Публикации
Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого "Филипок"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого "Филипок"
Автор: Зверева Алёна Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого "Филипок"
Автор: Зверева Алёна Юрьевна
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)Тип урока: урок изучения нового материалаЗадачи урока: Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого; Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого; Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого. Работать над навыками осмысленного, правильного чтения. Учить работать с текстом. Планируемые результаты:Предметные:Научатся воспринимать на слух произведение; Научатся давать характеристику герою; Научатся соотносить смысл пословицы с текстом; Метапредметные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Определять степень успешности своей работы на уроке. Личностные: Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Проявлять интерес к чтению. ХОД УРОКАОрганизационный момент. - Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир книг.В народе говорят: «Испокон века книга растит человека»- Что значит «растит»? Как вы понимаете эту пословицу? (Растит – значит учит, воспитывает)- Правильно! Я желаю вам сегодня на уроке найти для себя что-то умное и полезное.Формулирование темы и постановка проблемного вопроса. Рассмотрите внимательно иллюстрацию на слайде (пауза). А теперь каждый возьмите жёлтый лист, на нём есть три вопроса: Что ты видишь? Что ты об этом думаешь? Что тебе хотелось бы об этом узнать? -Я даю вам 10 секунд, чтобы вы подумали над 1 вопросом, внимательно рассматривая иллюстрацию.-За 20 секунд запишите. -Кто хочет поделиться своими наблюдениями?-Молодцы! Похлопаем ребятам за их наблюдательность. -Переходим ко 2 вопросу. Подумайте, 10 секунд. – Запишите 20 секунд. -У кого есть желание поделиться своими мыслями. - Какие у вас интересные мысли!-И третий вопрос, подумайте 10 секунд. -20 секунд Запишите. - Кто хочет рассказать?- Замечательно, вы очень внимательные и наблюдательные. Потому что сейчас вы задались вопросами, которые могут быть планом нашего урока.1. Знакомство с произведением, к которому относится иллюстрация.2. Знакомство с автором произведения.3. Портрет главного героя4. Главная мысль произведения.- Как вы думаете с какого пункта плана мы начнём работу? (Со знакомства с писателем)3. Знакомство с писателем.- Произведение, которое мы будем изучать, написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Возьмите белые листочки с портретом писателя. Прочитайте его биографию и подчеркните интересные факты о его жизни и творчестве.- Давайте вместе разгадаем кроссворд и узнаем название произведения.Вопросы:Как звали жену Льва Николаевича Толстого? (Софья) Как назывался журнал, в котором печатались произведения Льва Толстого? (Современник) Что открыл для детей в своём имении Лев Толстой? (Школы) Для каких детей открыл школы писатель? (Крестьянских) Как называется имение Толстого? Какую главную награду в области литературы хотели вручить Льву Николаевичу, но он от неё отказался? Какую книгу написал Лев Николаевич Толстой для крестьянских детей, которых учил? - Прочитаем слово, которое получилось по вертикали. (Филипок)- «Филипок» так называется произведение, с которым будем работать.- Почему автор его называет ласково Филипок? (Потому что он маленький)4. Знакомство с произведением (первичное)Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение?- На основании названия произведения и иллюстрации, попробуйте предположить, о чем это произведение? (Ответы детей)- Прослушайте текст и проверьте свои предположения.Слайд-фильм «Филипок»- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?- О чём это произведение? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).- Кто является главным героем? (Мальчик Филипп)- Какие ещё действующие лица есть в этом произведении? (Мама, учитель, ребята, баба с ведром, мужик)- К какому жанру относится это произведение? (К рассказу, потому что…)- Как вы думаете эта история могла бы произойти на самом деле?-Рассказ был написан более 100 лет назад. В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. Лев Николаевич определил жанр своего произведения – быль. Почему, как вы считаете?(слайд) – Быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком-либо происшествии.5. Словарная работа- В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их значение.- Работать в будете в парах. Возьмите карточку голубого цвета. В таблице написаны слова и их значения. Прочитайте сначала, а потом соедините слово и его значение. Просигнализируйте окончание работы.- Давайте вместе проверим. (Дети зачитывают, на слайде появляются ответы)6. Повторное чтение рассказа с анализом текста. Составление портрета главного героя.- Вернёмся к нашему плану. Над чем мы уже поработали? (Познакомились с автором произведения, познакомились с произведением, узнали кто главный герой)- Всё ли мы узнали о главном герое?- Какие пункту у нас остались?- Составим портрет главного героя. Для этого вам нужно будет поработать в группе. Вспомните правила работы в группе и соблюдайте их. У каждой участника группы, есть текст были. По цепочке начиная с номера 1, вам нужно прочитать свою часть текста и выполнить по ней задание, которое поможет составить портрет Филипка. Первая группа читает 1 часть текста. Вторая группа - 2 часть, третья – 3-ю часть. Задания на зелёном листочке выполняете после прочтения. Завершение работы просигнализируйте. Приступайте. 1 группа Портрет ФилипкаПрочитай вопросы к своей части текста, напиши краткие ответы и запиши слова, которые характеризуют мальчика по его поступкам. (Слова даны внизу таблицы, выбери нужные)Маленький, взрослый, хочет учиться, ленивый, любознательный, самостоятельный, нуждается в помощи старших.Анализ работы в группе2 группа Характер герояВставьте пропущенные слова в предложения пользуясь текстом. Школа была __________________ у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки ____________________ его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, __________________ Жучка, ___________________ , а за Жучкой большая собака Волчок. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:- Куда ты, пострелёнок, _________ бежишь?Прибежал он ________________. На Филипка нашёл ___________: «Что, как учитель меня прогонит?» Шла мимо школы бабка с ведром и говорит:- Все _______________, а ты чего тут стоишь?Филипок и _____________ в школу.Оцените характер героя, через поступки. Подчеркните черты характера отражающие волевые качества Филипка. Анализ работы в группе3 группа Характер герояПрочитайте утверждения. Оцените характер героя, через его поступки и выберите верное утверждение «+».Анализ работы в группе- Посмотрите на доску, мы составили с вами портрет главного героя Филипка.- Что изменилооось в жизни Филипка? (Он стал учеником)- Почему Филипок так стремился в школу?- Ребята, сейчас образование доступно каждому ребёнку, а в 19 веке было новшеством обучать крестьянских детей. Ведь до этого образование считалось привилегией высшего дворянского класса, бедным это было недоступно.- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?7. Рефлексия- Подумайте как изменилось ваше отношение к учёбе. И выберите пословицу, подходящую для вас.Учение свет, а неученье тьма.Человек сам кузнец своего счастья.Настойчивость – половина счастья.Грамоте учиться – всегда пригодится.- Как вы думаете, что же главное хотел сказать нам Л.Толстой, написав этот рассказ?8. Домашнее задание.- Придумать историю, а если бы такой Филипок пришёл в наше время в современную школу. Как бы это было? Список используемых ресурсов: