Публикации Онлайн-площадка «В мире тысяча профессий» как одна из форм работы с обучающимися, направленная на поддержку профессионального самоопределения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Онлайн-площадка «В мире тысяча профессий» как одна из форм работы с обучающимися, направленная на поддержку профессионального самоопределения»
Автор: Соломина Юлия Николаевна

Онлайн-площадка «В мире тысяча профессий» как одна из форм работы с обучающимися, направленная на поддержку профессионального самоопределения»Соломина Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования, заведующий секцией отдела «Пластические искусства»Педагогическая работа по профессиональной ориентации в системе дополнительного образования является подготовительной (пропедевтической). Это система педагогического воздействия на детей для подготовки их к сознательному выбору профессии, при этом учитывая личные предпочтения (желания) и общественные интересы. Решить эту поставленную задачу – значит помочь детям младшего школьного возраста правильно определить свое место в жизни. На каждом уровне обучения в дополнительном образовании реализуются различные цели по профориентации. Для детей младшего школьного возраста - это формирование представлений о мире профессий, об истории происхождения профессии, о понимании роли труда в жизни человека, это развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения. Познавательная деятельность ребенка, основывается на посильной практической вовлеченности в различные ее виды, такие как, трудовая, игровая, исследовательская. Отделом «Пластические искусства» МАУДО ДТДиМ организована тематическая онлайн - площадка «В мире тысяча профессий», которая проводится на протяжении двух лет и посвящена знакомству детей с различными профессиями. Целью тематической онлайн - площадки «В мире тысяча профессий» являетсяразвитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.Представления о профессиях у ребёнка 6-10 лет ограничены небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: учитель, библиотекарь, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, дворник. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.            Тематическая онлайн - площадки «В мире тысяча профессий» рассчитана на все дни каникул. Каждый день посвящён одной профессии. За два года проведения, представлено 30 профессий: миколог, лесник, орнитолог, астролог, стеклодув, педагог дополнительного образования, зоолог, часовщик, видеоблогер, мультипликатор, графический дизайнер, архитектор, скульптор, реставратор и другие (см, Фото 1). На протяжении всей тематической онлайн - площадки обучающимся предлагается: посмотреть видео о профессии, об истории появления профессии, педагог рассказывает о важности понимания результатов труда, знакомит с рекомендациями мастеров. Дети получают полезные советы по работе с материалом, выполняют задания, поделку по предложенным мастер-классам и просматривают воспитывающие видео. (см. Фото 2, Фото 3). Используются подвижные разминки, физминутки. Перед выполнением задания, повторяются правила по технике безопасности при работе с различными материалами (глина, бисер, гуашь, ткань) и приспособлениями (ножницы, клей, дырокол, канцелярский нож, стек, игла, проволока) . Педагог по каждой профессии снимает видео или составляет презентацию об истории возникновении профессии, разрабатывает мастер-класс (с поэтапным выполнением работы) и подбирает физминутку, разминку в соответствии с тематикой профессии. Например, профессия «Часовщик», работа из бисера – «часы» (см. Фото 4). Обратная связь с педагогом обязательна: обучающийся присылает фотоотчет о выполненной работе, готовое изделие, поделка, открытка, сувенир (см. Фото 5).Таким образом, педагогической ценностью онлайн – площадки является: - развитие внимания самостоятельности, самоконтроля;дети имеют возможность «вернуться назад» и повторить действие;- способствуют сознательному усвоению знаний – сравнить с тем, что демонстрируется на экране (самодиагностика);- обеспечение социально – эмоционального благополучия каждого ребенка, тесно связанного с его творческой самореализацией.