Публикации Организация внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Перспектива» для учащихся 9 классов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Перспектива» для учащихся 9 классов.
Автор: Бухонова Инна Викторовна

Организация внеурочной деятельности по профессиональной ориентации Перспектива
для учащихся 9 классов.
Инновационный проект Перспектива внедрен в образовательные учреждения Воронежа в рамках корпоративной благотворительной программы Формула Хороших Дел нефтехимической компании СИБУР Холдинг Томск и курируется Центром развития образования и молодежных проектов г. Воронежа.
Разработка программы осуществлена с опорой на требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. При разработке программы учтены особенности развития региональной экономики, включая особенности рынка труда и рынка профессионального образования.
Программа призвана упорядочить профориентационную работу в 9-х классах, придать ей системность, прозрачность для всех участников образовательного процесса, повысить результативность и заложить основу для её стандартизации. Одними из преимуществ данной программы является предварительная методическая подготовка реализующих её педагогов, обеспеченность всеми необходимыми методическими материалами и консультационно-методическое сопровождение со стороны разработчиков.
Целью реализации программы является разработка и последующая реализация каждым учащимся 9-го класса индивидуального плана вхождения в профессию.
Основной идеей программы является сосредоточение усилий педагогов на формировании у учащихся способности к ориентированию в ситуациях неопределённости, на формировании способности к самостоятельному жизненному и профессиональному самоопределению с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Приобретение учащимися таких способностей позволяет им самостоятельно находить профориентационно значимую информацию, устанавливать необходимые контакты, разрабатывать индивидуальные планы, подготавливать нужные ресурсы, осуществлять самопроверку, разработку альтернатив и т.д. Основная задача педагога – сформировать в сознании учащихся модель эффективного поведения в ситуации выбора профессии. А затем проконтролировать процессы индивидуального опредмечивания этой модели каждым учащимся.
Вместо устаревшего понимания профориентационной работы как суммы работ по профинформированию, профдиагностике и профподбору наиболее подходящей профессии, данной программой внедряется понимание профориентационной работы как стимулирования личностного созревания и формирования готовности и способности к осознанному самоопределению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие комплексные задачи:
- сформировать у учащихся осознанную мотивацию и готовность к активной деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению;
- сформировать образ индивидуального идеального результата жизненного самоопределения (образ будущего);
- сформировать представления об основных компонентах и структуре ситуации жизненного и профессионального самоопределения;
- сформировать представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования;
- совместно с учащимися изучить наиболее значимые факторы ситуации жизненного и профессионального самоопределения, обобщить полученные результаты в виде модели ситуации самоопределения;
- создать условия для самостоятельного применения полученной модели к собственной жизненной ситуации и разработку на её основе индивидуальной жизненной, образовательной и профессиональной траектории и плана вхождения в интересующую профессию.
Планируемые результаты освоения внеурочного курса Перспектива:
Формированиемировоззренческой,ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания.
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации.
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, формирования собственной активной позиции в общественной жизни.
Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
Формирование первичных компетенций использования территориального подхода для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём. Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда.
Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Содержание учебного курса.
Введение. Ориентирование в ситуации самоопределения
Формирование образа собственного будущего
Раздел 1. Что есть я?
Раздел 2. Что я умею делать в этом мире?
Раздел 3. Что есть мир?
Раздел 4. Труд и профессии
Раздел 5. Проф. подготовка и учебные места
Раздел 6. Где в этом мире есть то, что мне нужно?
Раздел 7. Что мне нужно сделать, чтобы начать получать желаемое?
Формы, методы и приёмы организации образовательной работы обусловлены целью, задачами и планируемыми результатами реализации программы.
Программа основывается не на подаче готового к репродуктивному усвоению материала, а на создании проблемных ситуаций, в ходе преодоления которых учащиеся вынужденно нарабатывают и приобретают необходимые знания, понимание, опыт и, что самое главное, способности. Любой теоретический образовательный материал подаётся педагогом таким образом, что существенная его часть генерируется самими учащимися в ходе групповых дискуссий, собственных рассуждений, в ходе обсуждения итогов специальных игр, выдаётся в виде догадок (гипотез). Любой теоретический материал сразу же проверяется и закрепляется в практической работе.
Важнейшим компонентом программы является обучение учащихся элементам стратегического планирования сложной деятельности. И, конечно же, уделяется большое внимание рефлексивному обнаружению учащимися собственных особенностей, склонностей, скрытых ресурсов и ограничений. Для фиксации итогов собственных размышлений, построения элементов индивидуального плана вхождения в профессию и проч. используется специальным образом сконструированная рабочая тетрадь. Её опорные схемы, матрицы и прочие элементы призваны структурировать мыслительную активность учащихся, задавать направление и характер этой активности.
Большое внимание уделяется организации учебной деятельности учащихся в группах. Именно в группах учащиеся совместно конструируют наилучшие способы решения поставленных педагогом задач, а затем каждый усваивает способ решения, найденный сообща. Важнейшим методом образовательной работы является постоянный рефлексивный анализ решённых учебных ситуаций, а затем построение на основе материалов этого рефлексивного анализа обобщённых моделей решения задач подобного класса. Тем самым занятия по программе вносят свой вклад в формирование у учащихся теоретического способа мышления. Само содержание учебных ситуаций максимально приближено к жизненным интересам учащихся. Эти ситуации в большинстве своём представляют собой мостики во взрослый мир.