Публикации Методическая разработка «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Автор: Усова Светлана Викторовна

«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса» В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой цен- тральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодей- ствия педагога с детьми. Современный образовательный процесс пред- ставляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие).Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправ- ленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого явля- ются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответствен- ность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с до- школьниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щерба- ков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, уме- ния, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, по- нимающего направленность и результативность психологических дей- ствий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в про- странство для развития ребенка и способного к проектированию разви- вающей педагогической среды и самого себя. В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаи- мосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, комму- никативный, которые конкретизируют деятельность педагогов. В целом на федеральном уровне только разрабатываются требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя. Становление новой системы дошкольного образования требует ра- дикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональ- ной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедре- ния новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию про- фессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повы- шению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовер- шенствованию.Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Ста- бильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план вы- ступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональ- ная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной пе- дагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяже- нии всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность — одна из характеристик профессиональной компе- тентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональ- ной педагогической компетентности оказывает стаж работы.Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как гово- рил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от по- ловины недоразумений».Под профессионализмом понимается особое свойство людей си- стематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отра- жается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретенияпрофессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое ма- стерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристи- ками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение че- ловека.Необходимой составляющей профессионализма человека являет- ся профессиональнаякомпетентность. Вопросыпрофессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и за- рубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональ- ной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компе- тентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выпол- нения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности». Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественны-ми учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для вы- ражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профес- сиональная компетентность рассматривается как характеристика каче- ства подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой дея- тельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматри- вают либо как производный компонент от «общекультурной компетент- ности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионально- го мастерства, то она находится между исполнительностью и совершен- ством [Чошанов, 1996].Профессиональная компетентность педагога – это многофактор- ное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).В соответствии с определением понятия «профессиональная компе- тентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педа- гогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
  • Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  • Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  • Способность контролировать свою деятельность в соответ- ствии с принятыми правилами и нормами.
  • В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентно- сти является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного об- разования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое про- является в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосо- вершенствованию. Воспитатель 21 века это:
  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому со- вершенству;
  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • -Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетент- ности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и уме- ния, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интере- сов.
  • Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессио- нальной деятельности.Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это ком- бинация личностных и профессиональных качеств.К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:Интеллектуально-педагогическая компетентность умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инно- вационной деятельности;Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.Также выделяют следующие виды компетентностей:
  • Компетенция в ведении образовательного процесса. Под- готовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубо- кое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Ис- пользование различных методов обучения, различных видов деятельно- сти и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Ис- пользование средств диагностики.
  • 2. Компетенция в организации информационной основы дея- тельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, посто- янный поиск новой информации.
  • Компетентность в организации воспитательной работы. При- знание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание воз- можности для его осуществления. Моделирование отношения сочув-
  • ствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение про- блем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каж- дого ребенка.
  • Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию крите- риев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образова- тельного маршрута воспитанников. Организация собственной педагоги- ческой деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенно- стей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных це- лей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  • Компетентность в разработке и реализации авторских обра- зовательных программ. Данная компетентность помогает расширить со- держание образования в конкретной области знаний, реализовать твор- ческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
  • Компетентность во владении современными образователь- ными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятель- ности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  • Компетентность профессионально-личностного совершенст- вования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педаго- гической деятельности, предполагает непрерывное обновление соб- ственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянно- му саморазвитию.
  • Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способ- ностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентно- сти в обобщении и распространении педагогического опыта.
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих усло- вий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования — создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию дет- ских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.
  • Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение дости- гается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Одна- ко сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только от- слеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профес- сиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими тех- нологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с до- статочным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ори- ентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необ- ходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может под- няться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщить- ся каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогиче- ские способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого про- фессионального мастерства.В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педа- гогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессио- нальном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновацион- ным потенциалом.Инновационный потенциал педагога – это совокупность характери- стик его личности, готовность совершенствовать педагогическую дея- тельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность разви- вать свои интересы и представления, искать собственные нетрадицион- ные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески вопло- щать уже существующие нестандартные подходы в образовании.В практике функционирования ДОУ выделяется основное противо- речие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально- педагогической подготовленности современного педагога, его личност- ного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему. Это противоречие обозначает, что на настоящем этапе возникла необходимость в качественно иных требованиях к компетентностям пе- дагогов дошкольного образования, позволяющим сочетать профессио- нальные базовые знания с инновационностью мышления и практико- ориентированным, исследовательским подходом к разрешению кон- кретных воспитательно-образовательных задач.В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается как формирование профессиональных требований к специалисту. В частности М.А. Чошанов, определяя компетентность, считает, что это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями, гибкость и критичность мышления, подразуме- вающая способность импровизировать, выбирать оптимальные эффек- тивные решения и отвергать ложные. И.А. Колесникова, исследуя педа- гогическую компетентность, понимает ее как профессионально- личностную характеристику, обусловливающую готовность и способ- ность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей про-фессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие«компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств лично- сти (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов, и необходи- мой по отношению к ним качественной продуктивной деятельности.Задачи формирования у педагогов достаточного уровня ключевых компетенций для эффективного осуществления своего профессиональ- ного самосовершенствования в сфере непрерывного образования, а сле- довательно, и профессиональной деятельности своевременны и актуаль- ны. Уровень компетенции педагогов должен определяться их способно- стью решать сложные непредсказуемые ситуации.Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает и уровень образованности. При этом его повышение, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно за- ключаться:
  • в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги дошкольного образования;
  • подготовке к решению проблем в различных сферах дея- тельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образова- тельной, семейно-бытовой и др.);
  • повышении сложности проблем, к решению которых долж- ны быть готовы педагоги;
  • обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем (коммуникативных, информационных, организа- ционных и др.).
  • При этом уровень образованности, особенно в современных усло- виях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С по- зиций компетентностного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, при этом нужно учитывать, что компетентностный подход не отрицает значения знаний, имеющих различную ценность, а увеличение их объема не означает повышения уровня образованности. Компетентностный подход рассматриваетсякак подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми. В работах, посвя- щенных обоснованию компетентностного подхода в образовании, под- черкивается, что он имеет принципиально новый, отличный от традици- онного (ЗУНовского) подхода, характер.Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфиче- ские особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное раз- витие ребенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исходя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характери- стики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ. Деятельность педагога определяет- ся его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организацион- но-управленческих условий для успешного воспитания, обучения, раз- вития, социализации на этапе дошкольного детства.