Публикации Сущность мнемотехники как средства обучения французской лексике на уровне основного общего образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность мнемотехники как средства обучения французской лексике на уровне основного общего образования
Автор: Мануковская Наталья Александровна

Сущность мнемотехники как средства обучения французской лексике на уровне основного общего образованияИзучение новой лексики - самый трудоемкий процесс в изучении иностранного языка. Чтобы сделать его увлекательным и нескучным, каждый преподаватель, естественно, старается преподнести информацию студентам в занимательной форме - картинки, иллюстрации, игры, смешные видео, образная речь и т.д. Чем больше используется увлекательных игр, тем интереснее становится урок. Однако это решает лишь часть проблемы обучения. Для того чтобы слова оставались в памяти учеников, преподавателям иностранных языков необходимо знать и владеть различными техниками запоминания.Современная наука располагает необходимыми ресурсами – достаточно серьезное внимание уделяется мнемотехнике или мнемонике. Эти два слова имеют одинаковое значение и происходят от греческого слова "mnemonikon" (память). Исследователи считают, что это слово было выведено Пифагором Самосским (6 век до н.э.).В данном исследовании мы соглашаемся с мнением Р.Т. Аткинсона, известным американским психологом и профессором, много писавшим о когнитивной психологии, который рассматривает мнемонические техники как «приемы и системы, предназначенные для улучшения запоминания и воспроизведения информации из памяти» [8, c. 59].Как работают мнемонические техники? Когда человек собирает в своем воображении несколько зрительных образов, мозг закрепляет эту ассоциацию. Затем, когда человек вспоминает образ из этой ассоциации, мозг воссоздает все ранее связанные образы.Мнемотехника построена на принципах ассоциации образов и вербальной переработки, что подразумевает работу одновременно нескольких видов памяти.Память считается одним из важнейших когнитивных процессов. Философы, психологи, физиологи и педагоги давно интересуются памятью. Весомый вклад в изучение памяти внесли советские психологи-исследователи Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, И.М. Сеченов и другие.Авторы «Словаря методологических терминов и понятий» Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин определяют память как психофизиологический процесс, посредством которого мозг человека отражает, фиксирует и хранит прошлый опыт. Физиологически этот процесс основан на «формировании, хранении и последующей реализации временных нервных окончаний в коре головного мозга» [1, c. 184].Память является важнейшим ресурсом человека, позволяющим ему использовать весь накопленный опыт, и составляет одну из основ его личности, психики и дальнейшего развития.Согласно Е. А. Газеевой, определение памяти - это «когнитивный процесс запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта». В упрощенном виде память применяется как узнавание ранее воспринятых объектов или предметов, а в более сложном виде она представляется как воспроизведение в сознании объектов, не данных в текущем восприятии. Узнавание и воспроизведение объектов также может быть произвольным или непроизвольным. В настоящее время память рассматривается в кон- тексте «других когнитивных процессов» [3, c. 24].Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одним из них является классификация памяти как мгновенной, кратковременной, долговременной или оперативной.Согласно классификации Р.С. Немова, виды памяти распределяются в зависимости от времени хранения информации – «мгновенная или иконическая память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память» [6, c.45].
  • Мгновенная память (иконическая память) - это память длительностью от 0,1 до 0,5 секунды. Она связана с удержанием в памяти информации, которая только что была распознана органами чувств. Мгновенная память - это первый этап обработки поступающей внешней информации. Она может относиться к остаточным впечатлениям, возникающим в результате непосредственного восприятия внешних факторов.
  • Кратковременная память - это хранение информации в течение короткого периода времени после одной секунды восприятия. Этот вид памяти также характеризуется немедленным запоминанием, сразу после восприятия. Особенностью кратковременной памяти является то, что в кратковременную память может попасть только та информация, которая актуальна для человека и соответствует его потребностям и интересам. Важнейшая роль кратко- временной памяти заключается в том, что при обработке больших объемов информации отсеивается ненужная информация и остается только нужная и полезная. Кратковременная память - это как «фильтр, который позволяет важной и уже осознанной (обработанной) информации попасть в долговременную память» [5, c. 56].
  • Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин в своем "Новом словаре методических терминов и понятий" определяют память следующим образом: «память характеризуется способностью удерживать информацию с целью извлечения вновь приобретенной информации в будущем». Существует два вида памяти: волевая и непроизвольная. Непроизвольная память - это память, которая возникает без специальных волевых усилий или предварительного отбора материала. Произвольная - это специальная деятельность, при которой задачей является длительное запоминание материала и возможность его воспроизведения в будущем. Существует несколько способов спонтанного запоминания. Это и составление плана, и семантическая группировка, и выбор опорных пунктов и др. [1].Многие исследователи, в том числе Р.С. Немов, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн, предложили целые системы для произвольного запоминания. Так, Р.С. Немов представляет следующий поведенческий алгоритм:
  • образуйте мысленную связь слова или понятия, которое необходимо запомнить, с каким-либо знакомым и хорошо известным предметом, и который нетрудно представить в воображении;
  • соедините эти два объекта необычным способом в воображаемый объект;
  • мысленно представьте себе этот новый объект.
  • По мнению Р.С. Немова, этих трех шагов достаточно для того, чтобы вы вспомнили нужный объект, когда вам это понадобится [6].Вышеперечисленные действия мгновенно переводят информацию из кратковременной памяти в долговременную. При этом она надолго остается в долговременной памяти, так как чем больше разнообразных ассоциаций иэмоций она вызывает при первом знакомстве и чем больше времени тратится на мысленное развитие этих ассоциаций, тем лучше она запоминается.Следующий процесс запоминания - это удержание. В психологии это процесс удержания, хранения, переработки, структурирования и организации информации в долговременной памяти; в "Словаре по психологии" Б. Мещерякова и В. Зинченко: «Удержание - конструктивный процесс переработки информации, в котором участвует мыслительная деятельность (систематизация, обобщение и т.д.)» [19, c. 109]. Информация, непосредственно связанная с деятельностью человека, его потребностями и образом жизни, лучше сохраняется в памяти.Воспроизведение - это процесс извлечения (осознания) ранее воспринятых объектов из долговременной памяти и переноса их в кратковременную память. Воспроизведение может быть непроизвольным или добровольным и требует определенных умственных и волевых усилий. Непроизвольное воспроизведение может быть вызвано содержанием конкретной деятельности, которой человек занят в данный момент. Оно не хаотично, а скорее последовательно и может быть основано на ассоциациях, возникающих из прошлого опыта. Случайное повторение вызывается задачами, поставленными соответственно самим человеком или другими людьми. В соответствии с поставлен- ной задачей из памяти человека воспроизводится необходимый материал. Воспроизведение – «это творческий процесс, связанный с преобразованием и реконструкцией материала» [7, c. 105].Забывание также является процессом памяти и характеризуется невозможностью запомнить или вспомнить, или ошибками в этих процессах. Оно уменьшает объем и ясность информации, хранящейся в памяти. Оно также характеризуется снижением способности вспомнить или воспроизвести то, что было сохранено. Забывание происходит сразу после обучения и постепенно замедляется с течением времени. Скорость забывания информации за- висит от частоты использования материала в деятельности человека и зависит от его содержания, количества и эмоционального тона.Для того чтобы обеспечить запоминание информации, необходимо знать и владеть приемами запоминания; важную роль в постановке вопросов о приемах и методах запоминания сыграли Л.В. Занков и А.Н. Леонтьев; работа А.А. Смирнова о роли мыслительных процессов в памяти посвящена специальным исследованиям, в которых он выявил роль ряда мнемических приемов запоминания.Эмпирическое исследование структуры мнемотехники было проведено В. Я. Лаудисом. В своих работах профессор выделяет четыре мнемические операции, такие как: ориентировку в материале на основе преломления эле- ментов запоминаемого материала к личному опыту обучаемого; группировку материала на основе каких-то свойств отдельных элементов; определения внутригрупповых отношений между элементами материала, предлагаемого к запоминанию; установление межгрупповых отношений [19].Экспериментальные работы М. А. Лопатина позволяют выделить «не- которые основные мнемические действия или совокупностиь действий, а точнее, систему, выступающую в качестве способов запоминания или мнемических приемов» [4, c. 105]:
