Публикации Методы и приемы научного познания в первом классе на уроках окружающего мира

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы научного познания в первом классе на уроках окружающего мира
Автор: Акатьева Кристина Алексеевна

Методы и приемы научного познания в первом классе на уроках окружающего мираАкатьева К.АМБОУ «СОШ №84 »Многие ученые и исследователи ,изучающие познания учащихся средней школы, говорят о ее важности в образовательном процессе. Это связано с тем, что развитие познавательной деятельности в этот период определяет эффективность последующей системы обучения. Многие ученые, психологи и педагоги занимались и продолжают заниматься вопросами развития познавательной деятельности.Научное познание у детей школьного возраста обладает определенными особенностями. Учет личностных особенностей ребенка и закономерностей протекания психических процессов способствует развитию познавательной сферы школьников и достижению высокого уровня ее формированности. Также благодаря этому улучшается интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности. Сущность понятия «научного познания » была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А.Данилова, Т. И. Зубковой [5]. Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец. Методы и способы развития познавательной активности на уроках окружающего мира выделили Н.Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова [2].Но, не смотря на большое количество работ посвященных данной теме младших школьников в педагогической науке, содержание приемов развития познания представлено недостаточно.Следующие методы считаю эффективными для того, чтобы помочь учащимся в первом классе развить научные познавательные навыки в процессе изучения окружающего мира:-мотивировать первоклассников используя прием «Интеллектуальная разминка», «Попробуй, прочитай»; - корректировка и расширение знаний, развитие творческого и логического мышления учащихся на уроках окружающего мира приемами «Отгадай, кто я», «Сыщик», «Головоломки» и другими; - развивать навыки анализа собственной деятельности, используя такие техники, как использовать приемы «Письмо по кругу», «Сообщи свое Я», «Выбираю сам», а также развивать способность применять знания на практике.Научное познание учеников включает участие в деятельности по поиску, приобретению, применению и обработке знаний. Деятельность, связанная с поиском, приобретением, применением и обработкой знаний. Для развития познавательной деятельности не обходимо искать дополнительные средства и методы, стимулирующие развитие общих видов деятельности. самостоятельность, спонтанность и творчество.Следует отметить еще одно важное свойство научного познания. В первом классе впервые у детей возникает рефлексия и реализация саморазвивающих изменений в учебной деятельности. В процессе обучения у школьников развивается способность регулировать и управлять своим поведением. Основой познавательной деятельности детей первоклассников является овладение набором универсальных учебных действий,(когнитивных ,регулятивных и коммуникатианых), то есть овладение ключевыми учебными компетенциями и умениями и навыками.Создание и организация эффективных условий обучения играет важную роль в когнитивном развитии детей, в развитии познавательных способностей иинтеллекта, творческих способностей и расширении кругозора.На современном этапе существуют различные способы, методы и средства организации учебного процесса.И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова в своей статье говорят о том, что заданий на уроках окружающего мира развивают научное познание первоклассников. К примеру, задания, подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы и способствующие активизации познавательного интереса обучающихся. Задания, направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, познавательных универсальных учебных действий. Или же задания, направленные на формирование умения самостоятельного выполнения упражнений, способствующие развитию самостоятельности мышления [4].Выбор средств и методов развития познания он разнообразен и зависит от дидактических целей урока, подготовки к нему и технологических средств, которыми располагает учитель.Например, использование игр в качестве дидактических заданий в классе может сделать процесс обучения более интересным и приятным также позволяет поддерживать и повышать мотивацию детей ко бучению, прививает интерес детей к предмету и к изучению материала.Дидактическая игра имеет множеств возможностей активного включения в учебный процесс обучающегося, что и является основой развития познания [6].Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов развития познавательной активности учащихся первоклассников. Способствовать развитию самовыражения, речи и творческих способностей, развитию познавательной активности учащихся средней школы. Способствует развитию самовыражения, речи и творческих способностей, самостоятельности ,ответственности, приобретению знаний и навыков. Учителя играют роль консультантов и помогают развивать самостоятельное мышление при работе над учебниками в дружеской атмосфере.Автор учебной программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградова говорила о необходимости предлагать различные, интересные темы проектов, вопросы, проблемы, не навязывая свою точку зрения, обеспечивая свободу выбора и одновременно организуя работу, как отдельных учеников, так и всего класса [2].Участие в исследовательской деятельности дает возможность младшим школьникам учиться взаимодействовать друг с другом, работать с поиском информации используя различные источники, а так же оценивать проекты своих товарищей [3].Развитие познавательной активности учеников эффективно достигается при использовании на уроках окружающего мира творческих заданий. Творческие задания представляют собой специальные задачи, которые требуют не только запоминания информации, но и проявления креативности. Они оказывают существенную помощь в проявлении и развитии творческого потенциала учеников.Творческое задание мотивирует учащихся, а так же придает смысл обучению, помогает развивать беглость и гибкость мышления, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Возможность найти свой «правильный ответ» или своё «верное решение», основываясь на своем личном опыте или опыте своего друга, одноклассника, позволяют создать основу для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя, и реализуют исследовательские умения учащихся [7].Выбор творческого задания сам по себе является творческим для учителя, потому что нужно найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям. 1. Творческое задание не должно иметь однозначного и односложного ответа или решения 2. Является практическим и полезным для учащихся 3. Связано с жизнью учащихся 4. Вызывает интерес у учащихся 5. Максимально служит целям обучения 24 6. Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания [8].По своему содержанию творческие задания могут быть в форме ребусов, кроссвордов, игр, головоломок, викторин и других [7].Использования ИКТ на уроках является возможностью создания интерактивной и дифференцированной образовательной среды. Ученики могут активно взаимодействовать с обучающим материалом, использовать компьютерные программы, мультимедийные презентации, интерактивные доски и другие технические средства для углубленного изучения учебного материала. Это позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным и привлекательным для учеников.Мультимедиа в зарубежных исследованиях определяются как операционные среды, основанные на использовании технологии компактдиска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога [1].Мультимедийные уроки привлекают младших школьников своей новизной. В классе, когда проводятся такие уроки, возникает атмосфера реального общения, где ученики стараются выразить свои мысли своими словами. Они с удовольствием выполняют задания и проявляют интерес к изучаемому материалу.Кроме этого, использование информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения более проблемным, творческим и ориентированным на исследовательскую деятельность. Применение этих технологий увеличивает возможности использования метода обучения на основе проектов.Младший школьный возраст – это период активного развития качеств личности ребенка, включая познавательную активность. Предмет "Окружающий мир" идеально подходит для развития познавательной активности младших школьников. Ежедневное сталкивание с природой пробуждает у них любопытство и интерес, а также вопросы о причинах происходящего. Именно этот познавательный интерес стимулирует активность. Особенности развития первоклассников включают неустойчивость внимания и быструю переключаемость. Однако главным фактором развития познавательной активности детей 7-8 лет является создание эффективных условий образовательного процесса. Это позволяет поддерживать и развивать их интерес к учению.Таким образом развитие познания у детей происходит наиболее продуктивно, когда создаются действенные и эффективные условия. Важным элементом таких условий является использование наглядных и практических методов и приемов. Такие методы, как творческие задания, дидактические игры и упражнения, способны заинтересовать ребенка в познании учебного предмета.В настоящее время все безусловно понимают, что современным детям необходимо обучаться по-новому. Такое требование навязывает нам наше современное социально-политическое положение и стремительные изменения в мире. Наши дети должны быть готовы к этому.Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность к творческому мышлению и нахождению нестандартных решений. Основы этих качеств заложены и развиваются на начальных этапах обучения.Великое искусство воспитания и обучения заключается в умении заинтересовать и вовлечь ребенка в учебный процесс. Необходимо создавать стимулирующую и поддерживающую среду, где дети могут развиваться и расти. Вместо традиционной системы «насильного» запоминания фактов и цифр, мы должны стремиться к образованию, основанному на исследовании, критическом мышлении и творчестве.Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей.Следует не забывать о важности взаимодействия между родителями и педагогами. Сотрудничество и обмен опытом позволяют создать более эффективные средства воспитания и обучения, а также адаптировать методики к потребностям каждого ребенка.Конечно, каждый метод развития познавательных способностей должен быть обоснован и научно обоснован. Необходимо проводить исследования и эксперименты для определения эффективности различных методов.В итоге, развитие познавательных способностей детей требует активного и постоянного поиска новых методик. Важно искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые способствуют развитию познавательных способностей детей и помогают им успешно справляться с вызовами современного общества. Это является одной из важнейших задач для педагогов, родителей и всего общества в целом.Литература:1.Абасов З. А. Познавательная активность школьников // Педагогика. 2009. №7 С. 40-43. 2. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 36-41. 3. Аристова Л. С. Активность учения школьника / Л. С. Аристова. М: Просвещение, 2008. 138 с. 4. Бойко Ю. В., Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам [Электронный ресурс]. 22.07.2010 URL: https://открытыйурок.рф/статьи/578737/, (дата обращения 20.11.2018). 5. Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. СПб.: СатисЪ, 2014. С. 122-124.