Публикации Условия литературного развития детей подготовительной к школе группы с ОНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия литературного развития детей подготовительной к школе группы с ОНР
Автор: Якубовская Валерия Валерьевна

Условия литературного развития детей подготовительной к школе группы с ОНР
Якубовская Валерия Валерьевна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Хабарова Людмила Павловна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова, г. Сыктывкар
Аннотация:
Ключевые слова: Литературное развитие, условия литературного развития
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте участвуют зрительный, речедвигательный, речеслуховые анализаторы. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Процесс чтения - это не тот процесс, который можно сформировать быстро. На первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на следующих - пониманию текста. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Навык чтения – это комплекс умений и навыков, включающий в себя умение понимать смысл текста, правильно читать слова, выразительно читать, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. Навык чтения состоит из четырех взаимосвязанных качеств таких как: беглость, правильность, осознанность, и выразительность.
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких - является художественная литература.
Поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес клитературным произведениям, привить любовь кхудожественному слову, уважение книге.
Всем известно, чтохудожественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние наразвитие и обогащение речи ребенка.Речь - появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немаловажно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений,что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ееразвития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка кчтению.Каждый год в детский сад приходят разныедети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы иходнообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Родители всё меньше читают детям книги. Все дальше на задний план уходит интерес детей к художественной литературе.
Для того чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные краски и глубокий идейный замысел произведения, необходимо чтобы им были интересны и надолго запомнились литературные образы. В процессе знакомства с стихотворными произведениями педагогу следует способствовать развитию чувства языка, осознанию главной мысли стихотворения, т.е. понять всю красоту, глубокий смысл того, что хотел автор донести до читателей. Знакомя детей с жанром рассказа, необходимо представить образы героев через слова самого автора, а именно детально описывать их самих, их поступки, их влияние и значимость.
Помимо этого обязательно нужно спросить детей о прочитанном, обсудить это с ними. Вопросы должны касаться основного содержания произведения, а также относиться к описанию и оцениванию поступков, действий героев. При ознакомлении дошкольников с произведениями художественной литературы используются следующие основные методы и приемы работы:
- чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста.
- рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
- инсценировки по прочитанным произведениям. Все это необходимо учитывать при знакомстве детей с произведениями детской художественной литературы.
Список литературы (2-3 источника):