Публикации
Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Лаврова Нина Ивановна Савинова Мария Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Лаврова Нина Ивановна Савинова Мария Николаевна
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК»Лаврова Нина Ивановна, воспитательСП «Детский сад №5» ГБОУ ООШ №7 г. СызраниE-mail: Савинова Мария Николаевна, воспитательСП «Детский сад №5» ГБОУ ООШ №7 г. СызраниE-mail: Наша дошкольная образовательная организация имеет статус пилотной площадки, апробирующей программно – методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный парк». Апробация проходит в подготовительной к школе группе с компенсирующей направленности для детей нарушением зрения с использованием образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Работа в данной группе ведется по образовательной области «Познавательное развитие», которая включает организацию опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создает творческую личность.Поэтому главными задачами, которые ставит программа «Мозаика» перед педагогами нашего детского сада, являются:- развивать общие познавательные способности (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предложения и предлагать способы проверки);- создавать условия для экспериментирования с природным, искусственным, бросовым материалом, простейшим оборудованием для проведения опытов;- включать детей в экспериментальную, исследовательскую деятельность;- знакомить в практической деятельности с разными характеристиками свойств предметов;- стимулировать детей в процессе эксперимента самостоятельно выстраивать гипотезу, сравнивать её с окончательным результатом.Для реализации поставленных задач мы создали центр экспериментирования «Маленькие «Энштейники», укомплектованный необходимым материалом:Для применения экспериментальной деятельности мы используем карточки Н.А. Рыжовой. «Исследования природы в детском саду» УМК «Мозаичный парк». Эти карточки содержат опыты, эксперименты, исследования по разделам:Вода вокруг нас Воздух вокруг нас. Песок и глина Камни Полезные ископаемые Почва Солнц - свет, цвет и тепло Растения Животные Человек и природа Так же мы используем«Увлекательное путешествие в мир взрослых» Методическое пособие С.В.Кожокарь Москва «Русское слово» 2018О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты)Иванова А.И., Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 224с.Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.На основе данного материала нами разработано перспективное планирование опытно экспериментальной деятельности на учебный год.Так как наши дети (посещающие нашу группу) имеют различные диагнозы нарушения зрения, то мы разработали карточки-схемы по опытно-экспериментальной деятельности, где были учтены все предъявляемые требования к демонстрационному и раздаточному материалу для данной категории воспитанников:1.Фон и правильное сочетание его с предметом способствует лучшему рассмотрения объекта.2.Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом, либо зеленом фоне. У нас это карточки-схемы предпочтителен белый фон.3.Величина раздаточного материала, в данном случае это карточки-схемы, определяются совместно с врачом-офтальмологом, в зависимости от характера зрительной патологии. 4.Так же учитывается индивидуальный подход к рассмотрению карточки. Это подставки для детей со сходящимся косоглазием под углом 45*.Игры – эксперименты мы стараемся включать в непосредственно образовательную деятельность, в режимных моментах и в самостоятельную деятельность детей.Каждая организованная деятельность начинается с перевоплощения детей внаучных исследователей и даже фокусников.Ставим перед детьми проблему, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.Ребята высказывают предположения, объясняют свои догадки. Для нас очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение. Очень важно для детей с нарушением зрения при проведении опыта, последовательность всех действий обязательно сопровождать словесной инструкцией. Сделав вывод, еще раз интересуемся у детей, как получился результат и что на это повлияло.Опыты всегда вызывают живой интерес у детей. Если у ребенка возник устойчивый интерес, то он может повторить опыт еще раз самостоятельно. Для стимулирования активности детей к самостоятельной деятельности и обучению безопасной работе в центре экспериментирования «Маленькие «Энштейники», как уже говорилось выше, есть карточки-схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность, правильность и безопасность выполнения каждого эксперимента. По окончанию проведения опытов дети зарисовывают последовательность в дневники фиксации. Самостоятельно придумывают и зарисовывают пиктограммы.Для читающих детей напечатано название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом мы стараемся быть равноправными партнерами, соучастниками деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Дети, проводят опыты, используя карты-схемы, с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.Дети наталкивают нас на создание новых опытов подсказывая проблемы окружающей среды. В процессе мы придумываем сказки с помощью которых дети сами решают эти создавшиеся ситуации и помогают сказочному герою. Это могут быть и «Старичок Лесовичок», «Незнайка» и другие сказочные герои.Например для проведения опытов из раздела «Человек и природа»,Мы получили письмо от черепахи Тортиллы. В котором черепаха просит помощи у детей в очистке загрязнённого пруда. Мы совместно с детьми выбираем варианты очистки воды. И проводим опыты по карточкам- схемам.Опыт «Очистительные сооружения»Карточка №1. Фильтр состоит из бумажного полотенца, ватного диска, угля.Карточка № 2. Фильтр- бумажное полотенце, ватный диск, песок.Карточка № 3. Фильтр- бумажное полотенце, ватный диск, песок, уголь, ватный диск.1.Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтр (каждый по своей карточке)2. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.3. Затем ещё раз пропустить воду через фильтр и получится чистая вода.Дети проводят опыт самостоятельно.Выбираем самый эффективный из трех фильтров который лучше всего очистил воду.Вывод: Фильтр: бумажное полотенце, ватный диск, песок, уголь, ватный диск.- очистил воду лучше всех. Чистая вода – прозрачная.Далее предлагаем развести в пруду цветы (Кувшинки, лилии).Опыт «Волшебные цветы»Ход эксперимента: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Налейте воду в тарелку. А теперь опустите кувшинки на воду. Что стало с цветами? Как вы думаете, почему это происходит?Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.Рефлексия: Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточки с символами:1. «?» - настроение удивлённое.2. «!» - настроение радостное.3. «=» - настроение довольное, спокойное.Почему вы подняли карточку с этим настроением? (ответы)Заключение:Анализируя результаты нашей работы по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей.Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение.Стали пользоваться опорными схемами в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.Нас радует то, что воспитанники так же стали использовать результаты опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Детский сад», «Семья», «Больница». В подвижных играх: «Самолетики», «Вертолетики». Во время прогулки дети используют ветрячки, для определения направления ветра, рисуют на мокром и сухом песке, делают лабиринты в песочнице и др.Применение экспериментирования также оказало влияние на:повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); углубление и расширение знаний детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. Таким образом, опытная деятельность не только знакомит слабовидящих дошкольников с различными свойствами веществ, дает возможность получить элементарные знания об основных физических и химических явлениях. Помогает, через предметно практическую деятельность, развивать моторную координацию и получать недостающую из-за зрительного дефекта информацию об окружающем мире.В заключении хотим отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности нашей работы.Литература:1. Дыбина О.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2017.2. Картотека воспитателя Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду» в двух частях. ООО «Русское слово», 2017г.3. Картотека воспитателя Н.А.Рыжова «Прогулки и наблюдения» ООО «Русское слово», 2017г.4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2017.7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.8. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». ООО «Русское слово», 2017г.