Публикации Методическая разработка открытого урока "Основные понятия комбинаторики"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого урока "Основные понятия комбинаторики"
Автор: Агафонова Елена Михайловна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения открытого занятияпо учебной дисциплине: ОУД.04 Математикадля специальности: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилейНОВОСИБИРСК - 2023СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема открытого урока «Основные понятия комбинаторики» является достаточно актуальной темой. Несмотря на то, что комбинаторика является столь древним разделом математики, в школьной программе её стали изучать недавно. Произошедший в последние десятилетия взрыв интереса к комбинаторике во многом объясняется наступлением компьютерной эры и повышением роли, так называемой дискретной математики, имеющей дело, прежде всего с конечными множествами. Основной задачей урока является изучение методов комбинаторики, которые позволят выработать общие принципы решения различных интересных задач. Методы комбинаторики успешно применяются в физике, биологии, технике, военном деле и других направлениях народного хозяйства. Для организации деятельности обучающихся были выбраны следующие методы проведения урока: элементы информационных технологий, проблемный, групповая и индивидуальная работа обучающихся. Методическая разработка проведения открытого занятия по дисциплине «Математика» среди обучающихся ГАПОУ НСО «НКАиДХ» разработана для обучающихся 1 курса специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей группы 172 автотранспортного направления.Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» - Агафонова Елена Михайловна.Тип занятия: изучение нового материала.Форма занятия: комбинированный урок.Продолжительность: 90 минутЦель занятия: ввести понятие науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; показать обучающимся на примерах практическое применение в повседневной жизни, познакомить с правилами суммы и произведения. Задачи занятия:Образовательная: познакомить обучающихся с правилами суммы и произведения, методом перебора для решения комбинаторных задач, формировать навыки их применения при решении простейших задач;Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь обучающихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения.УУД:Личностные:- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.Коммуникативные:- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Познавательные: -  умение слушать и слышать;- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;- умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.Регулятивные:- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; - формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Оборудование:Компьютер, проектор, раздаточный материал. Содержание занятияВВЕДЕНИЕИзучение темы «Основные понятия комбинаторики» является основополагающим раздела математики «Теория вероятностей и математическая статистика», знания основных положений данной темы являются базой для изучения этого раздела математики.Комбинаторика возникла в 17 веке. Долгое время она лежала вне основного русла развития математики.С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов - во время работы.Комбинаторные навыки оказались полезными и в часы досуга.Появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только азартные игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв, заменах букв с использованием ключевых слов и т.д.Комбинаторика как наука стала развиваться в 18 веке параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж.Кардано, Н.Тарталье (1499-1557), Г.Галилею (1564-1642) и французским ученым Б.Паскалю (1623-1662) и П.Ферма.Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г.Лейбниц в своей работе “ Об искусстве комбинаторики”, опубликованной в 1666 году. Он также впервые ввел термин “комбинаторика”. В современном обществе с развитием вычислительной техники комбинаторика “добилась” новых успехов. В настоящее время в образовательный стандарт по математике включены основы комбинаторики, решение комбинаторных задач методом перебора, с применением правила умножения. В задачах по комбинаторике часто применяется такое понятие как факториал (в переводе с английского “factor” - “множитель”).ОСНОВНАЯ ЧАСТЬОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К УРОКУ
  • Организационный момент
  • Здравствуйте, ребята. Садитесь. Староста, кто отсутствует на уроке? Какие причины отсутствия?
  • Мотивация учебной деятельности
  • Ребята, предлагаю вам решить задачу из басни С. Крылова «Квартет»Проказница МартышкаОсёл,Козёл,Да косолапый МишкаЗатеяли играть квартетСтой, братцы стой! –Кричит Мартышка, - погодите!Как музыке идти?Ведь вы не так сидите…И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть…- Как вы думаете сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно? (учащиеся предлагают свои варианты)- В конце урока вы узнаете кто дал правильный ответ.Сегодня на уроке мы познакомимся с разделом математики, который позволяет ответить на вопрос «Сколькими способами…» или «Сколько вариантов…».Перед вами ребус, в котором зашифровано имя этой науки (Приложение 1).Ответ обучающихся: КомбинаторикаТема нашего урока «Основные понятия комбинаторики».На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что такое комбинаторика, общие правила комбинаторики, что такое факториал и его свойства, рассмотрим комбинаторные комбинации.
