Публикации Примерное "меню" успешного первоклассника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Примерное "меню" успешного первоклассника
Автор: Анна Николаевна Суднева

Примерное «меню» на каждый день для успешного первоклассникаАвтор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №121 «Академическая»Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, которая включает в себя целый ряд последовательных операций.Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Автоматизирование движения рук является конечнымэтапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. И если «участники» письма работают неслаженно, то процесс овладения письменной речью становится трудной задачей.Нарушения письма не всегда связаны с неразвитой мелкой моторикой или задержкой развития какой-либо психической функции. На овладение письмом могут влиять кинестетический фактор, зрительно-пространственный,проблемы с саморегуляцией и самоконтролем, а также нейропсихологическиефакторы.Нейропсихологический аспект включает в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха. Нередко ученик с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно или некрасиво из - за незрелости определенных отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Поэтому преодолением возникших трудностей письма могут стать комплексы нейропсихологических упражнений, которые могут проводится на каждом уроке.Мы составили «меню» для успешного первоклассника на каждый день. «Меню» включает систему нейропсихологических и логопедических упражнений, которые проводятся в процессе урока. На уроках обучения грамоте преимущественно используем дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, а также упражнения, направленные а развитие фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи. Перед письмом очень полезно включать упражнения, направленные на выработку чувства ритма и взаимодействие полушарий, а также снятие мышечного тонуса. На математике уделяем внимание межполушарному взаимодействию, ритму, а также дыхательной гимнастике в качестве физминутки.Использование приведенных приемов работы на каждом уроке в течение 5-10 минут не только улучшит почерк ребенка, но будет способствовать улучшению учебной деятельности в целом. Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют на более качественном уровне устранить имеющиеся нарушения, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:• Занятия проводятся по 10-15 минут.• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.Список литературы:1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петсрб. ун-та, 2001. - С. 195-213.2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.3. Пылаева Н. Н. Ахутина Т. В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2008.4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.6. Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2009