка как ученика, а на его личность и перспективы ее развития.
Ведущая идея. В настоящее время в методике рекомендуются для обучения различные формы работы для учащихся на уроке иностранного языка. Все лучшие достижения обучения иностранному языку последних лет концентрируются именно в интерактивной методике, которая по своей сути является коммуникативной и предполагает сотрудничество учителя и учащихся для достижения цели. Inter – это между, act – действовать. Интерактивный означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивная методика обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность педагога и обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад (Квасова Л.В.). Важным компонентом активных методов обучения является создание комфортных условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения. При общении друг с другом у учащихся не возникает психологического барьера, язык является средством для достижения главной цели – коммуникации. Интерактивный подход подразумевает интенсификацию любой языковой программы, что и обеспечивает в конечном итоге движение от знаний к умениям, а от умений – к навыкам в любом виде речевой деятельности. Интерактивный подход подразумевает трансформацию любой внешней мотивации во внутреннюю при помощи доброжелательности, терпения и уважения внутреннего мира учащегося со стороны учителя.
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующее: взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех; совместная деятельность.
Интерактивный подход представляет собой активное взаимодействие всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен информацией на иностранном языке и приобретение умений общения на иностранном языке. При этом важно овладеть умениями самого процесса общения (умению слушать партнера по общению, умению логично и аргументированно оформить свои мысли). Очень важно формировать и развивать у учащихся интерес к изучению иностранного языка.
Формирование положительной мотивации в обучении иностранному языку должно рассматриваться как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать речевую деятельность учащихся.
В теории и практике обучения целесообразно поощрять инициативность, заинтересованность, нестандартность мышления, создавая оптимальные условия для реализации творческой активности учащихся.
Проблемы школьного обучения, необходимость его оптимизации и ориентир на формирование полноценной личности, способной самостоятельно реализовать свои способности и раскрыть свой интеллектуально- творческий потенциал в постоянно меняющихся условиях социальной жизни – предмет пристального анализа и всестороннего рассмотрения современной теории и методики преподавания иностранного языка.
Основная идея моей концепции заключается в том, что интерактивное обучение иностранному языку является эффективным, так как подразумевает реальную коммуникацию. Реализация интерактивных методов обучения способствует реальному общению учащихся, так как эти методы являются эффективными способами организации группового взаимодействия, то есть учитель организует работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся были активны и стремились высказывать свои мысли на иностранном языке.
Я предполагаю, что применение интерактивного подхода к обучению иностранному языку значительно повышает мотивацию учения студентов, уровень их самостоятельности и сплоченность коллектива; необходимость применения интерактивного обучения обусловлена очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной коммуникации; интерактивное обучение способствует совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Теоретическая база опыта. При формировании речевой активности учащихся особую значимость имеет личностно-ориентированный подход. Он предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него.
Современные концепции обучения иностранному языку развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению целей, содержания и технологий обучения. Подход пронизывает все компоненты методической системы и является основой для научных теорий, методических разработок. На сегодняшнем этапе развития методики преподавания иностранного языка все большее значение приобретает личностно-ориентированный подход. Он строится на изучении условий и обстоятельств включенности человека в систему определенных отношений (в данную систему входят учителя, сверстники, конкретные условия обучения, средства обучения, где именно обучаемый выступает в качестве активного субъекта учения, а учитель является скорее консультантом, стимулирующим и направляющим действия учащихся).
Личностно-деятельностный подход означает пересмотр наших привычных представлений.
а) процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, то есть преимущественно организации усвоения учебных знаний;
б) распространенной еще схемы общения, взаимодействия учителя и учеников как субъектно-объектных отношений;
в) объекта обучения, в качестве которого все еще продолжает в целом ряде случаев выступать преимущественно языковая система, то есть языковые (лексика, грамматика) знания, а не сами коммуникативные действия учащихся. Так, личностно-деятельностный подход, рассматривая обучение как организацию и управление учебной деятельностью школьника, означает переориентацию всего процесса обучения на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач.