  • группировка материала по определенным критериям;
  • определение или фиксация опорных точек, которые служат опорой для широкого спектра содержания (заголовки, примеры, тезисы, вопросы, диаграммы);
  • использование или выделение ряда опорных точек или плана;
  • Отнесение конкретного понятия, явления или объекта к классу по определенным признакам;
  • выявление сходства или подобия в любых отношениях фактов, понятий или объектов или проведение аналогии;
  • выявление порядка внутренней структуры запоминаемого объекта; установление или структурирование взаимного расположения частей, составляющих целое;
  • упрощение, иллюстрирование или составление схемы запоминаемой информации;
  • установление или построение порядка, например, временное распре- деление, количественное распределение, пространственный порядок или непрерывную организацию материала;
  • установление связи на основе сходства, родства, контраста или ассоциаций;
  • написание, вербализация, называние, преобразование или перекодирование информации на основе фонетических или семантических характеристик;
  • создание набора распознаваемых процессов памяти, т.е. мнемотехнических приемов;
  • повторение информации, сознательно контролируемое или нет. Повторение подходит в качестве самостоятельного метода запоминания в силу своего фундаментального и универсального характера.
  • Большинство из вышеперечисленных приемов, на которых основана мнемотехника, рекомендуется использовать в процессе обучения иностранным языкам в средней школе, то есть при обучении лексике на иностранном языке.Использование мнемонических приемов на уроках иностранного языка практически полезно для эффективного формирования словарного запаса. Обучение с использованием мнемонических приемов активизирует естественные механизмы памяти учащихся, и процесс изучения языка перестает быть скучным, а становится управляемым с точки зрения удержания и запоминания информации. Мнемонические техники являются инструментальны- ми навыками, позволяющими избежать трудностей с запоминанием.И.В. Андреева в своей работе утверждает, что мнемотехника как образовательная технология помогает учащимся средних классов овладеть про- граммами, используя различные приемы развития памяти, которые «создают комфортную обстановку в классе» [2, c. 14]. Исследование И.В. Андреевой "Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся" посвящено здоровьесберегающему потенциалу мнемотехники. Автор подчеркивает, что образовательные процессы, построенные на мнемотехнике, палеонтологически оправданы, так как способны обеспечить дозированность и смысловую направленность материала, предназначен- ного для запоминания. Это предотвращает перегрузку памяти, снижает вероятность неспособности студентов вспомнить пройденное в стрессовых ситуациях, нейтрализует страх и тревожность на занятиях.Таким образом, возможности и потенциал мнемотехники позволяют применять ее как здоровьесберегающую методику в процессе обучения иностранному языку на уровне основного общего образования. Мнемотехника на уроках иностранного языка, которая одновременно воздействует на различные виды памяти обучающихся средней школы и способствует грамотной регуляции процесса запоминания и сохранения информации, позволяет решить проблему изучения лексики иностранного языка без ущерба для само- чувствия ученика и без его перегрузки. Мнемотехника стимулирует активизацию предшествующих компетенций учащегося и раскрывает внутренние психологические законы, которые делают обучение легким и приятным для обучающегося. Библиографический список
  • Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2016.
  • Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. (13.00.01). – СПб, 2004. – 120 с.
  • Газеева Е.А. Влияние особенностей памяти на процесс овладения иностранным языком. Метод мнемотехники // Наука и современность. — 2019. — № 15-3. — С. 28-33.
  • Лопатин, М.А. "Мнемонические приёмы в обучении иноязычной лексике" / М.А. Лопатин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 2-1 (32). — С. 105-109.
  • Мещеряков, Б., Зинченко, В. "Большой психологический словарь". Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. — 672 с.
  • Немов, Р.С. "Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд." — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  • Никитина, Т.Б. "Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко". — Москва: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 320 с.
  • Atkinson, R.T. & Shiffrin, R.M. "Human Memory: A proposed System and its Control Process". In: Spence, K.W. & Spence, Y.T. Advances in the Psychology of Learning and Motivation. — New York: Academic Press, 2019. — p. 89-195.