Публикации
Разработка и использование межпредметных заданий на уроке географии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка и использование межпредметных заданий на уроке географии
Автор: Надежда Игоревна Дрожжина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка и использование межпредметных заданий на уроке географии
Автор: Надежда Игоревна Дрожжина
Разработка и использование межпредметных заданий на уроке географии
Современное общество требует ускоренного совершенствования учебного процесса. Существует большое количество методических пособий, сборников с необходимым материалом. Но в учебном процессе необходимо как можно больше расширять кругозор обучающихся и использование заданий с межпредметными связями является одним из способов заинтересовать ученика не только в географии, но и других предметах.
Рассмотрим несколько межпредметных заданий по разным темам.
1. География и биология.
1) Назовите негативные последствия для растений, которые может нести за собой наводнение.
2) Как наводнение может влиять на обитателей гидросферы?
Ответ: возможно сокращение популяции. Во время паводка возможны миграции рыб из одного водоема в другой, рыбы стремятся уйти в водоемы с большим количеством кислорода, с более подходящим температурным режимом и, по возможности, стремятся избежать большой мутности воды. По прогнозам ихтиологов, страшны не сами паводки, а резкие спады воды после них, особенно при низкой температуре окружающего воздуха (как в этом году). Рыбы нередко начинают нерест на залитых паводком площадях, а когда вода резко сходит, то рыба не успевает за водой уйти с нерестилищ и гибнет вместе со своей икрой. Иногда происходит скидывание икры, но не происходит ее оплодотворение. Еще бывает так, что рыба при паводках просто отказывается нереститься, особенно при холодной температуре.
3) Какие полезные ископаемы имеют органическое происхождение? Нарисуйте схемы связи их образования с растительным и животным миром
4) Какое полезное ископаемое добывают на Балтийском побережье у Калининграда? Объясните процесс его формирования, особенности его использования
5) Назовите растения-индикаторы по которым можно найти месторождения полезных ископаемых.
2. География / ОБЖ
1) Назовите правила поведения при наводнении, как к нему подготовиться.
2) Назовите правила поведения при сходе снежной лавины.
3) Государственным бюджетным учреждением г. Москвы Система 112 разработаны правила поведения в районах схода лавин. В них предупреждается о необходимости избегать мест возможного схода лавин. Назовите места, которым это характерно.
4) Объясните, чем опасна снежная лавина для человека, который попал под неё?
3. География / история.
1) Составьте несколько картосхем территории Урала на тему Полезные ископаемые 18 , 19 и 20 вв.
2) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей.
3) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей.
4) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей
4. География / литература
1) Если вспомнить литературные произведения писателей, то можно заметить, что многие из них упоминают полезные ископаемые в роли драгоценных камней или украшений. Особенно в сказках. О каком полезном ископаемом идёт речь в следующем тексте? Вставьте пропущенное слово.
А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового слышь-ко ……. Платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить - отрывок из сказки Хозяйка медной горы, П.П. Бажов.
2) Какой американский писатель отразил в своих произведениях сложности добычи полезных ископаемых на Аляске? Как образно он его назвал? На контурную карту Северной Америки нанесите места добычи этого полезного ископаемого (из одного произведения писателя).
5. География / Химия
1)На контурную карту России нанесите месторождения полезных ископаемых, на базе которых развивается химическая промышленность.
2) Напишите химическую формулы калийной соли и нарисуйте схему ее образования.
3) Какой цвет приобретают горные породы, если в них содержится литий, соли натрия и калия?
4) С химической точки зрения объясните цвет и процесс формирования тундрово-глеевых почв.
6. География / Изобразительное искусство
Многие художники изображали на своих картинах добычу полезных ископаемых. Перед вами три из них. Назовите способы добычи полезных ископаемых, изображенных на картинках? (Приложение 1).
Таким образом, стоит отметить, что межпредметные задания являются одними из действенных способов обучения и расширения кругозора обучающихся.