Специфика личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку проявляется в том, что он предполагает изменение объекта овладения. Согласно этому подходу, объектом обучения должна быть речевая деятельность в таких ее проявлениях, как слушание, говорение, чтение, письмо (Зимняя И.А.). Речевая деятельность предпосылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказать свою мысль и принять речевое сообщение на иностранном языке. Эта потребность входит в общую систему его мотивации. Соответственно, у учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у студента потребности в общении на иностранном языке и познании средствами этого языка личностно-значимой и представляющей для этого студента общекультурную ценность действительности. Очень важным вопросом здесь является формирование не только коммуникативной и познавательной потребности студентов в общении с учителем, но и собственно учебной потребности в выработке обобщенных способов и приемов учебной деятельности, в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных речевых умений во всех видах речевой деятельности. Этот подход также означает, что учителем должен быть специально организован предмет речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, смысловое содержание порождаемого или воспринимаемого высказывания.
При личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию учитываются потребности, возможности и склонности студента, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения (Бим И.Л.). Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей и создает предпосылки для большей результативности обучения.
Таким образом, личностно-ориентированный подход необходимо учитывать для того, чтобы иметь возможность реализовать цели обучения иностранному языку. По моему мнению, ориентир на личные интересы учащихся способствует развитию речевой инициативы, совершенствованию учебных и коммуникативных умений. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся захотели общаться на иностранном языке, так как язык является средством для достижения главной цели – коммуникации.
Технология опыта. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Необходимо помнить, что основная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Учащиеся могут принимать участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке и так далее.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернета подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
В последние годы в отечественной методике все больше внимания уделяется проблемной направленности обучения (Пассов Е.И., Полат Е.С., Ковалевская Е.В., Виноградова О.С. и другие).
Проблемное обучение может быть интерактивным. Проблемные задания требуют мыслительного процесса, а, следовательно, высказывания собственного мнения. Общение в рамках проблемы – это интерактивная деятельность. Важно, чтобы учащиеся были мотивированы к общению. Именно поэтому и возникает необходимость обеспечения мотивации путем постановки перед учащимися таких заданий, которые вызвали бы у них стремление согласиться с предлагаемой точкой зрения или опровергнуть ее, выразить собственное мнение. Таким образом, если учитель хочет достичь высокой эффективности урока и обеспечить мотивацию учеников, он должен тщательно продумать проблемные задания, стимулирующие интерес учащихся к общению. Подлинное общение возможно на уроке, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый выражает свое личное мнение, говорит о том, что его интересует, поэтому он всегда сообщает что-то новое своим партнерам. Учащиеся не должны бояться высказывать свои мысли, свою точку зрения.
Таким образом, проблемное обучение можно рассматривать как одну из разновидностей интерактивного обучения, так как проблемные задания способствуют развитию реальной коммуникации учащихся на иностранном языке.
Ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. При проведении ролевых игр возможны два варианта:
- учащемуся предлагается роль другого человека;
- учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию.
Ролевая игра соответствует в той или иной степени требованиям интерактивного обучения, так как она дает широкие возможности для активизации учебного процесса на уроке иностранного языка, создает условия реального общения. Ролевая игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевая игра мотивирует процесс обучения. Центром внимания становится содержание беседы, сама игровая деятельность, а также ученик со своими интересами и потребностями.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и так далее. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.
Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранному языку средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Таким образом, проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Это эффективное средство от однообразия, скуки. Проектная работа способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются для партнеров – сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка.
Об интерактивности можно говорить на стадии защиты проекта, когда учащиеся обсуждают результаты продолжительной самостоятельной работы по подготовке проекта, представляя друг другу разнообразную информацию на иностранном языке, высказывая свое мнение по различным вопросам.
Уровень новизны собственной педагогической деятельности – опытно-экспериментальный: опираясь на существующие концепции, необходимо использовать формы интерактивного обучения иностранным языкам.
Результативность. Ожидается, что вполне реально организовать интерактивное общение школьников на иностранном языке, используя интерактивные методы обучения. Это способствует повышению мотивации учения у учащихся. Интерактивность – это, прежде всего, умение непринужденного общения на иностранном языке и достаточно эффективная возможность изучения иностранного языка.