Публикации Применение информационных технологий в преподавании физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение информационных технологий в преподавании физики
Автор: Матвеюк Валентина Сергеевна

Применение информационных технологий в преподавании физики Матвеюк В.С. , преподаватель физикиГАПОУ РХ «Аграрный техникум»В настоящее время остается актуальной задача, стоящая перед преподавателями техникума: сделать процесс обучения интересным и эффективным. Развитие системы образования в условиях цифровой экономики – это новые подходы к пониманию и формированию образовательной среды, структуры образовательных программ, содержания образования, результатов образовательной деятельности, роли преподавателя, взаимодействия семьи и техникума, инклюзии в образовании. Однако в настоящее время освоение педагогами цифровых технологий идёт в одной упряжке с решением привычной педагогической задачи, а именно передача знаний от преподавателя к обучающемуся. Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач.По мнению экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. (Объяснение, которое раньше занимало до 20 минут, теперь может «сжаться» до 5 минут с помощью ролика). В процессе систематического практического применения ИКТ позволяют вносить дополнения, коррекцию в методику проведения занятий и внеаудиторных мероприятий. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживить эмоциональную сферу образовательной деятельности участников. Мультимедийные презентации способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность студентов в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к включению в исследовательскую работу по предмету. Индивидуальные и совместные проекты студентов с использованием ИКТ вовлекают участников в учебный процесс уже на стадии подготовки, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у студентов навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий. Технические возможности современных компьютеров растут очень быстро, так же быстро растут и количество программ по физике и их технические и дидактические возможности. Физика − наука экспериментальная, ее всегда преподают, сопровождая экспериментом. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику ее преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы преподавателя.В процессе преподавания физики и математики информационные технологии могут быть использованы в различных формах. Используемые направления можно представить в виде следующих блоков:
  • мультимедийные сценарии уроков (презентации);
  • применение готовых учебных и демонстрационных программ;
  • проектно-исследовательская деятельность и т.д.
  • При наличии специально оборудованных (компьютерных) аудиторий проектный подход вполне органично вписывается в процесс преподавания, не затрагивая при этом содержание образования. Это позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого обучающегося. Подобная технология позволяет обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, а также умение работать в коллективе.Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую творческую деятельность студентов и преподавателей, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта.Проектная деятельность обучающихся, то есть метод проектов,  позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.В процессе работы проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у обучающихся:· коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с преподавателем, защиты проектов в общении со сверстниками самых смелых идей;· личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;· социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;· литературно-лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;· математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;· художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;· манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;· технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.С. Герасимова говорит, что наряду с вышеперечисленными способностями у обучающихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д.)В своей практике я использую проектную деятельность не первый год. Преподавателю важно помочь обучающимся в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать. Проектная деятельность осуществляется на учебных занятиях в мини – проектах: по математике - при изучении тем: «Многогранники, площадь боковой поверхности», «Объем тел» (цилиндра, конуса и усеченного конуса) решение практических задачпо физике - при изучении тем: «Движение – это жизнь», «Автомобиль и экология»«Физические методы учёта и регулирования температуры и влажности, их значение в сельском хозяйстве в Ширинском районе», «Использовании электрической энергии в животноводстве, в тепличных хозяйствах», «Влияние электромагнитного излучения на организм человека», «Воздействие зоны возбуждения в виде постоянного магнитного поля на форму потока бензина», «Шаги внедрения солнечной энергии в республики Хакасия» и т.д.. Результативность Успешность в проектной деятельности (победы на конкурсах, презентации, сам процесс участия в проектах) помогает обучающимся стремиться к успеху, добиваться высоких результатов оценки своей деятельности. Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности обучающихся и учит эффективно, научно, безопасно и интересно исследовать предмет, процесс или явление с использованием всех возможностей цифровой и «не цифровой» среды, передавая свой личный опыт и знания, но уже не статично «у доски» (даже если вместо доски выступает экран монитора при онлайн обучении), а при решении конкретных задач в команде.Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.Таким образом, применение  информационно-коммуникационной технологии на уроках и организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет: использование мультимедиа, в учебных конференциях помогает каждому участнику проявить свой творческий и исследовательский потенциал,   использовать ресурсы Интернета в образовательных целях, повысить эффективность самостоятельной работы над проектами.Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей.Вместе с тем необходимо отметить, что направление дальнейшего исследования проблемы использования ИКТ в преподавании физики должно лежать в практической и экспериментальной областях. Таким образом, в сфере преподавания технологии использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдуманно, без маниакальной тотализации.Список литературы1.Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 124-126..Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007..Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10..Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151..Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117..Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132Эйдос». - 2005. - 12 декабря