Публикации МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №75"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №75"
Автор: Быстрова Оксана Анатольевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиПодготовила Быстрова Оксана АнатольевнаТема: В гостях у Сони СвиристелочкинойЦели: формирование правильного звукопроизношения звука «С»Задачи: – пополнять и расширять словарь через формирование «семанти¬ческого поля» слова «САД»;– развивать вален¬тность слов;– развивать умение понимать переносное значение слов.– уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»;– упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;– развивать навыки звуко-слогового анализа;– продолжать учить составлять предложение по опорным словам, чертить схему предложения;– развивать диафрагмальное дыхание, общую и мелкую моторику;– развивать фонематический слух и восприятие;– развивать навыки словоизменения;– развивать связную речь;– развивать логическое мышление при решении логических задач.– воспитывать навыки самоконтроля за речью;– воспитывать любовь к родной природе.Оборудование: игрушка сорока, кукла, письмо, таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, схемы предложения, магнитофон, картинки по теме занятия.Мультимедиа ресурсы: аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.Ход занятия:1. Организационный момент(Дети садятся на стульчики и слышат пение птиц).Воспитатель: Ребята, что вы слышите?Дети: Пение птиц.Воспитатель: Кто же всех громче стрекочет?(ответ детей)Воспитатель: Вот и она к нам в гости сама пожаловала, да что-то с собой принесла. Да это какое-то сообщение.(Воспитатель показывает игрушку – сороку).Воспитатель: Хотите, я вам прочитаю его? Слушайте внимательно! «Я люблю гулять в своем старом саду. В саду много густых кустов смородины. Смородина спелая и сладкая. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой расцвели пестрые астры с красными лепестками. Жду Вас в гости. Свиристелочкина Соня».Ребята вы хотите отправиться в гости к Соне? Какой звук встречается чаще всего в Сонином сообщении?Молодцы, ребята! А теперь в путь.2. Логопедическая зарядкаМы спокойно отдыхаемСном волшебным засыпаем …Снова глазки открываемМассаж лица и шеиНа лицо он к нам попал.Капли убери со лба,Хоть и теплая вода.По щекам бегут ручьи,Ты ладошкой их сотри.3. Акустико-артикуляционный профиль звукаВоспитатель предлагает детям взять зеркала и внимательно рассмотреть, что делают органы речи – губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя, когда произносят звук «С».4. Изолированное произнесение звукаЧто-то стало прохладно, это осенний ветерок запел свою песенку «СССССССССС», он играет с осенними листочками и хочет показать нам дорогу к Сониному саду. Давайте поможем ветерку и тоже споем его песенку: «СССССССССС».5. Характеристика звука «С»Воспитатель предлагает детям дать характеристику звука «С»:Воспитатель: Звук «С» — гласный или согласный?Дети: Согласный, потому, что язычок создает преграду воздуху.Воспитатель: Звук «С» — твердый или мягкий?Дети: Звук «С» твердый, потому что он звучит твердо.Воспитатель: Звук «С» — глухой или звонкий?Дети: Глухой потому, что при произнесении звука горлышко не дрожит.Воспитатель: начит звук «С» — какой?Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.Воспитатель: В каком домике будет жить этот звук? Каким цветом мы будем его обозначать?Дети: В домике с синей крышей. Мы будем обозначать его синей фишкой. (На доске логопед выставляет соответствующий домик)6. Соотношение звука с буквойВоспитатель: Посмотрите, кто нас встречает! Это же Соня Свиристелочкина. У нее очень много разных предметов лежит на скамейке возле сада (сыр, сосиски, сарделька, месяц и т.д.). Назовите их. (Дети перечисляют предметы).Как вы думаете, на что похожи эти предметы?Правильно, все эти предметы похожи на букву «ЭС». Такой буквой обозначают звук на письме. (Педагог показывает букву «ЭС» детям).Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем букву «ЭС» (Дети выполняют задание педагога).7. Автоматизация звука в слогахВоспитатель: У Сони много интересного можно увидеть в саду (Дети за учителем-логопедом проговаривают чистоговорку, а педагог выставляет соответствующие картинки на доске)С — течет вода из крана. Много струек у фонтана. С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-сНа траве блестит роса. Нам пропели струйки — СА. Са-са са-са-саПьет жучок в саду росу. Произносим слоги — СУ. Су-су су-су-суВышло солнце — нет росы. Повторяем слоги — СЫ. Сы-сы сы-сы-сыРядом с садом есть шоссе. Мы сейчас услышим — СЭ. Сэ-сэ сэ-сэ-сэГде-то сдулось колесо. Пропоет фонтан нам — СО. Со-со со-со-со8. Автоматизация звука «С» в словах через формирование семантического поля «САД», развитие валентности слов и функций словоизмененияА) выделение главного слова:• По первым звукам слов отгадайте место, где любит гулять Соня? (смородина, астра, дом).