  • Объяснение нового материала
  • Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
  • Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».Термин «комбинаторика» был введён знаменитым Готфридом Вильгельмом Лейбницем - всемирно известным немецким учёным.Комбинаторика - важный раздел математики, знание которого необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходится иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, специалистам по кодам и др. Комбинаторные методы лежат в основе решения многих задач теории вероятностей и ее приложений.
  • Общие правила комбинаторики
  • Решение многих комбинаторных задач основывается на двух фундаментальных правилах, называемых правилом суммы и правилом произведения. Правило суммы. Если объект А можно выбрать n способами, а объект Вk способами, то объект «А или В» можно выбрать n+k способами. Пример 1. В ящике находятся 20 шаров: 5 белых, 6 черных, 7 синих и 2 красных. Сколькими способами можно взять из ящика один цветной шар?Решение: Здесь предполагается, что цветной шар – это синий или красный, поэтому надо применять правило суммы. Цветной шар можно выбрать 7 + 2 = 9 способами.Ответ: 9 способовПравило произведения. Если объект А можно выбрать n способами, а объект В независимо от него – k способами, то пару объектов «А и В» можно выбрать nk способами.Пример 2. В меню имеется 4 первых блюда, 3 вторых и 2 третьих. Сколько различных полных обедов можно из них составить?Решение: Полный обед состоит из первого, и второго, и третьего блюд. По правилу произведения получаем 4 3 2 = 24 различных полных обеда.Ответ: 24 различных полных обеда.Правила запоминаются лучше, если сопоставлять правило сложения с союзом «ИЛИ», а правило умножения с союзом «И».
  • Понятие факториал и его свойства
  • Определение. Факториал числа n - произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n называется n-факториалом и обозначается n!, т.е. n! = 1 · 2 · 3 · ... · nФакториал определён только для натуральных чисел и нуля.Запомните Факториал нуля и единицы это 1.0! = 1 1! = 1 2! = 1 · 2 = 23! = 1 ·2 ·3 = 64! = 1 ·2 ·3 ·4 = 245! = 1 ·2 ·3 ·4·5 = 120и т.д.Свойства факториала:Эти две формулы позволяют, во-первых, легко считать факториал текущего натурального числа через факториал предыдущего числа или следующего через текущий. Такие формулы в математике называются рекуррентными.Во-вторых, с помощью этих формул можно упрощать и считать некоторые хитрые выражения с факториалами.Например:5! = (5 - 1)! * 5= 4! *5 = 24*5 = 1206! = 6*(6-1)! = 6*5! = 6*120 = 720Примеры решений:
  • Сократить дробь:
  • При сокращении факториалов, пользуемся свойством: n! = (n - 1)! * n
  • Вычислите значение выражения: 8! + 5!
  • 8! + 5! = 5!·(6·7·8 +1)= 5!·(336+1) = 5!·337 = 120·337 = 40440
  • Вычислите значение выражения:
  •  7! = 1*2*3*4*5*6*7 = 5! * 6 *7Далее сокращаем все, что можем сократить (3*2=6, сокращаем числа 6) и получаем ответ.
