Публикации Конспект урока на тему: "Синтаксический разбор простого предложения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока на тему: "Синтаксический разбор простого предложения"
Автор: Федорова Мария Николаевна

План – конспект урокаТема: Синтаксический разбор простого предложенияЦель деятельности учителя:
  • Познакомить с порядком синтаксического разбора ПП.
  • Формировать умение производить синтаксический разбор (устный и письменный) ПП.
  • Задачи:
  • Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с однородными членами, с обращением. Закрепить полученные знания о классификации предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения.
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку; воспитывать этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), волевые качества, уважительное отношение друг к другу.
  • Планируемые результаты:Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения»; уметь различать простое и сложное предложение, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.Личностные: уважительное отношение к родному языку, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.Используемые технологии: игровые, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.Оборудование: учебник Т.А. Ладыженской, словари-справочники, на доске план-схема разбора, на партах - технологические карты с таблицей, листы самооценки, сигнальные карточки; мультимедийный проектор, компьютер.Ход урока
  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости - ваши первые учителя. Они пришли посмотреть на вас – уже пятиклассников. Давайте покажем, как вы умеете работать и чему научились за это время. Ответы ваши должны быть полными, аргументированными.
  • Проверка домашнего задания.
  • Дома вы должны были написать дружеское письмо. - С чего начинается Ваше письмо? (с обращения).-Какую роль они играют? (с помощью обращения выражается отношение автора к адресанту, его чувства: любовь, уважение, доброта) - Как выделяются обращения в устной и письменной речи? - Кто прочитает свое письмо? - Ребята, как вы думаете, в каком стиле оно написано? (разговорном, т.к. автор письма делится своими мыслями, впечатлениями с близкими, хорошо знакомыми людьми) -А какие стили речи вы знаете еще? (Научный, художественный) Молодцы, ребята! 3. Целеполагание. А тема нашего урока сегодня - «Синтаксический разбор простого предложения». Запишите число и тему урока. Давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. Чему вы должны научиться на уроке? (Ученики самостоятельно определяют цели урока) Используйте также опорные слова, написанные на доске1) вспомнить, что такое ..и...;2) повторить расстановку ...;3) научиться … .Правильно, сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал и научимся выполнять синтаксический разбор простого предложения.На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять в конце урока самостоятельно, объективно оценивая себя. По каждому пункту 1 или 0 баллов. В конце урока сдадите их, я выставлю оценки в журнал.
  • Словарно-орфографическая работа. Игра «Отгадай слово».
  • Начнем с орфографической разминки. Отгадайте слово по его лексическому значению, запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.
  • Собрание судей (в спорте, конкурсах) - …. (жюри)
  • Человек, занимающийся спортом - …(спортсмен)
  • Командная игра на льду в небольшой мяч или шайбу …. (хоккей)
  • В спортивных играх: состязание …. (матч)
  • Вид спорта, который дарит грацию, красоту и пластику … (гимнастика)
  • Командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника….(футбол)
  • Колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали… (велосипед)
  • А теперь проверьте друг у друга слова. Взаимопроверка. Молодцы! Слова написали грамотно! На какую орфограмму эти слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какой общей темой они объединены? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение.Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!
  • Актуализация знаний (повторение и обобщение изученного материала)
  • Ребята, для того чтобы правильно выполнять нам синтаксический разбор, мы должны обобщить изученный на прошлых занятиях материал. Эти знания пригодятся вам и при выполнении ВПР.Фронтальный опрос по рядам. Я предлагаю вам игру «Кто быстрее?» Каждому ряду нужно будет ответить на 6 вопросов. За правильный получаете жетон в виде футбольного мяча.На доске кластер. По ходу игры, открываю листочки. (Приложение 1)Я вижу: вы хорошо усвоили теоретический материал. Проверим ваши знания на примере.Устная синтаксическая пятиминутка. Предложение на слайде:Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
  • Назвать ГО.
  • Теперь отгадайте, о каких членах предложения идет речь:
  • Зависит от существительного, обозначает признак предмета? (разноцветные)
  • Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, выражено существительным? (на осинке)
  • Зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, выражено наречием? (бесшумно)
  • Молодцы! И с примером вы тоже быстро справились. 6. Объяснение нового материала.Теперь пришло время познакомиться с планом разбора простого предложения.- А какое предложение мы называем простым? (с 1 грам. основой)- А какие еще бывают предложения по наличию грамматической основы? Чем сложное предложение отличается от простого? (открываю последний листочек на доске)Вот мы и повторили с вами все характеристики простого предложения. Перед нами план, по которому мы будем выполнять разбор.Запишем его в справочник.Посмотрим на образец разбора. Откройте учебники на с. 104 § 44 и прочитайте образец устного и письменного разбора.Вывод: Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. - А какие еще пункты мы с вами будем указывать в разборе? Сравните с доской:- Чем осложнено.- По составу грамм. основы.(односост./двусост.)Теперь пришло время выполнить синтаксический разбор записанного нами предложения.Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!
  • Разберите его по членам.
  • Дайте характеристику предложению. (Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми)
  • Построение схемы. [ О,О ]!
  • 7. Закрепление изученного материала. 1. Один учащийся работает у доски по карточке, остальные выполняют 2 задание. Карточка с заданием: Составь предложение.Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».  Яркие звезды блестели на небе.Запиши предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению.(повествовательное, невосклицательное, простое, двусост., неосложнённое)2. задание: Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложений. (Предложения на слайде, знаки препинания не расставлены)
  • Ребята, вы любите играть в футбол?
  • (Вопр, невоскл., прост., двусост. распр., осл.обращ.)
  • Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья!
  • (Повест., воскл., распр., осл. однорд.чл.)
  • Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
  • (Побуд., невоскл., прост., односост., распр., осл. однорд.чл. о и о)
  • Движение – спутник здоровья.
  • (Повест., невоскл., прост., двусост, распр., не осл.).
  • Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.
  • (Повест., невоскл., прост., односост., распр., осл. однорд.чл.)
  • Быстрого и ловкого никакая болезнь (не) догон…т.
  • (Повест., невоскл., прост., двусост., распр., осл. однорд.чл.)
  • Спорт и туризм укрепляют организм.
  • (Повест., невоскл., прост., двусост., распр., осл. однорд.чл.)8. ФизкультминуткаСейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – в стороны.Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква. 9. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу.(на партах технологические карты с таблицей, в которой даны разноуровневые задания). В данных предложениях расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор. (На выбор учащегося: 1 предложение – оценка «3», 2 предложения - «4», 3 предложения - «5»).Под «*» отмечены предложения повышенного уровня сложности.
  • Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
  • - Ребята в форме игры мы обобщили сведения по синтаксису и пунктуации. Что же изучают эти науки? Важно ли изучение нашей темы?А чему мы еще научились? (Выполнять синтаксический разбор)Достигли мы целей, которые поставили в начале урока? Испытываете ли вы трудности при выполнении синтаксического разбора простого предложения? Самооценка  Молодцы, ребята. На следующих уроках продолжим работать над данной темой. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы. У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал. Спасибо за урок. Всего доброго.
  • Домашнее задание (на выбор)
  • «Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание»Выучить порядок синтаксического разбора § 44. На выбор учащегося:1) упр. 217.2) Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» выписать предложения, разные по цели высказывания и эмоц. окраске. Найти предложения с однородными членами и обращением. Выполнить разбор простого предложения. (Например, «Меня влекла моя судьбина…» «Ах, витязь, то была Наина!»)