Публикации
Кружковые занятия как средство патриотического воспитания в МБОУ СОШ с УИОП № 8
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковые занятия как средство патриотического воспитания в МБОУ СОШ с УИОП № 8
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковые занятия как средство патриотического воспитания в МБОУ СОШ с УИОП № 8
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБОУ СОШ с УИОП №8А.А. Щербатых, МБОУ СОШ с УИОП №8 городского округа город ВоронежНовые подходы в рамках внедрения новых стандартов значительно затронули традиционную систему исторического образования из-за провозглашения подготовки культурно развитой самостоятельной личности ученика.Целью работы кружка является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.Поскольку кружковая деятельность является составной частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.Кружковая работа создает условия для приобретения опыта принятия решений на основе полученных знаний в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями. Велика роль кружковой деятельности в приобщении дошкольников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственная, что делает продуктивным процесс становлении личности.В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся дополнительные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать появлению у членов кружка качеств патриота: чувство патриотизма, верность Родине, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины и т.д. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно-воспитательной работы, итоговые занятия и проведение массовых мероприятий.В отличие от обычных занятий, эта форма занятий строится на интересе, инициативности и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться по ходу проведения занятий. Работа детей в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий отстающие дети начинают проявлять интерес и лучше заниматься. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.Кружковая работа дает широкое поле воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели.Кружковая воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Ведущей целью по патриотическому воспитанию является создание условий для формирования патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.На кружковых занятиях по патриотическому воспитанию учащиеся формируются и развиваются чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, патриотические чувства, гуманистическое отношение к окружающему миру и людям. В первую очередь в социальном развитии личности школьника ставятся задачи формирования общероссийской идентичности, в основе которой лежат усвоение демократических принципов гражданского общества, воспитание патриотизма, освоение многочисленных ролей, норм, а также уважительное отношение к многочисленным культурам народов России [1, с. 17].Занятия в кружке «Музейное дело» позволяют удовлетворить возрастающий интерес к истории родного края, своего города, расширить рамки познания, выйдя за пределы школьного учебника по истории. В то же время работа с краеведческим и музейным материалом позволяет учащимся более осознанно усваивать знания на уроках истории, видеть проявления изучаемых закономерностей в окружающей жизни [2, с. 10-14].Кружок «Музейное дело» работает на базе школьного музея 135 авиаполка, поэтому большая часть мероприятий и тематика занятий связаны с историей Великой Отечественной войны.Учащиеся живо воспринимают информацию о войне, особенно когда работают самостоятельно с этой информацией, встречаются с участниками войны, участвуют в экскурсиях по местам боев или сами проводят экскурсии для учащихся в школьном музее. Занятия в кружке «Музейное дело» призваны формировать умение работать с источниками, учат выдвигать собственные гипотезы и доказывать их, делать выводы, готовить лекции, проводить экскурсии и литературно-музыкальные композиции, выпускать газеты. Все это способствует формированию национального самосознания, воспитывает чувство любви и бережного отношения к малой родине, дает почувствовать свою причастность к истории родного города.В рамках кружка реализуются следующие разновидности заданий и виды работ, которые призваны поддерживать связь между «историей и памятью». В первую очередь это участие актива кружка в социальных акциях и образовательных проектах, направленных на воспитание бережного отношения к историческому наследию своей страны. Разновидности заданий и виды работ можно условно разбить на следующие категории:1) Проведение вводных и обобщающих занятий в рамках кружка.2) Привлечение внимания школьников к особенностям коллективной исторической памяти, монументальной пропаганды, способам героизации событий и личностей прошлого в интересах настоящего.3) Ориентирование на развитие критического мышления учащихся, которое формирует отношение к историческим источникам, созданных в определенное время с конкретными целями.4) С целью развития образного мышления и умения объяснять исторические события в контексте соответствующей эпохи, применения полученных знаний в новых познавательных ситуациях, аргументировать и формулировать собственные оценки, актив кружка организовывает и проводит многочисленные мероприятия.5) Для обобщения опыта о проделанной работе организовывается круглый стол «Итоги работы кружка Музейное дело».Таким образом, в рамках кружка «Музейное дело» реализуется «воспитательный подход», который при поддержке властей в общественно-педагогической дискуссии одержал победу.В целом, кружковая работа в патриотическом воспитании имеет огромное значение. Такая работа не только способствует развитию эстетического чувства, любви к природе, Родине, но и влияет на развитие и становление личности. Работа во внеурочное время строится на добровольной основе, поэтому кружок развивает инициативность и самодеятельность. Кружковая работа по патриотическому воспитанию не только значительно дополняет знания учащихся, но и позволяет воспитать настоящего гражданина Российской Федерации.Литература1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО: под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2020. – 350 с.2. Музееведение / Под ред. В. Хербста. – М.: Высшая школа, 2019. – 345 с.