Публикации
Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном языке (русском) УМК "Школа России"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном языке (русском) УМК "Школа России"
Автор: Буренко Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном языке (русском) УМК "Школа России"
Автор: Буренко Елена Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:реализовать в процессе преподавания литературного чтения на родном (русском) языке современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание литературного чтения на родном (русском) языке по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие).ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПрограмма по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов в 1-3 классах. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания:— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;духовно-нравственного воспитания:— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;эстетического воспитания:— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;трудового воспитания:— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;экологического воспитания:— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;— неприятие действий, приносящих ей вред;ценности научного познания:— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.Базовые логические действия:— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.Базовые исследовательские действия:— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.Работа с информацией:— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.Общение:— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;— признавать возможность существования разных точек зрения;— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.Совместная деятельность:— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;— ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.Самоорганизация:— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.Самоконтроль:— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.Обучающийся получит возможность научиться:создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;обогащать собственный круг чтения.Обучающийся получит возможность научиться:соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.Обучающийся получит возможность научиться:восприниматьхудожественнуюлитературукак один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения в 1 классе. Раздел 1. Мир детства.Я и книги.Не красна книга письмом, красна умом.Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:С.А. Баруздин «Самое простое дело».Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).Я взрослею.Без друга в жизни туго.Пословицы о дружбе.Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.Пословицы о правде и честности.Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:В.А. Осеева «Почему?».Л.Н. Толстой «Лгун».Я фантазирую и мечтаю.Необычное в обычном.Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:С.А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).В.В. Лунин «Я видела чудо».М.М. Пришвин «Осинкам холодно».В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).Раздел 2. Россия – Родина моя.Что мы Родиной зовём.С чего начинается Родина?Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).П.А. Синявский «Рисунок».К.Д. Ушинский «Наше Отечество».О родной природе.Сколько же в небе всего происходит.Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».С.В. Востоков «Два яблока».В.М. Катанов «Жар-птица».А.Н. Толстой «Петушки».Содержание обучения во 2 классе.Раздел 1. Мир детства.Я и книги.Не торопись отвечать, торопись слушать.Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).Я взрослею.Как аукнется, так и откликнется.Пословицы об отношении к другим людям.Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:В.В. Бианки «Сова».Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».Воля и труд дивные всходы дают.Пословицы о труде.Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».Кто идёт вперёд, того страх не берёт.Пословицы о смелости.Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:С.П. Алексеев «Медаль».В.В. Голявкин «Этот мальчик».Я и моя семья.Семья крепка ладом.Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».Я фантазирую и мечтаю.Мечты, зовущие ввысь.Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:Н.К. Абрамцева «Заветное желание».Е.В. Григорьева «Мечта».Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).Раздел 2. Россия – Родина моя.Родная страна во все времена сынами сильна.Люди земли Русской.Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале» (фрагмент).М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).Народные праздники, связанные с временами года.Хорош праздник после трудов праведных.Песни-веснянки.Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).В.А. Жуковский «Жаворонок».А.С. Пушкин «Птичка».О родной природе.К зелёным далям с детства взор приучен.Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:Русские народные загадки о поле.Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».М.С. Пляцковский «Колокольчик».В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).Е.А. Благинина «Журавушка».Содержание обучения в 3 классе.Раздел 1. Мир детства.Я и книги.Пишут не пером, а умом.Произведения, отражающие первый опыт «писательства».Например:В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).Я взрослею.Жизнь дана на добрые дела.Пословицы о доброте.Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».Живи по совести.Пословицы о совести.Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:П.В. Засодимский «Гришина милостыня».Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».Я и моя семья.В дружной семье и в холод тепло.Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».Я фантазирую и мечтаю.Детские фантазии.Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).Л.К. Чуковская «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).Раздел 2. Россия – Родина моя.Родная страна во все времена сынами сильна.Люди земли Русской.Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).В.А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).От праздника к празднику.Всякая душа празднику рада.Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:Е.В. Григорьева «Радость».А.И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).О родной природе.Неразгаданная тайна – в чащах леса…Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:Русские народные загадки о реке.И.С. Никитин «Лес».К.Г. Паустовский «Клад».В.Г. Распутин «Горные речки».И.П. Токмакова «Туман».В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).Тематическое планирование1 КЛАСС2 КЛАСС3 КЛАССПоурочное планирование1 КЛАСС2 КЛАСС3 КЛАССУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССААкадемическийорфографическийсловарь.URL: (дата обращения: 10.09.2020).Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: (дата обращения: 10.09.2020).Культура письменной речи. URL: (дата обращения: 10.09.2020).Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs (дата обращения: 10.09.2020).Портал «Словари.ру». URL: (дата обращения: 10.09.2020).Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: (дата обращения: 10.09.2020).Русская виртуальная библиотека. URL: Русская речь. URL: (дата обращения: 10.09.2020).Русский филологический портал. URL: (дата обращения: 10.09.2020). Словари и энциклопедии на Академике. URL: (дата обращения: 10.09.2020). Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: (дата обращения: 10.09.2020).Фундаментальнаяэлектроннаябиблиотека«Русскаялитератураи фольклор»: словари, энциклопедии. URL: (дата обращения: 10.09.2020).