• Объясните, что обозначает слово «САД» (Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды, цветы).Б) звукологовой анализ слова «САД»:• Произнесите слово сад четко, проговаривая все звуки.• Сколько слогов в слове сад? Почему?• Сколько звуков в слове сад, назовите их по порядку.• Дайте характеристику каждому звуку.• Определите место звука «С» в слове сад.В) однокоренные слова:Воспитатель: В саду у Сони растет необычное дерево.(Логопед показывает картинку чудо-дерева и читает про него стихотворение:Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был он фруктовый,Был он только словом.Это слово, словно корень,Разрастаться стало вскоре –И плоды нам принесло,Стало много разных слов.Вот из сада вам рассада,А еще посадки рядом.А вот садовод,С ним садовник идет.Очень всем нам интересно,Погулять в саду словесном.Какое слово стало разрастаться?Воспитатель: «САД» — это слово корень. Чтобы попасть в Сонин сад, надо подобрать однокоренные слова этому слову. Какие слова могут вырасти из этого слова?(Дети вспоминают и перечисляют слова из стихотворения: сад, рассада, садовод, садовник, посадки)Воспитатель: Ребята, вы знаете, что означает слово садовник?(Предполагаемые ответы детей.)Воспитатель: Садовник – это человек занимающийся уходом за садом. А кого мы можем назвать садоводом? (Предполагаемые ответы детей.)Воспитатель: Садовод – это человек разводящий сады.Воспитатель: Ну, вот мы и попали в Сонин сад. Посмотрите внимательно, что посадила Соня в саду?Дети: Соня посадила смородину, абрикосы, подсолнухи, ананасы, сливы, рассаду, астры.Воспитатель: Сливы, абрикосы, смородина, астры, рассада, подсолнухи какие? (подбор признаков к существительным)Дети: Абрикосы спелые, смородина сладкая, подсолнухи высокие, астры красные и т.д.Воспитатель: К словам, обозначающим признак предметов, подберите слова противоположные по смыслу (слова-антонимы): сырой песок, сладкая смородина, просторный сад, высокий куст, густой кустарник, старый сад.Дети: Сухой песок, кислая смородина, тесный сад, редкий кустарник, молодой сад, низкий куст.9. Автоматизация звука «С» в предложениях и текстеАнализ словесного состава предложенияВоспитатель: Составьте предложение из данных слов: ПОСАДИЛА, САД, СОНЯ, РАССАДА, В. (Дети выполняют задание.)Выложите схему предложения: СОНЯ ПОСАДИЛА В САДУ РАССАДУ. (Схема предложения появляется по щелчку)Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите последнее слово в предложении? Какое маленькое слово-предлог в этом предложении? В каких словах звук «С» стоит в начале слова, в каких — в середине.Работа с текстом:Воспитатель: Мне очень нравится Сонин сад. Я про него придумала рассказ. Послушайте его внимательно, а потом перескажите, опираясь на картинки и стрелочки:За домом стоит сад. В саду много кустов. На кустах поспела смородина. Над смородиной летают осы. Ос Соня не боится. Соня собрала миску спелой смородины и сделала сливовый сок.(Дети пересказывают, опираясь на картинки, рассказ педагога.)Воспитатель: Соня очень расстраивается и часто говорит:Вот досада, так досада: Не растёт в саду рассада!«Это потому, что голова у тебя садовая!» — стрекочет сорока.Воспитатель: Как вы понимаете это выражение «ГОЛОВА САДОВАЯ»? Уж не выросла ли она в саду? (Предполагаемые ответы детей.)Другими словами можно сказать, что Соня «рассеянная», «невнимательная», «забывчивая» девочка.10. ИтогВоспитатель: Было вам интересно гулять по Сониному словесному саду? Какой звук мы чаще встречали у Сони в саду?Воспитатель: Давайте вспомним, какой же звук «С»?Дети: Звук «С» — согласный, твердый, глухой.Воспитатель: Какие новые слова и словосочетания, связанные со словом «САД», вы запомнили? (Дети вспоминают однокоренные слова к слову сад.)Учитель-логопед: Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились и многое узнали.А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.(Звучит спокойная музыка, дети выполняю движения по тексту.)Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаемСном чудесным засыпаем…Снова глазки открываемВ детский сад всех приглашаем.(Педагог благодарит детей и прощается с ними до следующей встречи.)