Публикации психологическая безопасность образовательной среды

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: психологическая безопасность образовательной среды
Автор: Екатерина Бакшаева

Аннотация. Статья посвящена изучению понятия «психологическая безопасность образовательной среды», связанного не с отдельными психическими процессами, а с психологическим здоровьем личности в целом. Удалось рассмотреть компоненты образовательной среды. Проанализировать психологические угрозы в образовании. На основе использования комплекса теоретических аспектов (анализ, синтез). Разработана теоретическая модель взаимосвязи, взаимодействия социальных институтов, других компонентов образовательной среды для создания её психологической безопасности. Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, психологические угрозы в образовании, подсистемы целостного процесса организации психологически безопасной образовательной среды: технологическая (организационно-педагогическая), социально-психологическая и духовно-личностная. Управление процессами создания психологически безопасной образовательной среды«Психологическая безопасность образовательной среды» (не имеет однозначного толкования), связанного не с отдельными психическими процессами, а с психологическим здоровьем личности в целом. Актуальность проблемы создания психологически безопасной образовательной среды обусловлена ухудшением здоровья школьников, студентов и молодёжи. Успешность в профессиональной деятельности учителя, преподавателя, социального педагога определяется не только их профессиональной подготовкой, но и состоянием здоровья. Наблюдается негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье школьников.Проблему психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Грачев, С.Г. Плешиц, М.Ф. Секач, Э.Э. Сыманюк, В.А. Ясин. Авторы в качестве основного психологического параметра, разрушительного для психического здоровья личности, называют психологического насилие. Психологическое насилие имеет место как в семье, так и в основных социальных институтах (школа, вуз) и другие образовательные заведения. Психологическая безопасность образовательной среды включает психологическую безопасность всех её участников. Условием эффективного развития личности является её психологическая безопасность.Психологическое насилие – это унижение и жестокое обращение со стороны учителей, одноклассников, злоупотребление властью, профдеформация, педагогов, преподавателей, отрицательный психологический климат в образовательном учреждении, недостаточная профессионально - психологическая компетентность воспитателей, педагогов, преподавателей.Психологическое насилие в образовательной среде может быть выражено как оскорбление, публичное унижение, угрозы, высмеивание, обзывание, игнорирование, неуважение.«У жертв насилия ухудшается концентрация внимания, ухудшается успеваемость и поведение, появляются нервные расстройства, чувство безнадежности в школьном возрасте может стать причиной суицида»Нарушения психологически безопасной образовательной среды могут быть связаны с агрессивным поведением всех участников образовательной среды. Причины агрессивного поведения учителей на ряду с эмоциональным напряженным характером труда могут быть «неудовлетворенность своей деятельностью, психологическим климатом в коллективе, неумение управлять своими эмоциями, завышенная самооценка, недостаточная коммуникативная компетентность».В качестве технологии создания психологически безопасной образовательной среды, предлагаются активные социально – психологические методы.Формирование психологически безопасной образовательной среды: социально – психологический тренинг, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация.Проблема создания психологически безопасной образовательной среды решается применительно к одному образовательному учреждению «Возможности здоровьесберегающей среды, составляющих ее компонентов в полной мере не используются, недостаточно разработана проблема их взаимосвязи, совместной деятельности». Выделяются 3 уровня здоровья: биологическое, социальное и психологическое.Биологическое (физическое) здоровье — это здоровье, связанное с организмом человека, функционированием его органов.Социальное здоровье – влияние общества, в котором человек живет, его система ценностей, межличностные отношения, в которые он включён.Психологическое здоровье – психическая устойчивость личности, эмоциональная саморегуляция, умение управлять своим эмоциональным состоянием, развитие волевых качеств, умения и навыки общения, развитый интеллект и критическое мышление, развитое самосознание.