Публикации
Разработка внеклассного мероприятия и урока биологии по теме "Наследственные болезни"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка внеклассного мероприятия и урока биологии по теме "Наследственные болезни"
Автор: Надежда Игоревна Дрожжина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка внеклассного мероприятия и урока биологии по теме "Наследственные болезни"
Автор: Надежда Игоревна Дрожжина
Разработка внеклассного мероприятия и урока биологии по теме «Наследственные болезни».Внеклассное мероприятие предусмотрено для учащихся 9, 10 и 11 класса. В форме познавательной беседы обучающиеся изучат виды наследственных заболеваний и их профилактику. Цель: расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях; о генных, геномных и хромосомных болезнях, об их причинах появления и профилактикеЗадачи:Образовательные: выявить причины наследственных заболеванийРазвивающие: развивать взаимодействие обучающихся при совместной работе и поиска необходимой информацииВоспитательные: воспитание бережного отношения человека к своему здоровью и уважительного к другим людям, имеющим определённые патологические дефекты. Ход работы:Организационный моментУчитель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поговорим сегодня о самых главных ценностях в жизни! Как вы думаете, что к ним относится? Давайте с вами поговорим сегодня о здоровье человека, и какую важную роль именно оно играет в нашей жизни. Как вы думаете, что значит быть здоровым? Возможно ли без здоровья жить полноценной и счастливой жизнью?Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учитель: сегодня мы поговорим не просто полностью о здоровье, а о такой теме как «Наследственные болезни человека». Какие наследственные заболевания вам известны? 2. Беседа с вопросамиИзучение наследственных заболеванийУчитель: в настоящее время известно более 5000 наследственных заболеваний. Все типы мутаций могут вызвать наследственные заболевания. Сегодня мы с вами поговорим о хромосомных, генных и геномных мутациях, рассмотрим причины их возникновения и можно ли предотвратить ту или иную болезнь. Наше здоровье и здоровье нашего будущего поколения зависит от нас самих, и в меньшей доле от медицины. Немало важен образ жизни, который мы с вами ведём и будем вести. Ребята, как вы думаете, какие факторы влияют на появление наследственных заболеваний? И все ли такие болезни носят именно наследственный характер? Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель: Все наследственные заболевания делятся на: генные, геномные и хромосомные. Существует множество мнений о классификациях, но мы остановимся именно на этой. Предлагаю вам познакомиться с наследственными заболеваниями, узнать их причины и какими они бывают. Немного вам расскажу я, а немного вы узнаете сами и в конце урока поделитесь информацией. 1. Синдром Морфана – это наследственное заболевание в соединительной ткани, которое влияет на изменения скелета (деформация грудной клетки и многое другое). Это заболевание может поражать даже глаза. Средняя продолжительность жизни людей, страдающих данным недугом около 35 лет. Способы лечения неизвестны. Есть мнения, что таким наследственным заболеванием болели такие известные личности,как Паганини, Андерсен и Чуйковский. 2. Синдром клешни- данную болезнь не так и давно обнаружили в Африке, между Зимбабве и Ботсваной. Жители в этой местности были походи на страусов! Потому что на ногах у них было не 5 пальцев как у нас, а только 2. Такое заболевание вызвано кровосмешением. И если хотя бы у одного из родителей присутствует этот ген, то ребёнок родится с аналогичной патологией, так как данный ген является доминантным. (для расширения кругозора)[3]. 3. Фенилкетонурия – следующая болезнь, о которой мы поговорим, вызвана повреждением гена в 12 хромосоме. В итоге происходит поражение ЦНС, и проявляется в виде умственной отсталости. Данную болезнь можно предотвратить, если с рождения ребёнка и до полового созревания ограничить поступление в организм феланина, так как именно из-за его накопления в организме происходят такие патологии[3]. 4. Синдром «кошачьего крика»- причиной такой патологии является утрата 5 хромосомы. Из-за изменений в гортани плачь новорожденного ребёнка напоминает мяуканье. К сожалению, предотвратить хромосомные аномалии невозможно. 5. Синдром Клайнфельтера- данный синдром с числовой аномалией половых хромосом. В основном данное заболевание встречается у новорожденных мальчиков. Для мужчин с данным синдромом характерен очень высокий рост. Скелет развит по женскому типу (широкий таз, узкие плечи). Характерна отсталость в умственном развитии. В данной болезни замечено, чем большее количество хромосом, тем более развита умственная отсталость[4]. Ребята, мы ознакомились с некоторыми наследственными болезнями, чтобы расширить ваш кругозор. А сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу. Предлагаю разделиться на 3 группы и используя дополнительные источники поискать информацию о таких заболеваниях, как: 1 группа: синдром Дауна2 группа: синдром Шершевского-Тернера3 группа: синдром ПатауКласс делится на команды и ищет необходимую информацию. Через определённое количество времени выходит капитан команды и рассказывает что представляет его команда. 