Приложение 1
Список литературы
Акимов, В. А. Опасные геофизические явления и процессы как источники чрезвычайных ситуаций природного характера: модель среднесрочного прогнозирования землетрясений / В. А. Акимов, М. В. Бедило, Е. О. Иванова // Технологии гражданской безопасности. – 2022. – № 1. – С. 20–23.
Акимов, В.А. Опасные гидрометеорологические явления на территории России / В. А. Акимов, Р. А. Дурнев, Ю. И. Соколов. – Москва: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2009. – 312 с.
Акимов, Л. М. Экстремальные засухи на европейской территории России / Л. М. Акимов, В. А. Подрезов // Региональный анализ состояния окружающей среды и экологические риски для населения.сборник научных статей. – 2021. – № 14. – С. 12–16.
Арсеньева. А. Р. Стихийное бедствие: предупредить и учесть / А. Р. Арсеньева // Бюджетный учет. – 2021. – № 8. – С. 25–31.
Банщикова, Л.С. Наводнения на реках, вызванные заторами льда, методика их мониторинга и оценка риска / Л.С. Банщиков. – Санкт-Петербург: РГГМУ, 2009. – 20 с.
Бедило, М. В. Опасныеприродныепроцессы / М. В. Бедило, А. Г. Заворотный, А. А. Неровных. – Москва : Академия ГПС МЧС России, 2020. – 308 с.
Бузин, В. А. Опасные гидрологические явления / В. А. Бузин. – Санкт-Петербург: РГГМУ, 2008. – 227 с.
Владимиров, В. А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. – Москва: Контакт-Культура, 2000. – 380 с.
Волобуева, Н.А. Опасности природного характера и защита от них / Н. А. Волобуева, С. В. Петров. – Новосибирск: Арта, 2011. – 256 с.
Голицын, Г. С. Статистика и динамика природных процессов и явлений / Г. С. Голицын. – Москва: URSS, 2013. – 398 с.
Грачёва, Р. Г. Оползневые процессы в горах / Р. Г. Грачёва // География. – 2011. – №14. – С. 6–12.
Грязнова, В. В. Риск землетрясений на территории России в экономических показателях / В. В. Грязнова, А. В. Данилова, А. А. Деркачева // В сборнике: Снежные лавины, сели и оценка риска (Москва, 2020). Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. – С. 100-116.
Данилова, С. С. Обнаружение лесных пожаров. Методы тушения лесных пожаров / С. С. Данилова, В. М. Николаева // Аллея науки. – 2018. – № 10. – С. 380-383.
Джунушаливева, К. К. Методы, используемые для темы о природных катаклизмах в преподавании географии в школе / К. К. Джунушалиева// Известия ВУЗов. – 2015. – № 7. – С. 213–217.
Ермакова, А. С. Прогнозирование и предупреждение стихийных природных явлений и техногенных катастроф с помощью систем космического мониторинга / А. С. Ермакова, Е. И. Кравцева, С. А. Карауш // экология и безопасность техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Томск, 23–25 ноября 2017 г.). – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2017. – С. 625–628.
Жантаев, Ж. Ш. Наземно-космические технологии изучения динамики земной коры и развитие методов прогноза землетрясений / Ж. Ш. Жантаев // Триггерные эффекты в геосистемах. Материалы V Международной конференции (Москва, 04–07 июня 2019 года). – Москва : ТОРУС ПРЕСС, 2019. – С. 160–170.
Зайнулина, Н. В. Анализ, оценка и методы прогнозирования риска наводнений / Н. В. Зайнулина, С. Н. Соклов // Информационные технологии в экологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России (Нижневартовск, 23 ноября 2017 года). – Нижневтаорск: Нижневартовский государственный университет,2018. – С. 111–114.
Зайцева, А. С. История возникновения и современное состояние терминологии чрезвычайных ситуаций (ЧС) / А. С. Зайцева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6. – С. 527–530.
Зигуненко, С. Н. Тайны стихий и природных катастроф / С. Н. Зигуненко. – Москва: Оникс, 2009. – 317 с.
Зозуля, П. В. Современная оценка опасности и рисков возникновения стихийных бедствий / П. В. Зозуля, А. В. Зозуля // Вестник университета. – 2015. – № 5. – С. 63–68.
