Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ВОЛЕЙБОЛУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ВОЛЕЙБОЛУ
Автор: Никитин Илья Леонидович

Пояснительная записка Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч. В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.  В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получивбольшую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье. Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. Актуальность. В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» (далее - Программа) разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под редакцией Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин 2004 г, и комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов под. Ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г.Отличительные особенности: заключаются в том, что основой подготовки занимающихся в секции детей и подростков является не только технико-тактическая подготовка, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Кроме того, теоретический материал программы позволит расширить кругозор детей в области спорта вообще, сформирует интерес занимающихся к волейболу, положительному влиянию спорта на здоровье. Программа учитывает различный уровень физической подготовки детей, их возрастные особенности, индивидуальные личностно-психологические характеристики.Адресат: Дети 11-13 лет, смешанная группа (мальчики и девочки).Режим занятий: Продолжительность занятий 2 академических часа по 45 минт два раза в неделю, с перерывом 10-15 минут за занятиеОбъем: 140 часов в год, 280 часов на весь период обучения.Срок освоения: 2 годаФормы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.Виды занятий: беседы (по правилам игры), учебно- тренировочные занятия.Формы подведения результатов: сдача нормативов, товарищеская игра, выступление на соревнованиях.Цельобучения:формированиеиосвоениеосновсодержанияфизическойдеятельностииспортивной направленностью углублённое изучение спортивной игры волейбол.Задачи:
  • развитие основных физических качеств;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по волейболу;
  • воспитаниепотребностииумениясамостоятельнозаниматьсяфизическимиупражнениями,сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитее психических процессов и свойств личности.
  • Методы и формы обученияБольшие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий:
  • Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
  • Наглядные методы: показ упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
  • Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки
  • Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом; по частям.
  • Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.Учебный планДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волейбол»на 2021 2022 учебный годУчебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
  • Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно- гигиенических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29 декабря 2010 года №189;
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41
  • «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;Основная цель программы «Волейбол» в рамках физкультурно-оздоровительной направленности: формирование и освоение основ физической деятельности через углубленное изучение спортивной игры волейбол.Цель реализуется через решение следующих задач:
  • Развитие основных физических качеств;
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом;
  • Приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по волейболу;
  • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
  • Программа рассчитана на весь учебный год с 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года, 35 учебных недель. Годовое количество часов на группу 140 часов, при недельной нагрузке 4 академических часа.Деятельность детей по программе осуществляется в разновозрастном объединении по интересам. Возраст обучающихся 11 13 лет.Занятия проходят в свободное от основной учебы время, учебно-воспитательный процесс проходит в условии неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами в соответствии с санитарными требованиями к режиму деятельности детей.Наполняемость объединения не менее 10-14 человек. Приём обучающихся для обучения по программе «Волейбол» производится на основании подачи заявления от родителей в соответствии с Положением об условиях приема на обучение по дополнительным образовательным программам.Если число детей, желающих обучаться по программе, превышает число мест и объединений, преимущественным правом при зачислении пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.За обучающимся сохраняется место в объединении дополнительного образования в случае болезни, прохождении санитарно-курортного лечении.Параметры результативности деятельности обучающихся в детском объединении «Волейбол»:
  • Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы:
  • Степень усвоения содержания (тестирование);
  • Степень применения знаний на практике (игра, соревнования, зачеты).
  • Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе:
  • Сохранность контингента;
  • Наполняемости объединения;
  • Положительные мотивы посещения занятий.
  • Личностное развитие и личностные достижения обучающихся:
  • Результаты наблюдений за личностными качествами воспитанников;
  • Творческие (спортивные) достижения).
  • Формы оценивания:
  • цифровые (таблицы знаков, наблюдений и т.п.);
  • нецифровые: вербальное выражение оценки (похвала, поощрение и т.д.), материальное выражение оценки (звезды, конфеты, грамоты и т.д.);
  • портфолио достижений;
  • самооценка диалоге с руководителем).
  • Формы контроля:
  • вводный начале реализации программы);
  • промежуточный (ноябрь, январь);
  • итоговый (апрель, май).
  • Содержание программы соответствует образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность), в формах и методах обучения (активные и интерактивные методы, дифференцированный подход, конкурсы, соревнования, мастер-классы и т.д.), методах контроля и способах предъявления результатов общественности.Учебный планДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волейбол»на 2021 2022 учебный годУчебный планДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волейбол»на 2022 2023 учебный годСодержание ПрограммыМатериал Программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
  • ый год обучения (недельная нагрузка - 4 часа)
  • Теоретическая подготовка (6 часов)
  • Физическая культура и спорт в России (1ч.)
  • История развития волейбола (2ч.). 3.Основные правила игры волейбол(2ч).
  • 4. Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль (1ч.).Общая физическая подготовка (45 часов) 1.Общеразвивающие упражнения и упражнения для развития силы. 3.Акробатические упражненияГруппировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону.
  • Легкоатлетические упражнения.
  • Специально беговые и прыжковые упражнения. Челночный бег. Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Метания мяча в цель ,на дальность, в движущуюся цель.
  • Подвижные игры.
  • 6 Спортивные игры по упрощённым правилам.Специальная подготовка (15 часов)
  • Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
  • Бег, перемещения по сигналу из различных и.п. Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры.
  • Упражнения для развития прыгучести.
  • Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой. 3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.Техническая подготовка (45 часов)Техника нападения.Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару.Техника защиты.Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола.Тактическая подготовка (20 часов)Тактика нападения.Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача.Тактика защиты.Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Интегральная подготовка (5)Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве.Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке.Психологическая подготовка течение занятий)Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.Педагогический контроль:
  • контроль за физическим развитием обучающегося;
  • контроль физической и технической подготовленностью. Физическое развитие.
  • Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость.Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде.
  • ой год обучения (недельная нагрузка - 4часа)
  • Теоретическая подготовка (6часов)
  • Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия (1 ч.).
  • Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. (1 ч.)
  • Основы техники и тактики игры в волейбол (2 ч.)
  • Правила игры волейбол (2 ч.)
  • Общая физическая подготовка (40часов)1.Общеразвивающие упражнения и упражнения на развитие силы.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза. Стреч упражнения. Статические упражнения.3.Акробатические упражнения.Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону с места и с разбега. Упражнения на равновесие. 4.Легкоатлетические упражнения (10ч.)Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжковые упражнения различной сложности. Челночный бег 3х10м,6х10м,10х10м. 5.Подвижные игры.6. Спортивные игры.Баскетбол. Гандбол. Волейбол.Специальная подготовка (20 часов)
  • Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
  • Упражнения для развития прыгучести.
  • Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением.
  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
  • Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за партнером в зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания; броски мяча во встречных колоннах.
  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в зоны. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу.
  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов, блокирования.
  • Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения в сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки - лицом к ней приставными шагами.Техническая подготовка (45часов)Техника нападения. Перемещения и стойки. Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Перемещения различными способами на максимальной скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками. Передача мяча. Передача мяча сверху, снизу в парах, через сетку. Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями. Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки, со стенкой, в прыжке и на месте. Подача мяча.Нижняя прямая подача на точность, по зонам. Верхняя прямая подача. Чередование способов подач в сочетании с требованиями точности. Совершенствование изученных подач. Нападающий удар. Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего удара (разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий удар из зон 2,4. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у стены. Прямой нападающий удар. Техника защиты. Стойки и перемещения игрока при приеме снизу. Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча различными способами и с последующим падением: подач, различных нападающих ударов.Тактическая подготовка (20часов)Тактика нападения.Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача.Чередование нападающих ударов на силу и точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй передачи. Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи игроком передней линии.Тактика защиты.Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное блокирование. Взаимодействие и перемещение игроков задней линии при атаке соперника. Варианты расположения игроков при приеме подачи.Интегральная подготовка (5 часов)
  • Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
  • Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и защите повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
  • Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке.
  • Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая их роль при подготовке к соревнованиям.
  • Психологическая подготовка течение занятий)Воспитание высоких моральных качеств, формирование у ребят чувство коллектива, разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре.Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему психолого-педагогических воздействий. Изучение структуры взаимоотношений в команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого наблюдения. Стресс и борьба с ним.Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек. Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов проведенных игр.Педагогический контроль
  • контроль за физическим развитием обучающегося;
  • контроль физической и технической подготовленностью.
  • Для получения необходимой информации контрольные испытания включены в Программу:Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость.Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде.Воспитательная работаВ программе секции ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:
  • необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
  • ориентироваться на положительный образец;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке
  • Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать прочную основу для здоровья, позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности.Тематическое планирование по волейболу 1 год обучения.Календарно - тематическое планирование по волейболу 2 год обучения.Планируемые результатыВ результате освоение обязательного минимума содержания программы, занимающиеся должны знать:
  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • историю развития игры волейбол;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
  • правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
  • основные правила игры в волейбол, судейство.
  • Уметь:
  • выполнять технические приемы;
  • играть в волейбол по основным правилам;
  • контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдатьправилагигиены,безопасностиипрофилактикитравматизмапризанятияхфизическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
  • Личностные результаты развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).Метапредметные результаты формирование универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:
  • понимать задачи, поставленные педагогом;
  • знать технологическую последовательность выполнения работы;
  • правильно оценивать результаты своей деятельности.
  • Познавательные УУД:
  • научиться проявлять творческие способности;
  • развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Коммуникативные УУД:
  • учиться работать в коллективе;
  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.
  • Предметные результаты формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.Календарный учебный графикДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»2021 2022 учебный годКомплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы:Материально-техническое. Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
  • Сетка волейбольная - 1 шт.
  • Гимнастические стенки 3-4 шт.
  • Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
  • Гимнастические маты - 6 шт.
  • Мост гимнастический - 2шт.
  • Скакалки 15 шт.
  • Мячи набивные (масса 1 кг) - 5 шт.
  • Мячи волейбольные - 20 шт.
  • Мячи баскетбольные - 10шт.
  • Рулетка -1шт.
  • Информационное обеспечение: методическая литература, видео и интернет источники.Кадровое обеспечение программы:Реализация программы и подготовка занятий осуществляются педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.Методические материалы. Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.Формы контроля:Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также участие в районных соревнованиях по волейболу.Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.Критерии оценивания обучающихся:1. Контрольные нормативы: ОФП:
  • Бег 30 м на скорость. Упражнение выполняется в парах на беговой дорожке с высокого старта.
  • Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Упражнение начинать из положения сидя, ногами упираться в мат / ноги не держать/, руки за головой. По сигналу туловище опустить на мат, голову, лопатки положить на мат. Поднимая туловище локтями коснуться коленей. Стопы от пола не отрывать.
  • Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
  • Гибкость. Наклон вперед из положения стоя .
  • Челночный бег 3x10м.
  • Игровые действия:
  • 1.Подача мяча 2.Прием подачи 3.Передача мяча 4.Атакующий ударСписок литературы для детей
  • Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР. Волейбол
  • Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н., Волейбол в школе
  • Список литературы
  • Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
  • Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. - М. Физкультура и спорт, 1991.
  • Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992
  • И.А. Гуревич 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию.
  • Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011г;
  • Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004;
  • Виленский М.Я. Физическая культура учебник 5-6-7 классы. М.,2002.
  • Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007