Публикации Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза у младших школьников
Автор: Федосеева Надежда Борисовна

Федосеева Надежда Борисовна, учитель-логопед МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н., Республика Хакасия, город СорскФормирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза у младших школьников При устранении оптической дислексии и дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. В процессе логопедической работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно - пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у умственно отсталых школьников. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
  • Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
  • Ориентировку в окружающем пространстве.
  • Ученик научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки, как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируются на основе умения выделять правую руку. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее. При устранении оптических дислексий и дисграфий необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить работу по следующему плану:
  • Дифференциация правых и левых частей тела.
  • Ориентировка в окружающем пространстве.
  • Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
  • Параллельно с этой работой проводится уточнение и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Для развития дифференциации правых и левых частей тела рекомендуются следующие задания:
  • Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед даёт сам ответ, а дети повторяют за ним несколько раз. Дается здание поднять правую руку и назвать её.
  • Показать левую руку.
  • Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу правой, левой рукой.
  • После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой, левой ноги; правого, левого уха. В заключении ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе.
  • Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» «Покажи книгу справа, слева от себя»
  • Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями:
  • Предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
  • В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать где находится ручка по отношению к книге справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради.
  • Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т.д.
  • При устранении оптических дисграфий и дислексий проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки. На которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:
  • Написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него –крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже точки – крестик, справа от точки –круг.
  • Определить пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
  • На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие их элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Рекомендуемые задания:
  • Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв:
  • Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
  • Сложить из палочек фигуры ( сначала по образцу, затем по памяти)
  • Сконструировать буквы печатного рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
  • Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
  • Показать, правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
  • Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по предъявлению.
  • Реконструировать букву, добавляя элемент: Л-А-Д, К-Ж, З-В-Б; и-ш-щ,п-т….
  • Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т; в-д, ш-т, п-и.
  • Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З-В, Р-В, Ь-В.
  • Узнавание букв по разному расположению в пространстве («перевернутых», положенных на бок и т.д.
  • Узнавание букв, наложенных друг на друга
  • Узнавание букв, написанных разными шрифтами (рукописные, печатные, заглавные, строчные, стилизованные)
  • Большое место при устранении оптических дисграфий и дислексий занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
  • Использование игровых моментов(шуток, загадок, символов: О-обруч-уши, З-змея, Ж –жук), стихи: Два колышка наискосок,
  • А между ними поясок. (А)
  • Проводится анализ смешиваемых букв с использованием мнемонистических приемов.
  • б – похожа на белку, такой же хвост; как слово «белка» начинается на звук Бд - похожа на дятла, сидящего на стволе дерева; слово «дятел» начинается на звук ДВ буква похожа на верблюда с двумя горбамиД – буква похожа на верблюда с одним горбомт – у буквы три палочки и слово «три» начинается на Тппара палочек и «пара» начинается на букву Прпишем букву и палочка рррастётпперестала растих – букве хххолодно, она вся сжаласьжбукве жарко, она вся раскрылась. Часто дети путают заглавные Е и З. Здесь можно использовать простой прием. Буква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперед, а вот буква З едет ЗЗЗадом. Для улучшения усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезание, лепка из пластилина, обведение контуров , письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
  • Изограммы
  • Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку.
  • По таблице просим показать заданные буквы; показать, с какими буквами путает, чем они отличаются.
  • Диктуем буквы в разброс с предварительным анализом из каких элементов состоит, на что похожа буква, с какой буквой можно спутать
  • Писать под диктовку различные слоги (открытые, закрытые, по парам, подряд) с усиленной артикуляцией.
  • Вставить пропущенные буквы в письменном тексте.
  • Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено , для существования оптической дисграфии больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв. Основная цель логопедической работы с данными детьми – научить их четкой дифференциации букв. Действенной является система упражнений в следующем порядке: сначала закрепляются один звук и буква из пары, затем – второй, и только после этого выполняются задания на речевом материале, включающем оба звука и буквы. Речевой материал должен быть подобран так, чтобы в период работы на одной буквой из пары избежать написания второй. Таким образом, по принципу «от простого к сложному», мы идем от прописывания каждой буквы отдельно к закреплению написания обеих в слогах, в словах, фразах, текстах. Таким образом, устранение оптических дисграфий и дислексий осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.