2
Современное общество требует ускоренного совершенствования учебного процесса. Существует большое количество методических пособий, сборников с необходимым материалом. Но в учебном процессе необходимо как можно больше расширять кругозор обучающихся и использование заданий с межпредметными связями является одним из способов заинтересовать ученика не только в географии, но и других предметах.
Рассмотрим несколько межпредметных заданий по разным темам.
1. География и биология.
1) Назовите негативные последствия для растений, которые может нести за собой наводнение.
2) Как наводнение может влиять на обитателей гидросферы?
Ответ: возможно сокращение популяции. Во время паводка возможны миграции рыб из одного водоема в другой, рыбы стремятся уйти в водоемы с большим количеством кислорода, с более подходящим температурным режимом и, по возможности, стремятся избежать большой мутности воды. По прогнозам ихтиологов, страшны не сами паводки, а резкие спады воды после них, особенно при низкой температуре окружающего воздуха (как в этом году). Рыбы нередко начинают нерест на залитых паводком площадях, а когда вода резко сходит, то рыба не успевает за водой уйти с нерестилищ и гибнет вместе со своей икрой. Иногда происходит скидывание икры, но не происходит ее оплодотворение. Еще бывает так, что рыба при паводках просто отказывается нереститься, особенно при холодной температуре.
3) Какие полезные ископаемы имеют органическое происхождение? Нарисуйте схемы связи их образования с растительным и животным миром
4) Какое полезное ископаемое добывают на Балтийском побережье у Калининграда? Объясните процесс его формирования, особенности его использования
5) Назовите растения-индикаторы по которым можно найти месторождения полезных ископаемых.
2. География / ОБЖ
1) Назовите правила поведения при наводнении, как к нему подготовиться.
2) Назовите правила поведения при сходе снежной лавины.
3) Государственным бюджетным учреждением г. Москвы Система 112 разработаны правила поведения в районах схода лавин. В них предупреждается о необходимости избегать мест возможного схода лавин. Назовите места, которым это характерно.
4) Объясните, чем опасна снежная лавина для человека, который попал под неё?
3. География / история.
1) Составьте несколько картосхем территории Урала на тему Полезные ископаемые 18 , 19 и 20 вв.
2) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей.
3) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей.
4) Составьте таблицу в хронологическом порядке о датах открытия известных месторождений на территории России (КМА, нефть Западной Сибири, алмазы Якутии, железные руды Урала) с указанием ФИО их первооткрывателей
4. География / литература
1) Если вспомнить литературные произведения писателей, то можно заметить, что многие из них упоминают полезные ископаемые в роли драгоценных камней или украшений. Особенно в сказках. О каком полезном ископаемом идёт речь в следующем тексте? Вставьте пропущенное слово.
А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового слышь-ко ……. Платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить - отрывок из сказки Хозяйка медной горы, П.П. Бажов.
2) Какой американский писатель отразил в своих произведениях сложности добычи полезных ископаемых на Аляске? Как образно он его назвал? На контурную карту Северной Америки нанесите места добычи этого полезного ископаемого (из одного произведения писателя).
5. География / Химия
1)На контурную карту России нанесите месторождения полезных ископаемых, на базе которых развивается химическая промышленность.
2) Напишите химическую формулы калийной соли и нарисуйте схему ее образования.
3) Какой цвет приобретают горные породы, если в них содержится литий, соли натрия и калия?
4) С химической точки зрения объясните цвет и процесс формирования тундрово-глеевых почв.
6. География / Изобразительное искусство
Многие художники изображали на своих картинах добычу полезных ископаемых. Перед вами три из них. Назовите способы добычи полезных ископаемых, изображенных на картинках? (Приложение 1).
Таким образом, стоит отметить, что межпредметные задания являются одними из действенных способов обучения и расширения кругозора обучающихся.
Приложение 1
Список литературы
Акимов, В. А. Опасные геофизические явления и процессы как источники чрезвычайных ситуаций природного характера: модель среднесрочного прогнозирования землетрясений / В. А. Акимов, М. В. Бедило, Е. О. Иванова // Технологии гражданской безопасности. – 2022. – № 1. – С. 20–23.
