Публикации " Наследие К.Д.Ушинского в современном дошкольном образовании"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Наследие К.Д.Ушинского в современном дошкольном образовании"
Автор: Жгулева Татьяна Ивановна

1 слайд Наследие Ушинского К.Д. в современном дошкольном образовании2 слайд К. Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Идеи Ушинского в настоящее время нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.3 слайд Константин Дмитриевич дал ценнейшие советы и обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения. Эти советы не утратили своего значения и в наше время. Сегодня ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Этот принцип созвучен с идеями великого педагога. И сегодня мы строим образовательную деятельность с детьми так, чтобы в ней сочетались несколько образовательных областей.4 слайд В развитии речи детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества: пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка. 5 слайд в настоящее время мы используем сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Читаем русские народные сказки в обработке Ушинского, сказки собственного сочинения К. Д. Ушинского. С помощью сказки ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Загадки развивают любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Пословицы развивают память, умение образно описать предмет. Прибаутки – фольклорный, юмористический жанр. Они доставляют радость ребёнку, дарят массу положительных эмоций, с их помощью устанавливается тесный контакт между взрослым и ребёнком.6 слайд По мнению К.Д.Ушинского самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому, необходимым условием самостоятельного понимания ребёнком той или другой мысли является наглядность. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса.7 слайд К.Д. Ушинский считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.И сегодня элементарная экспериментальная детская деятельность - одно из требований стандарта. 8 слайд ФГОС требуют, чтобы педагоги правильно организовывали предметно - развивающую среду, которая позволяла бы каждому малышу найти занятие по душе, проверить свои силы способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. 9 слайд Также ФГОС предусматривает, чтобы в группе был создан уголок «уединения», где ребёнок мог бы посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать.10 слайд Эстетическое воспитание К.Д.Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. «Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку».11 слайд Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". 12 слайд «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». ФГОС выделяет игру как основное средство развития познавательных процессов ребёнка. Конечно, игра – является ведущим видом детской деятельности для детей дошкольного возраста.13 слайд К.Д. Ушинский писал: «Время для детских игр отводится сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. Соответственно, в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться».В нашем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье. 14 слайд В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.15 слайд Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.16 слайд Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.В настоящее время в законе РФ «Об образовании» особо подчеркивается, что главными воспитателями детей являются родители. Именно в семье должны закладываться такие моральные ценности, как трудолюбие, совестливость, культура жизни, труда и быта. Самые лучшие дети бывают у тех родителей, которые живут интересами своих детей, которые знают обо всех их достижениях и неудачах.17 слайд Ушинский К.Д. предъявлял высокие требования к личности детской "садовницы"; он представлял ее "обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их". Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Данные требования тесно перекликаются с современными требованиями к педагогу дошкольного учреждения. 18 слайд Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком».Сегодняшнему педагогу, чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. 19 слайд Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.20 слайд Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наше время.21 слайд Спасибо за внимание!