В настоящее время нет единого подхода к определению образовательной среды, выделению её компонентов. Под образовательной средой понимается система, включающая в себя структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, управление учебно – воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами». В данное понятие следует включить участников образовательной среды: учащихся, студентов, преподавателей, их деятельность. Понятие образовательной среды как системы позволяет использовать целостный подход для её создания. Данный подход к организации психологически безопасной образовательной среды требует «объединения, интеграции и гармонизации усилий всех социальных институтов» всех воздействующих на личность компонентов образовательной среды.Компоненты психологически безопасной образовательной среды – это социальные и образовательные институты (семья, детский сад, школа, колледж, училище, вуз, и другие образовательные учреждения).В семье закладываются основы здоровья и включения детей в образовательную среду.Психологический потенциал определяется включением в содержание обучения вопросов психологической безопасности, обучение навыкам и умениям здоровья, проведение бесед, классных часов, внеклассные мероприятия.Организация психологически безопасной образовательной среды как целостной системы в соответствии с концепцией целостного подхода к воспитанию обеспечивается единством и взаимосвязью трех подсистем: технологический, социально – психологический, духовно личностный. Технологический (организационно – педагогический) включает «цели, задачи, содержание деятельности» согласованность содержания, форм, методов деятельности социальных институтов.«Социально-психологическая подсистема – подсистема отношений личности к себе, своей жизни, профессии, коллегам по работе. Духовно-личностная подсистема неразрывно связана с двумя предыдущими подсистемами. Она является результатом целостного процесса создания психологически безопасной образовательной среды и включает духовно-личностные и профессионально важные качества личности, в том числе здоровье (физическое, социальное, психологическое).Важно задействовать модель организации психологически безопасной образовательной среды, включающую все три подсистемы её создания (технологическую, социально-психологическую и духовно-личностную). Реализация данной модели обеспечит единую систему создания безопасной образовательной среды. ЛИТЕРАТУРА 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с. 2. Альманах института коррекционной педагогики. Архив. [Электронный ресурс]. 2017. № 31. URL: https/alldef/ru/ru/article (дата обращения: 03.09.2018). 3. Бакланова Н.К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегающей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. 2013. Вып. 1. С. 152–156. 4. Бакланова Н.К. Психологическое здоровье в структуре профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Бакланова, Ю.В. Челышева. М., 2014. С. 7–13. 5. Бакланова Н.К. Работа с неблагополучной семьей: учебно-методическое пособие. М., 2018. 68 с. 6. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей / под ред. А.В. Иванова. М., 2016. С. 51–58. 7. Бакланова Н.К., Лосева Л.П. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. Ч. 1. М., 2002. С. 110–115. 8. Бакланова Н.К., Майер А.А. К проблеме совершенствования подготовки кадров социально-культурной деятельности // Bulletin of the international centre of art and education. [Электронный ресурс]. № 3. URL: Potapov.pdf (дата обращения: 04.12.2017). 9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. 2009. № 3. С. 39–44. 10. Здравоохранение в России – 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с. 11. Иванова Т.С. Педагогический вуз здоровья // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 53–57. 12. Иванова Т.С., Ле-Ван Т.М., Черепанова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога – руководителя в вопросах здоровьесбережения): программа курсов повышения квалификации работников образования. М., 2004. 20 с. 13. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Элек- 22 ISSN 2072-8395 Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2018 / № 3 тронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2014. № 3. URL: http://psyedu.ru/fi les/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (дата обращения: 03.09.2018). 14. Лосева Л.И. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 24 с. 15. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: методическое пособие для специалистов муниципальных социальных служб / сост. Е.А. Журавлева и др. М., 2003. 67 с. 16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с. 17. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Баклановой, Ю.В. Челышевой. М., 2014. 104 с. 18. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2005. 252 с. 19. Статистика суицидов в России за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: . ru/statistika-suitsidov (дата обращения: 25.08.2018). 20. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с. 21. Флит А.А. Формирование представлений подростков о здоровье в процессе использования социальной рекламы: магистерская дис. М., 2014. 108 с. 22. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2012. № 5. URL: https//moloch ru / archive/40/4867 (дата обращения: 25.08.2018). 23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с. R