Для творческого развития детей 6-10 лет в отделе «Пластические искусства» реализуются программы художественной направленности: - «Юный художник», «Азбука творчества» (изобразительная деятельность); - «Золотой локон» (парикмахерское искусство);- «Пластика и фантазия» (лепка из глины);- «Волшебная бусинка», «Бисеринка», «Разноцветные росинки» (бисероплетение);- «Золотые спицы», «Волшебный клубочек» (вязание); - «Цветная карусель», «Бумажный городок», «Ассорти» (аппликация из цветной бумаги) и другие. В процессе обучения, по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности, развитие творческих способностей младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Дети могут обучаться одновременно по нескольким декоративно - прикладным направлениям деятельности. У обучающихся появляется возможность посещать творческое объединение не только на базе своей школы, но и приехать во второй корпус МАУДО ДТДиМ по адресу: переулок, Хлебный,2.Практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей. Таким образом, в процессе проведения тематической онлайн - площадки «В мире тысяча профессий», происходит знакомство с миром труда разных сфер деятельности: развиваются трудовые навыки, формируется мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Учитывая свои желания, способности, склонности каждый ребенок может выбрать для себя подходящее направление, помогающее в вопросе самоопределения и выборе будущей профессии. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Основываясь на опыт работы онлайн - площадки, можно обозначить преимущества и недостатки такой работы.Плюсы: возможность заниматься дома, в комфортной обстановке; экономия времени на дорогу; возможность выбора удобного времени для занятий; доступность для родителей из любой точки мира; удобный формат для детей, которые не любят большие группы; педагоги настроены на индивидуальный результат каждого ребенка.Минусы: не всегда есть возможность установить качественное интернет - соединение и обеспечить рабочее место без отвлекающих факторов; нехватка общения при выполнении работы; самостоятельная работа (не все дети могут распределять время), нужны навыки работы на электронных платформах. А также утрата теплоты живого общения, когда не только слово, но и ободряющий взгляд педагога способен вселить уверенность в успехе и повысить интерес. Обучение в данном формате проходит в тесном сотрудничестве с родителями, которые, помогая своим детям, вынуждены вникать в тему занятия, контролировать выполнение и качество работы обучающегося. Чувствуется настоящий интерес некоторых родителей к процессу обучения и поддержка. Новый формат обучения показал, как относятся все участники образовательного процесса к своим обязанностям. Хочется отметить повышение ответственности ребят, проявление интереса к новой форме работы. И наконец, у ребят появилась необходимость в получении новых знаний и умений в обращении с гаджетами и возможность эти умения ежедневно применять.По итогам тематической онлайн - площадки «В мире тысяча профессий» проводится выставка творческих работ в дистанционном формате. Все обучающиеся отлично справляются, проявляя творческий подход к выполнению заданий (смото 6).Профориентационная работа в дополнительном образовании соответствует следующим принципам: системность и преемственность – в отделе «Пластические искусства» педагогическая работа ведётся по всем программам изобразительного и декоративно-прикладного творчества. В том числе осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от их возрастных особенностей; педагоги способствуют развитию познавательных, коммуникативных способностей, морально-волевых качеств личности; педагогами отдела применяются разнообразные формы работы с учащимися и их родителями. Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод: модель раннего профессионального самоопределения подготовки младших школьников в отделе «Пластические искусства» можно считать эффективной и результативной.Список литературы1.Бирюкова, В.В. Праздник «Кем быть?» [Текст] / В.В. Бирюкова // Дополнительное образование и воспитание.- 2020.- №7.- С. 57-60.2.Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий [Текст]: пособие для родителей учащихся 1 – 4 классов / О.Ю. Елькина. - М.: Издательский центр «Академия», 2022.3.Емельянова, Л.П. Угадай профессию [Текст] / Л.П. Емельянова // Читаем. Учимся. Играем.- 2019.- №1.- С. 73-76.4.Какие есть профессии [Текст] // Праздник в школе. В лабиринте профессий.- 2020.- вып.10.- С. 26-33. 30. 5.Мухамеджанова, З. Б. Профориентация младших школьников: возможности проектной деятельности [Текст] / З. Б.Мухамеджанова // Начальная школа.- 2018.- № 5.- С. 40-41.6.Халявина, О. Калейдоскоп профессий [Текст] / О. Халявина // Сценарий и репертуар.- 2019.- №3.- С. 8-24.Интернет-ресурсы1.2. 3.4. 5. 6.