3. Закрепление материалаПосле поиска необходимой информации и выступления, ребята далее работают с учителем. Учитель: Ребята, я вам уже говорила, что мы вернёмся к класиффикации наследственных заболеванийю Предлагаю вам для закрепления материала, заполнить таблицу. Которая пригодится вам на уроках во время прохождения курса генетики. (Приложение 1). Ученики вместе с учителем заполняют таблицу. Приложение 1.Наследственные заболевания и их характеристикаДля расширения кругозора и подробного изучения материала обучающиеся выписывают в таблице нудную информацию, которую предлагает учитель. Для разработки урока по наследственным болезням был выбран учебник линии авторов Р.М. Сапина и Н.И. Сонина для 9 класса. Тема «Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика».Предметными результатами являются:-Изучение наследственных заболеваний - Изучение врождённых заболеваний-Профилактика наследственных и врождённых заболеванийМетапредметные результаты: в процессе групповой работы учащиеся должны ознакомиться с основными понятиями, научиться работать в группах и взаимодействовать друг с другом для поиска и предоставления неободимой информации.Личностные результаты: Развитие наблюдательности, умение работать вместе и слышать друг друга. Повышение интереса к предмету биология.Средства обучения: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.Урок о наследственных заболеваниях представлен в технологической карте.Технологическая карта по теме урока: «Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика»Тема о наследственных заболеваниях является довольно значимой при изучении курса генетики. Изучив общую характеристику наследственных болезней, их историю открытия и изучения, следует вывод, что о различного рода патологиях задумывались ещё в древние времена, но не могли более научно объяснить данные явления. Со временем учёные и врачи по всему миру стали делать множество различных открытий, которые дали толчок к более подробной информации. Наследственные болезни имеют свои особенности. Даже у абсолютно здоровых родителей может родиться ребёнок с какими-либо патологиями. Насчитывается более 6000 видов различных патологий, и некоторые из них действительно можно вылечить, если вовремя применять меры профилактики, и если болезнь связана с обменов веществ. Предмет биологии является одним из самых важных дисциплин в школе, которую необходимо изучать обучающимся. Именно благодаря биологии ученики познают строение живых организмов, процессы жизнедеятельности, узнают о происхождении жизни на Земле и тайны биосферы. Школьный курс биологии не просто знакомит обучающихся с генетикой, наследственными патологиями и т.д., но и подталкивает детей работать самостоятельно. Решать сложные задачи по мутации человека, изучать законы Г. Менделя и мн.др. Учащимся как можно больше необходимо узнавать о различных патологиях человека, об их последствиях и профилактике. К тому же, у обучающихся с детства должно воспитываться гуманное отношение к людям, которые могут отличаться от остальных по тем или иным признакам. Немало важно проводить классные часы и давать ученикам как можно больше дополнительной информации на уроках биологии. Чтобы ученики понимали как можно больше и знали как объяснить то или другое явление патологии. Таким образом, стоит отметить, что за последнее время изменилось отношение к изучению наследственных заболеваний, развивается медицинская генетика, информация о тех или иных отклонениях стала более доступной и объяснимой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей / А.Ю. Асанов. – Москва: Академия, 2003. – 224 с.2. Бочков Н. П. Генетика человека: наследственность и патология. / Н.П. Бочков. - Москва: Медицина, 1978. – 377 с.3. Васильева Е. Е. Генетика человека с основами медицинской генетики. / Е.Е. Васильева.-Москва: Лань, 2016.-96 с. 4.Гинтер Е.К. Наследственные болезни / Е.К. Гинтер. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 464 с.5.Гинтер Е.К. Наследственные болезни в популяциях человека / Е.К. Гинтер. – Москва: Медицина, 2002. – 304 с.6. Дадали Е.Л. Генетика широко распространенных заболеваний. / Е.Л. дадали.-Москва: Академкнига, 2006.-556 с. 7. Дадали Е.Л. Наследственные болезни обмена. Е.Л. Дадали.-Москва: Академкнига, 2006.-544 с. 8. Дрожжин А.П. Основы клинической фармакогенетики. / А.П. Дрожжин.-Москва: Медицина, 2004.-235 с. 9.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Учебник для вузов. 4-е издание. / И.Ф. Жимулев. – Новосибирск: НГУ, 2007. – 470 с. 10.Жученко А.А. Генетика. Учебное пособие / А.А. Жученко.- Москва: Колос, 2006. – 480 с.11. Запруднов А. М. Детские болезни. Том 1. / А.М. Запруднов.-Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.-768 с. 12. Запруднов А.М. Детские болезни. А.М. Запруднов.-Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.-768 с.13. Зарецкая Ю.М. Иммунология и иммуногенетика человека./ Ю.М. Зарецкая.- Москва: Триада, 2002.-128 с. 14. Иванов В.И. Генетика: учебник для вузов / В.И. Иванов.-Москва: Академкнига, 2006.- 639 с.15.Иванищев В.В. Основы генетики. Учебник / В.В. Иванищев. – Москва: Инфа-М, 2017.-207 с. 16.Клаг У. Основы генетики / У. Клаг. – Москва: Техносфера, 2007. – 894 с.17.Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: учебное пособие / Н.А. Курчанов. – Москва: СпецЛит, 2009. – 192 с.18. Краснопольская К.Д. Наследственные болезни обмена веществ: Справочное пособие для врачей. / К.Д. Краснопольская.- Москва: Фохат, 2995.-364 с. 19. Курчанов Н. А. Генетика человека с основами общей генетики./ Н.А. Курчанов.-Москва: Litres, 2017.-560 с.20.Льюин Б. Гены / Б. Льюин. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.