  • Комбинаторные комбинации
  • Для формулировки и решения комбинаторных задач используют различные модели комбинаторных конфигураций. В зависимости от правил составления можно выделить три типа комбинаций: размещения, перестановки, сочетания.Перестановки – соединения, которые можно составить из n элементов, меняя всеми возможными способами их порядок.Пример 1: Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на 8 беговых дорожках?Число способов равно числу перестановок из 8 элементов. По формуле числа перестановок находим, что P8= 8! = 1·2·3·4·5·6·7·8 = 40 320.Значит, существует 40 230 способов расстановки участниц забега на восьми беговых дорожках.Пример 2: Чему равно а) ; б) Решение:а) Р5=5! = 5 · 4 · 3 · 2 ·1 = 120б) Р3=3! = 1 · 2 · 3 = 6Размещением из n элементов по k () называется любое множество, состоящее из любых k элементов, взятых в определенном порядке из n элементов.Два размещения из n элементов считаются различными, если они отличаются самими элементами или порядком их расположения.Пример: Студенты 1 курса в первом семестре изучают 9 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нём было 4 различных предмета?Любое расписание на один день, составленное из 4 различных предметов, отличается от другого либо набором предметов, либо порядком их следования. Значит, в этом примере речь идёт о размещениях из 9 элементов по 4. Имеем A94== 6·7·8·9 = 3024.Итак, расписание на один день можно составить 3024 способами.Сочетания – соединения, содержащие по m предметов из n, различающихся друг от друга по крайней мере одним предметом.Сочетания – конечные множества, в которых порядок не имеет значения.Пример: Из набора, состоящего из 15 красок, надо выбрать 3 краски для окрашивания шкатулки. Сколькими способами можно сделать этот выбор?Каждый выбор трех красок отличается от другого хотя бы одной краской. Значит, речь идёт о сочетаниях из 15 элементов по 3.Имеем C153 = = = 13·7·5 = 455.Следовательно, 3 краски можно выбрать 455 способами.
  • Формирование умений и навыков в решении комбинаторных задач
  • При решении комбинаторных задач и выборе типа соединений важно ответить на следующие вопросы:
  • Все ли элементы входят в соединение?
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
  • Давайте вместе определим к какому типу соединений относится задача.
  • Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
  • Все ли элементы входят в соединение? (да)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (на этот вопрос ответ не нужен)
  • Вывод: перестановка
  • В группе 25 обучающихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
  • Все ли элементы входят в соединение? (нет)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (нет)
  • Вывод: сочетания3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?
  • Все ли элементы входят в соединение? (нет)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
  • Вывод: размещенияРешить задачи:
  • У нас имеется 5 книг. Известно, что у нас всего одна полка, и на ней вмещается лишь 3 книги. Сколькими способами можно расставить на полке 3 книги?
  • Решение. 
  • Все ли элементы входят в соединение? (нет)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
  • Вывод: размещениеn =3, m=5
  • Сколькими способами из группы, где учатся 24 обучающихся, можно выбрать два дежурных?
  • Решение. 
  • Все ли элементы входят в соединение? (нет)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (нет)
  • Вывод: сочетанияn =2, m=24
  • Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?
  • Решение. 
  • Все ли элементы входят в соединение? (да)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (на этот вопрос ответ не нужен)
  • Вывод: перестановкиРn =  n!n = 8
  • Вернемся к решению задачи о музыкальном квартете
  • Проказница МартышкаОсёл,Козёл,Да косолапый МишкаЗатеяли играть квартетСтой, братцы стой! –Кричит Мартышка, - погодите!Как музыке идти?Ведь вы не так сидите…И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть…Сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно?Решение. 
  • Все ли элементы входят в соединение? (да)
  • Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (на этот вопрос ответ не нужен)
  • Вывод: перестановкаРn =  n! n =4Р4 =  4! = 1 · 2 · 3 ·4 = 24
  • Обобщение и систематизация изучаемого материала
  • Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю выполнить задания в группе (Приложение 2). Для этого вам нужно разделиться на группы по 6 человек. Правильно выполненное каждое задание оценивается в 1 балл.В результате решения заданий учащиеся ответят на вопрос: кто является автором высказывания «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»? (русский математик, физик, механик, кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов).Время, отведенное на выполнение задания 20 минут.
  • Домашнее задание
  • Выучить конспект
  • Рефлексия. Подведение итогов урока
  • Рефлексия. Обучающиеся выбирают смайлик на листочке, предложенном преподавателем. (Приложение 3)Подведение итогов урока. Преподаватель выставляет оценкиСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Образовательная портал «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/matematicheskaya-viktorina-svoya-igra-klass-2396131.html 2. Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 4. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 5. Сообщество педагогов «Pedsovet.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Приложение 1Ф.И._____________________ Группа___________________Дата_____________________Ответ:____________________________________Приложение 2Ф.И._____________________ Группа___________________Дата_____________________Первая группаВторая группаТретья группаЧетвертая группаТаблица кодовРезультаты вычислений