Акимов, В.А. Опасные гидрометеорологические явления на территории России / В. А. Акимов, Р. А. Дурнев, Ю. И. Соколов. – Москва: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2009. – 312 с.
Акимов, Л. М. Экстремальные засухи на европейской территории России / Л. М. Акимов, В. А. Подрезов // Региональный анализ состояния окружающей среды и экологические риски для населения.сборник научных статей. – 2021. – № 14. – С. 12–16.
Арсеньева. А. Р. Стихийное бедствие: предупредить и учесть / А. Р. Арсеньева // Бюджетный учет. – 2021. – № 8. – С. 25–31.
Банщикова, Л.С. Наводнения на реках, вызванные заторами льда, методика их мониторинга и оценка риска / Л.С. Банщиков. – Санкт-Петербург: РГГМУ, 2009. – 20 с.
Бедило, М. В. Опасныеприродныепроцессы / М. В. Бедило, А. Г. Заворотный, А. А. Неровных. – Москва : Академия ГПС МЧС России, 2020. – 308 с.
Бузин, В. А. Опасные гидрологические явления / В. А. Бузин. – Санкт-Петербург: РГГМУ, 2008. – 227 с.
Владимиров, В. А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. – Москва: Контакт-Культура, 2000. – 380 с.
Волобуева, Н.А. Опасности природного характера и защита от них / Н. А. Волобуева, С. В. Петров. – Новосибирск: Арта, 2011. – 256 с.
Голицын, Г. С. Статистика и динамика природных процессов и явлений / Г. С. Голицын. – Москва: URSS, 2013. – 398 с.
Грачёва, Р. Г. Оползневые процессы в горах / Р. Г. Грачёва // География. – 2011. – №14. – С. 6–12.
Грязнова, В. В. Риск землетрясений на территории России в экономических показателях / В. В. Грязнова, А. В. Данилова, А. А. Деркачева // В сборнике: Снежные лавины, сели и оценка риска (Москва, 2020). Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. – С. 100-116.
Данилова, С. С. Обнаружение лесных пожаров. Методы тушения лесных пожаров / С. С. Данилова, В. М. Николаева // Аллея науки. – 2018. – № 10. – С. 380-383.
Джунушаливева, К. К. Методы, используемые для темы о природных катаклизмах в преподавании географии в школе / К. К. Джунушалиева// Известия ВУЗов. – 2015. – № 7. – С. 213–217.
Ермакова, А. С. Прогнозирование и предупреждение стихийных природных явлений и техногенных катастроф с помощью систем космического мониторинга / А. С. Ермакова, Е. И. Кравцева, С. А. Карауш // экология и безопасность техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Томск, 23–25 ноября 2017 г.). – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2017. – С. 625–628.
Жантаев, Ж. Ш. Наземно-космические технологии изучения динамики земной коры и развитие методов прогноза землетрясений / Ж. Ш. Жантаев // Триггерные эффекты в геосистемах. Материалы V Международной конференции (Москва, 04–07 июня 2019 года). – Москва : ТОРУС ПРЕСС, 2019. – С. 160–170.
Зайнулина, Н. В. Анализ, оценка и методы прогнозирования риска наводнений / Н. В. Зайнулина, С. Н. Соклов // Информационные технологии в экологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России (Нижневартовск, 23 ноября 2017 года). – Нижневтаорск: Нижневартовский государственный университет,2018. – С. 111–114.
Зайцева, А. С. История возникновения и современное состояние терминологии чрезвычайных ситуаций (ЧС) / А. С. Зайцева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6. – С. 527–530.
Зигуненко, С. Н. Тайны стихий и природных катастроф / С. Н. Зигуненко. – Москва: Оникс, 2009. – 317 с.
Зозуля, П. В. Современная оценка опасности и рисков возникновения стихийных бедствий / П. В. Зозуля, А. В. Зозуля // Вестник университета. – 2015. – № 5. – С. 63–68.
2